Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические задачи для родителей




Рекомендации по созданию

генеалогического древа [24]

Понятие «генеалогия» берет начало от греческого слова genos – род. Генеалогическое древо – это родословная семьи. Каждое поколение располагается на определенной ступени. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его окружения. Это помогает ребенку усваивать представления о развитии рода в системе.

Генеалогическое древо можно оформить в альбоме или на отдельном листе, а можно сделать панно и поместить его в специально изготовленную рамку или придумать более оригинальное оформление.

Первым на схеме вверху обозначается сам ребенок. Можно приклеить его фотографию или сделать рисунок. Рядом приклеивают фотографии братьев и сестер, если в семье несколько детей. Это – первое поколение.

От фотографии ребенка вниз проводится линия, разделяющая схему на две части. Это ствол. От ствола вправо и влево располагаются мама и папа. Это – второе поколение. Затем, ниже ступенью – бабушки и дедушки. Очень важно, чтобы ребенок запоминал имена, отчества и фамилии родственников, род их занятий, место, где они родились, то, как прошло их детство.

Родители могут вести летопись семьи. В специальную тетрадь или альбом записываются все сведения о родственниках, истории их жизни. Хорошо использовать документальные материалы (письма, телеграммы, дневники и пр.), аудио- и видеозаписи (это могут быть воспоминания о ярких событиях в жизни, интересных встречах и т.д.).

После того как ребенок хорошо усвоит информацию о маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях, т.е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе поколение родственников. Только после того, как будут усвоены сведения о ближайших родственниках, можно продвигаться «в глубь веков».

Приложение 20

Задача 1. Как вы понимаете высказывание А. Экзюпери: «Любить – это значит смотреть в одну сторону»?

Задача 2. Перед родительским собранием, посвященным взаимоотношениям в семье, педагоги провели с детьми беседу на тему «Кого ты любишь и за что?» Приведем некоторые детские высказывания.

Света (5 лет 6 мес.): «Из людей я больше всего люблю папу, а маму меньше. В папе больше доброты, а в маме нет. Мама нервничает, меня рано в сад поднимает, потому что меня надо причесать, а ей на работу рано ехать. А папу люблю, потому что он меня на машине возит, забирает из сада, часто гулять отпускает».

Леша (6 лет): «Больше всего я люблю папу, потому что мы с ним играем, на диване боремся и я его побеждаю».

Лена (5 лет): «Маму и бабушку люблю, они добрые. И еще у нас соседка есть добрая. Все время к нам приходит, что-нибудь приносит».

Саша (6 лет): « Люблю водичку, а вино – нет. Его пить нельзя, на него даже глядеть не хочу и на магазин, где вино продают».

Юля (6 лет 6 мес.): «Взрослых люблю, они все правильно делают. Если я когда-нибудь плохо веду себя, мама меня ремнем бьет. Вы думаете, если человека бить, он станет злым? Нет, если человека мало бьешь, он не станет злым, а если много – станет. Мало человека можно бить, чтобы он стал лучше! А еще надо к нему хорошо относиться!»

Аня (5 лет 8 мес.): «Я людей люблю и гостей своих. Еще люблю жвачки, мороженое, конфеты, сладкий чай, печенье. А если не из еды, тогда я люблю платья, туфли, красивые босоножки, кофточки и все блестящее и золотое».

Какие можно сделать выводы о стиле семейных отношений, услышав эти высказывания детей?

Задача 3. « Я очень хочу выучить дочку играть на фортепиано, – рассказывает мать восьмилетней девочки. – Купила инструмент, наняла учителя. Сама когда-то училась, да бросила, теперь жалею. Думаю, хоть дочка будет играть. Просиживаю с ней за инструментом часа по два каждый день, но чем дальше – тем хуже! Сначала не засадишь ее заниматься, а потом начинаются капризы и недовольства. Я ей одно – она мне другое, слово за слово. Кончается тем, что она мне говорит: «Уходи, без тебя лучше!» – а я ведь знаю, стоит мне только отойти, как все кувырком летит: и руку не так держит, и не теми пальцами играет, и вообще все быстро заканчивает: «Я уже позанималась».

Каковы причины такого поведения девочки? Предложите вариант решения проблемы.

Задача 4. Мать четырехлетнего Юры рассказывает воспитателю:

– Утром его трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером не уложить, вымаливает “еще минуточку”. Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина… Конечно, не высыпается, сам не хочет одеваться и, не открывая глаз, протягивает мне то одну, то другую ногу, а я натягиваю носки. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игрушкам, разбросает их, а убирать, конечно, некогда: опаздываем. В выходной день с прогулки не дозовешься, а если силой уведешь домой, крику не оберешься. В общем, с характером! За столом вялый, что называется, на ходу засыпает. И обед не в обед. Ну, думаю, уложу в постель, пусть выспится. Но не тут-то было: сон как рукой сняло. Другие дети могут сами занять себя, а этот целый день слоняется без дела. Капризным, непослушным становится. Почему?

В чем причина такого поведения мальчика? Что нужно предпринять родителям, чтобы устранить проявления капризов, непослушания? Как сказываются на поведении Вашего ребенка нарушения режима? В чем это проявляется?

Задача 5. Квартиру только что отремонтировали. Шестилетний Шурик разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется:

– Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок… Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво?

Мама сражена «остроумием» сына…

Продолжите ситуацию, предложив различные варианты ее завершения. Поясните. Какова была бы ваша реакция на происходящее?

Задача 6. Четырехлетняя Машенька на прогулке набрала мелких камешков, заполнив ими карманы пальто.

Мама заметила оттопыренные карманы Машенькиного пальто.

– Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор? Да и карманы порвешь. Только убирай за тобой!

– Это камешки… красивые… Я ими играть буду.

– Выбрасывай сейчас же! – настаивает мама, и … камешки летят в разные стороны.

Девочка плачет: жалко расставаться с таким сокровищем, да и не хочется отстать от подружки Марины.

– Посмотри, что у меня есть, – каждый раз с восторгом показывает она Машеньке какую-нибудь новую находку. И чего только нет у этой девочки: ракушки, прутики, камешки, шишки. Дома в уголке есть самоделки из природного материала. Родители помогают ей мастерить игрушки и даже пополняют ее игровое хозяйство интересными находками.

Кто поступает правильно – Машенькина мама или родители Марины? Какой педагогический смысл заключается в таком увлечении детей?

Задача 7.

Мама трехлетнего Миши:

– Я очень люблю своего сына, и хорошо понимаю, что с детьми нужно обращаться спокойно и терпеливо. Но бывают случаи, когда я в минуты усталости буквально «срываюсь», кричу на него, иногда даже могу ударить, а потом долго чувствую себя виноватой перед ним и, чтобы загладить свою вину, покупаю ему новые игрушки.

Назовите возможные причины такого поведения. Что можно предложить Мишиной маме, чтобы нормализовать отношения с сыном? Какие могут возникнуть последствия родительских вспышек ярости?


 

 

Татьяна Васильевна Фуряева, Наталья Алексеевна Старосветская

 

Детско-родительское сообщество:

теория и практика

социально-педагогического сопровождения

 

Учебное пособие к спецкурсу «Технологии работы с семьей»

 

 

Редактор С.Ю. Глазунова

Корректор С.А. Писаренко

 

660049 г. Красноярск, ул. Лебедевой, 89

Редакционно-издательский отдел КГПУ

 

Подписано в печать Формат

Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж экз. Заказ № Цена свободная

 

 

ИПК КГПУ


[1] Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми //Журнал практического психолога. – 1998. – № 3; Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия //Семейная психология и семейная терапия. – 1997. – № 1.

[2] Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и со сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 1988. – С. 93-106; Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М.: АО «Столетие», 1996. – С. 305-328; Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

[3] Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., Рига, 2000.

[4] Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000. – С. 165.

[5] Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000. – с. 165-166.

[6] Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. – № 1. – С. 28–44.

[7] Там же.

[8] Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. – № 1. – С. 28–44.

[9] Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.

[10] Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. К портрету современного дошкольника //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 27–36.

[11] Карабанова О.А. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – № 1. – С. 59–72; Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: «Академия», 2002. – С. 29–53.

[12] Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. – М.: «Академия», 2002. – с. 31-36.

[13] Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова и др. – М.: «Академия», 2002. – С. 320–340.

[14] Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2 т. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – Т. 1. – с. 345.

[15] Баранова О. Сказки Дюсса (Десперт). Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье //Школьный психолог. – 2001. – № 25.

[16] Классному руководителю о воспитательной системе класса. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. – С. 92–93.

 

[17] Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. – Минск, 1997.

[18] Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? // Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М.: Даниловский благовестник, 1999.

[19] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

[20] Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Педагогика, 1990.

[21] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Питер-Пресс, 2000.

 

[22] Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

[23] Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

[24] Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.