Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика моделирования биографии




“Альбом моей жизни” [12]

Процедура моделирования биографии относится к проективным техникам, где предполагается большая индивидуальная свобода в осуществлении выбора. Используя возможности моделирования проблем в продуктах графической деятельности, данная методика дает возможность родителю актуализировать собственное отношение к различным сторонам внешнего и внутреннего мира, осознать жизненные перспективы, создать целостное представление о своей прошлой, настоящей и будущей ситуации развития.

Оборудование и материалы:

1. Альбом, состоящий не менее чем из десяти полиэтиленовых файлов с одноцветной бумажной прокладкой.

2. Большое число иллюстраций разного формата и разной степени изобразительной обобщенности (фотографии, абстрактные символы, репродукции мастеров живописи).

3. Набор «рубрик-названий» (предполагаемые страницы жизни клиента) в конвертах, имеющих следующие условные названия: «Радостное и светлое» (отражает мотивы достижения, самоутверждения, эмоции радости и др.); «Печальное и темное» (фиксирует конфликтные переживания по поводу отношений клиента с другими людьми, с самим собой и др.); «Разное в черно-белую полоску» (отражает нейтральное отношение к событиям жизни, представлен, прежде всего, план познания различных ее сторон).

В соответствии с поставленными задачами подбираются конкретные рубрики (табл.):

 

Тематика Предлагаемые названия для страниц-рубрик
Философские, экзистенциальные проблемы Размышление о жизни. Степень свободы. Уже не с нами. “Я” и “Мы”. Я не знаю, как жить. С Богом.
Личностное самоопределение Профессия. Карьера. Творческие удачи. Love story. Вдвоем. В семье. “Я” и “Мы”.
Я как родитель Я и мое детство. Мои родители. История моего родительства. Как мы ждали малыша. Чего я боюсь. Первое расставание. Мамы, папы и другие воспитатели. Кнут или пряник?
Тема детства Я и мое детство. Мир детский и мир взрослый. Детские мечты.
Время Когда деревья были большими. Прошлое. Когда родился малыш. В поисках утраченного времени. Бабушки, дедушки и другие родственники. Моя родословная. Знаменательные даты. Будущее. Что будет, когда…
Пространство Мое любимое место в доме. Игрушки и другие предметы. Наш дом, или “территория любви”. Мое и наше. Хочу побыть один. Дорога к дому. Поездки и путешествия.
Язык Мы общаемся на “разных” языках. Язык чувств, язык слов и другие средства общения. Почему я тебя не понимаю? Я считаю до пяти, или как удержать своих драконов.
Деятельность Сам и вместе. Правила нашей семьи. Традиции семьи. Мы играем, рисуем, поем. Вместе познаем мир. Работа по дому: кто в лес - кто по дрова? Права и обязанности. Игры нашего двора.
Мой ребенок и окружающие Друзья моего ребенка. Мальчики и девочки. Группа детского сада (класс). Улица. Уберечь от беды.
Что меня беспокоит и радует в ребенке Ох уж эти капризы! Мой ребенок – гений. Левша. Застенчивость. Не такой, как все. Почемучка. Маленький воришка. Страхи и фантазии.

Процедура проведения

Работа строится в три этапа. На первом этапе родителю предлагают 3 конверта с рубриками-названиями. Нужно выбрать названия страниц будущего альбома. (Таких рубрик-названий в каждом конверте не менее 20.) В зависимости от целей работы можно варьировать инструкцию. Данный этап дает возможность увидеть готовность родителя обсуждать различные события и проблемы, открытость к предстоящей беседе, заинтересованность. На втором этапе предлагается подобрать иллюстрации к уже названным страницам альбома, что предполагает отражение того или иного заявленного в рубрике содержания. В ходе работы время не ограничивается. На третьем этапе организуется беседа с родителем “Экскурсия по моему альбому”, в которой предлагается прокомментировать выбор названий страниц и подбор иллюстраций к ним.

Обработка полученных данных

Качественный анализ позволяет определить:

1. значимость того или иного содержания событий жизни (сила переживаний иллюстрируется характером высказываний, сопровождающих выполнение заданий);

2. избирательные, ценностно-смысловые отношения родителя к своему родительству через различное содержание событийного ряда жизни;

3. уникальный опыт родителя, переживания успеха, радости своей воспитательной деятельности, позволяющие преодолеть трудности.

Количественный анализ определяет:

1. степень благополучия в ощущении себя родителем через соотношение «радостных» и «печальных» рубрик. Величина больше единицы свидетельствует о преобладании благополучного отношения, меньше единицы – о преобладании отрицательных переживаний родителя.

Приложение 10

Методика “Проба на совместную деятельность” [13]

В отличие от опросных методов в изучении детско-родительских отношений, зачастую обнаруживающих социально желаемые ответы, и проективных методик, выявляющих субъективное отражение системы отношений ее участниками, проба на совместную деятельность демонстрирует объективную картину реального поведения, содержащего конкретные проявления исследуемого отношения. Данная методика моделирует реальное детско-родительское взаимодействие, где в естественных условиях родитель и ребенок встают перед необходимостью совместного решения конструктивной задачи.

Процедура проведения

К участию во взаимодействии приглашается диада родитель и ребенок. Им предлагается выполнить задание – составить фигуру по образцу из предложенного конструктивного материала (пластилин, конструктор, мозаика, кубики). Задание выполняется на рабочем столе, за которым друг против друга расположились участники взаимодействия. Необходимость сотрудничества при выполнении задания задается распределением ролей. Образец предъявляется лишь одному из участников (второй его не видит), конструктивным материалом может пользоваться только другой. Такое распределение приводит к необходимости одному действовать под руководством другого (того, в чьих руках оказался образец). Руководящий должен объяснить, каким образом необходимо действовать, для того, чтобы получилась требуемая фигура. При этом запрещается давать описание конечного результата («У тебя должна получиться матрешка») или использовать название предметов, на которые данная фигура похожа («Надо сделать что-то похожее на грибок»). Ведущий (осуществляющий руководство) вынужден в своих инструкциях пользоваться лишь объяснениями того, что нужно делать, чтобы получился требуемый результат.

После объяснения условий работы участникам предлагается самостоятельно распределить роли. Поведение родителя и ребенка в этой ситуации диагностично. Интерес представляют те случаи, когда происходит искажение традиционной ситуации детско-родительских отношений (родитель – ведущий, ребенок – ведомый).

Основные параметры анализа

В составе детско-родительского взаимодействия выделены два компонента: когнитивный и эмоциональный (табл.):

Когнитивный Эмоциональный
1)ролевое распределение «ведущий – ведомый»; 2)целенаправленность и последовательность руководства; 3)особенности введения инструкции; 4)ориентация на действия партнера; 5)контроль; 6)оценивание; 7)особенности принятия руководства ведомым 1) стремление к взаимодействию; 2) дистанция при взаимодействии; 3) эмоциональное принятие – отвержение; 4) отношения защиты-обвинения; 5) эмоциональные проявления

Приложение 11

Методика включенного конфликта [14]

Предназначена для изучения восприятия родителями психического облика детей.

Методика моделирует ситуацию, в которой проявляются следующие особенности (компоненты) отношения родителя к ребенку:

1. степень родительского понимания поступков ребенка, знание его проблем, а следовательно, способность адекватно предсказать его поведение в каждой конкретной ситуации (когнитивный компонент родительской позиции);

2. преобладающий оттенок в эмоциональном отношении к ребенку, способность чувствовать его переживания (эмоциональный компонент родительской позиции);

3. степень диалогичности родителя в воспитании ребенка, способность учитывать его мнение, точку зрения, желания, намерения (поведенческий компонент родительской позиции);

4. способность воспринимать ребенка в перспективе, учитывать изменение его личностных особенностей в процессе развития (динамичность и прогностичность родительской позиции).

Родителю предлагается включиться в несколько конфликтных ситуаций, героем которых как бы является его ребенок. В процессе эксперимента зачитываются незаконченные рассказы. В них излагаются ситуации и проблемы, характерные для детей 6-7 лет. Заканчиваются рассказы описанием конфликта, который можно решить разными способами. Конфликтный сюжет предлагается потому, что именно в противоречивой ситуации наиболее отчетливо проявляются личностные особенности ребенка и типичные для него способы поведения. Сначала задание выполняет родитель, потом ребенок.

Родитель сначала должен изобразить, как поведет себя в подобных обстоятельствах его ребенок, затем поставить на место героя рассказа самого себя, и наконец, представить, как бы он помог разрешить ребенку эту ситуацию, находясь в собственной роли – роли родителя.

Родитель ставится перед сложной задачей. Ему надо как можно точнее предсказать поведение ребенка, ведь он знает, что потом его ответы будут сравниваться с ответами сына или дочери. Однако, чтобы это сделать, надо очень хорошо знать разные проявления ребенка, чувствовать его переживания, понимать его проблемы. Пытаясь представить, как поступит ребенок, и сравнивая это со своим вариантом поведения в подобной ситуации, родитель невольно проецирует на моделируемую ситуацию свое отношение к ребенку, отдельные моменты которого им актуально не осознаются. Так, когда родитель рассказывает, как бы он помог ребенку разрешить конфликтную ситуацию, в этом проявляются наиболее характерные для него формы общения с ребенком.

По своей процедуре предлагаемая методика напоминает проективные: завершая незаконченные рассказы, родители проецируют разные аспекты своего отношения к ребенку. Однако в полной мере проективной ее назвать нельзя, так как испытуемым дается довольно точная инструкция, а после прочтений с ними ведется целенаправленная беседа. Это облегчает интерпретацию данных. На результаты субъективное отношение экспериментатора влияет меньше, чем в классических проективных приемах.

После родителя задание выполняет ребенок, после чего их ответы сравниваются. В этом сходство данной методики с теми опросниками, в которых дублируются вопросы для родителей и детей. Но, в отличие от них, здесь воссоздается реальная жизненная ситуация, позволяющая выявить разные стороны родительского отношения к ребенку в конкретных обстоятельствах.

При интерпретации проводится как качественный, так и количественный анализ данных.

Материалы.

Экспериментальный материал состоит из трех специально составленных рассказов, в которых описаны типичные конфликтные ситуации для детей 6-7 лет. Главный герой во всех трех рассказах – ребенок. Он же композиционный центр сюжета, что облегчает испытуемому (ребенку) отождествление себя с героем. Рассказы не закончены. Во всех ситуациях герой ставится перед выбором.

Каждый рассказ написан в двух вариантах (для девочек и мальчиков).

Процедура проведения

Рассказ читается вслух сначала родителю, потом ребенку. Перед прочтением и тому и другому дается инструкция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.