КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика законодательства и системы образования
Законодательство. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии нет писаной конституции, поэтому основным актом, регулирующим образовательные отношения, является закон. В Шотландии действует самостоятельная система образования. По объему правового регулирования образовательных отношений в порядке убывания юридической силы после закона, безусловно, следует выделить: а) акты делегированного законодательства, которые в ряде случаев могут быть приняты, минуя парламент, на уровне государственного министра и создавать для граждан новые права и обязанности, изменять и прекращать существующие; б) подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые правительством, а также Департаментом образования и навыков Англии; в) акты органов судебной власти. В Великобритании правовое регулирование образования на законодательном уровне представлено сотнями разрозненных законов и актов делегированного законодательства, часть из которых устарела или была отменена. При этом работы по консолидации и кодификации на государственном уровне ведутся медленными темпами. Условно законы об образовании Великобритании можно разделить на профилирующие и иные. К профилирующим законам, предметом правового регулирования которых являются преимущественно отношения в сфере образования, относятся следующие: v Закон об образовании 1996 г. На сегодняшний день для Англии и Уэльса это базовый нормативный правовой акт в сфере образования. v Закон 1998 г. «О школьных стандартах и их структуре». Согласно этому закону министр образования Англии вправе устанавливать предельное наполнение классов в управляемых образовательных учреждениях. v Вопросы высшего и послевузовского образования регулируются законами 1992 г. – «О последующем и высшем образовании»; 1998 г. – «О преподавании и высшем образовании; 2004 г. – «О высшем образовании». v Закон об инспектировании и образовании2006 г. Предметом его правового регулирования стало наложение на местные органы управления образованием дополнительных обязанностей: – выявление на своей территории постоянно проживающих лиц обязательного школьного возраста, не зарегистрированных ни в одной школе муниципального образования; – улучшение организации материально-технического обеспечения школ; – организация внеклассных и внешкольных мероприятий. Был дополнен перечень органов, которые могут инициировать создание новых школ. В законе преимущественно речь идет о государственных школах; – внесены изменения в государственный учебный план, ужесточены дисциплина и надзор за ее соблюдением, внесены изменения в порядок установления политики дисциплины администрациями школ. Закон внес дополнения в порядок исключения из школ и приема в общеобразовательные учебные заведения. Учреждено новое юридическое лицо – Управление по образовательным стандартам, обслуживанию ребенка и навыкам. Увеличен объем полномочий главного инспектора Департамента образования и навыков. v Судебная практика. Согласно ст. 8 Закона об образовании 1996 г., если ребенок школьного возраста (5-16 лет) регулярно не посещает школу, родители признаются виновными, даже когда они не знали об этом и не могли знать, и несут уголовную ответственность в виде уголовного штрафа «уровня 3» (не выше 1000 ф.ст.). Кроме того, они обязаны оплатить расходы на судопроизводство, которые, как правило, составляют не меньше 50 ф. ст. В случае, когда родители знали о систематических прогулах ребенка и это доказано, ответственность намного больше – уголовный штраф до 2500 ф. ст. (штраф «уровня 4») либо лишение свободы на срок до трех месяцев. В понятие «регулярность непосещения» не входят случаи, когда ребенок не посещал школу с разрешения администрации, по болезни или вследствие непредотвратимых обстоятельств либо отсутствовал по причине посещения с родителем религиозного мероприятия, проводимого религиозной организацией, и при условии принадлежности родителя к соответствующей религии. Родитель может быть освобожден от ответственности за непосещение ребенком школы, если докажет, что: – школа, в которой зарегистрирован ребенок, находится от дома дальше расстояния «пешей прогулки»; – местные органы управления образованием не предоставили в такой ситуации транспорт ребенку до дома, не предоставили место для проживания ближе к школе или на территории самой школы, не оказали содействия в регистрации в иной школе ближе к дому. Таким образом, привлечение родителей регулярных прогульщиков к уголовной ответственности рассматривается как легитимная цель. Основной же вопрос – насколько оправдывает эта цель привлечение родителей к уголовной ответственности за подобное преступление без вины (объективное вменение). Главный вывод судей: законодательные органы страны не обязаны воздерживаться от принципа объективного вменения для целей установления уголовной ответственности за определенные преступления. Система образования Великобритании. Цели образования XXI в. были определены правительством Тони Блэра в 1997 г. в ходе переговоров с Министерством образования и казначейством, ответственным за фонды, а также после проведенных консультаций с учителями, работниками образования. Образование в течение всей жизни, говорится в Белой книге Великобритании (1999 г.), является условием устойчивого развития английской цивилизации, связующей общество, в котором люди развиваются как активные граждане и в котором не существует преград к общению. В 2000 г. был принят национальный учебный план, направленный на подъем стандартов обучения и успешное достижение их всеми детьми. Следуя положениям национальной стратегии Великобритании, просвещение имеет две цели: v построение более успешного общества, обеспечение более образованной рабочей силы; v создание общества знаний, которое повышает успех Великобритании в других странах. В связи с этим была создана специальная инспекция, которая оценивает положение каждой школы и определяет реальный ежегодный рост достижений как отдельных учащихся, так и всей школы по результатам различных экзаменов. В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три территориальные подсистемы: 1. Англии и Уэльса. 2. Северной Ирландии. 3. Шотландии. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: v дошкольное воспитание; v начальное образование; v общее среднее образование; v систему дальнейшего образования; v высшее образование. Современная система образования Великобритании после реформы 1988 г. никаких важных изменений не претерпела. Пределы свободы школы ограничиваются только стандартами обучения или национальными стандартами, которые определяют эффективность обучения в школе. Эта система состоит из тестов для детей 7–11–14–16 лет и системы инспектирования каждой школы. Согласно закону инспектирование каждой школы проводится один раз в четыре года. Главный инспектор публикует ежегодные доклады о результатах инспектирования каждой школы, в которых отражены не только академические достижения, но и отношения учителей и учеников в школе, отношения между учителями и отношения между учениками. Успешность и эффективность лидерства школ, управление ими оценивают по нескольким критериям. К таким критериям относятся: v эффективное использование методов самооценки; v проведение мониторинга достижений с последующим принятием соответствующих мер; v эффективная организация работы с персоналом; помощь учителям; внимание к работе с начинающими педагогами; v финансовый менеджмент и управление ресурсами в соответствии с приоритетами школы; ясное понимание целей; v соответствие целей школы ее развитию; v общее стремление к успеху и развитию; понимание ценностей школы; v внимание к новым и начинающим учителям; v понимание членами школьного совета сильных и слабых сторон организации деятельности школы; v ответственность совета школы за управление; v участие персонала школы в делегировании ответственности; v добросовестное выполнение школьным советом возложенных на него законом обязанностей. Таким образом, огромное значение в обучении придается не только профессионализму, но и человеческому фактору, нравственности, отношениям, выстроенным на гуманной основе. Концепция развития среднего образования реализуется по четырем стратегическим направлениям: v обеспечение всеобщего доступа к раннему обучению; v общенациональные стратегии развития навыков чтения, письма и счета на начальном уровне; v перестройка системы среднего образования; v изменение характера отношений между органами власти и учительским сообществом. Реализация концепции привела к уменьшению количества учебных заведений, не справляющихся со своими задачами и признанных не соответствующими предназначению. Насущной является проблема привлечения и удержания профессиональных преподавательских кадров в школе. В последние годы для этого принят ряд важных мер, включающих введение зарплат для учителей-стажеров, обеспечение сокращенного расписания и постоянного повышения квалификации для учителей, работающих первый год. В регионах, где школьное образование исторически находится на низком уровне, организуются так называемые городские академии. Они получают спонсорскую помощь и оснащают помещения, применяют новаторские учебные программы. Основные черты британского образования: v образовательные системы Англии и Уэльса часто рассматриваются как единое целое, хотя части этого «целого» и имеют отличительные особенности; v образовательные системы Северной Ирландии и Шотландии являются самостоятельными и обособленными; v все образовательные учреждения отличаются друг от друга тем, что в одних обучение бесплатное, а в других платное. Среди образовательных учреждений общего образования подавляющее большинство составляют школы, частично или (реже) почти полностью финансируемые из публичных источников. В них предоставляется бесплатное образование. Число платных школ сравнительно невелико, но их значение в образовательной системе Великобритании существенно; v предоставление школьникам максимального выбора, т.е. максимального объема информации и общих знаний о различных аспектах трудовой деятельности с тем, чтобы каждый подданный уже в подростковом возрасте смог определиться, каким видом деятельности он собирается заниматься во взрослой жизни. Определение «уклона» достаточно традиционно: «гуманитарии» обычно больше изучают родной язык, историю, изобразительное искусство, иностранные языки, занимаются музыкой, хореографией и тому подобными предметами, тогда как дети, более склонные к естественным наукам, получают возможность углубленного изучения физики, математики, биологии, химии. В Великобритании поощряется самостоятельность с юных лет, поэтому с выбором школьникам предлагают определяться сравнительно рано – в самом начале средней школы (11-12 лет). Детей делят на группы с углубленным изучением отдельных гуманитарных либо естественных наук. Право выбора или «система опций» существует на всех ступенях среднего образования. Центральным органом управления образования в Англии является Департамент образования и науки. Департамент образования и науки принимает непосредственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных заведений, включая и университеты.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |