КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совместные и двойные дипломы
Признание квалификаций и периодов обучения Развитие академической мобильности как инструмента интернационализации высшего образования создает предпосылки для более тесного международного сотрудничества университетов на институциональной основе. Университеты не только одной страны, но и разных стран начинают объединять свои усилия в разработке и реализации образовательных программ разного типа и уровня. Подобная деятельность обычно определяется как деятельность по разработке и реализации совместных программ, когда стороны принимают на себя общие обязательства по поводу целей программы, ее учебного плана и организации присваиваемых степеней. Среди совместных программ, получивших распространение по всему миру, можно выделить такие их формы, как аккредитованные и валидированные программы, франчайзинговые программы, программы двойных или совместных дипломов. Аккредитация – форма сотрудничества, как правило, на коммерческой основе (приносящая коммерческий доход одной из сторон), когда известный университет подтверждает в различных формах соответствие качества академической программы другого университета своим собственным требованиям качества. Эта процедура подтверждения, признания может сопровождаться процедурой выдачи диплома известного университета выпускнику университета-партнера на основе процедуры валидации дипломов. Эти формы международного сотрудничества способны приносить финансовый доход одной из сторон, но опасны девальвацией академических стандартов. Последнее является одной из причин того, что ряд известных университетов избегают использовать аккредитацию и валидацию. Наиболее требовательная к уровню академического качества программы форма сотрудничества (как правило, реализуемая на коммерческой основе) – франчайзинг. Франчайзинг состоит в передаче известным университетом другому университету права реализации своей программы с сохранением за собой права контроля ключевых параметров качества (прием экзаменов, выдача диплома). Наиболее высокая степень академического сотрудничества достигается при реализации международных программ двойных или совместных дипломов. Совместный диплом – это документ, свидетельствующий о получении образования от имени участников программы сотрудничества в образовании. Совместные дипломы наиболее распространены в сферах экономики/бизнеса, инженерии, юриспруденции и менеджмента, политологии, коммуникации и средств массовой информации, иностранных языков и социальных наук. Сопоставимость в образовании позволяет достичь следующих целей: Ø формирование учебных программ, в которых согласованы все основные элементы учебного процесса (учебный план, методы обучения и оценки, требования к содержанию курсов и преподавателям); Ø автоматическое признание результатов обучения в университете – партнере всеми участниками партнерства, что является гарантией встраивания элемента мобильности в образовательный процесс; Ø создание общего органа управления программой; Ø выдача совместного (от имени участников программы) диплома или дипломов университетов-участников по завершении обучения. Подобные программы преследуют, как правило, долгосрочные цели для всех ее участников. Они могут обеспечить студентам возможность приобретения дополнительного академического и культурного опыта за границей, а вузам – новую возможность сотрудничества и расширения своего потенциала. Значимость совместных программ в европейском измерении определяется теми выигрышами, которые они приносят своим участникам: v студенты получают новые дополнительные возможности для овладения профессией и развития нового типа мышления, приобретения опыта в иных академических и социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда, развития качества «европейского гражданства»; v преподаватели получают новые возможности для профессионального сотрудничества и роста, в частности кооперации в научных исследованиях с зарубежными коллегами, установления долговременных профессиональных контактов; v университеты получают своего рода добавленную стоимость в форме более качественных и привлекательных образовательных программ, умножения академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и как итог – растущую репутацию и конкурентоспособность. Совместные дипломы обычно выдаются после курса обучения, который соответствует всем или некоторым из следующих характеристик: Ø программы создаются и одобряются совместно несколькими учебными заведениями; Ø студенты проходят часть обучения в других вузах; Ø сроки обучения студентов сравнимы по длительности; Ø сроки обучения и сданные экзамены в вузах-партнерах признаются полностью и автоматически; Ø преподаватели попеременно преподают в сотрудничающих вузах, совместно разрабатывают учебные планы и создают общие комиссии по зачислению и экзаменам; Ø после завершения полной программы студенты либо получают государственные степени каждого из участвующих вузов, либо степень (чаще всего это неофициальный «сертификат» или «диплом»), присуждаемую совместно. Правовое регулирование сотрудничества в сфере совместных и двойных дипломов осуществляется в ограниченном количестве стран, что вызывает серьезные проблемы в присвоении и признании совместных дипломов. Присуждение одного диплома от лица нескольких учреждений весьма проблематично с правовой точки зрения, поэтому совместные дипломы обычно присваиваются как двойные степени (две отдельные государственные квалификации) или как национальная квалификация, полученная в результате реализации совместной программы. Признание совместных и двойных дипломов партнерами обычно обеспечивается соглашениями о сотрудничестве. Форма диплома может меняться от неофициального двойного сертификата, упоминающего названия организаций партнеров, до простого указания на то, что сотрудничество вообще существовало. Проблемой признания дипломов является: 1. Разнородная правовая структура степеней. 2. Вопросы государственного и международного признания. 3. Контроль качества. 4. Слабая мобильность студентов и преподавателей. 5. Отсутствие четкого и единого определения понятий «совместный диплом» и «двойной диплом». Особенно проблематично признание совместных дипломов несколькими учреждениями-партнерами. Вопрос государственного и международного признания таких дипломов остается нерешенным, даже несмотря на то, что «настоящий» совместный диплом привлекателен в международном пространстве и для самих выпускников, и для образовательных учреждений. Вопрос обеспечения качества актуален как с государственной, так и с международной точек зрения. С государственной точки зрения страны полагают, что национальные механизмы обеспечения качества должны распространяться на программы, реализуемые вузами с партнерскими учреждениями из других стран. С международной точки зрения существует два направления развития качества дипломов: v во-первых, создание совместной системы обеспечения качества в общеевропейском контексте; v во-вторых, признание результатов национальных систем обеспечения качества в Европе как основы для признания качества совместных дипломов. В законодательство по возможности должны вноситься поправки гарантирующие, что порядок присуждения степеней и государственного обеспечения качества не являются непреодолимыми барьерами в реализации программ совместных дипломов. Признание квалификаций. Проблемой является признание квалификаций за рубежом. Инструментами академической мобильности и признания квалификаций являются: v европейское Приложение к диплому (Diploma Supplement); v Европейская система зачетного перевода (ECTS – European credit transfer system); v Положения Лиссабонской конвенции; v Национальные информационные центры по академическому признанию и мобильности и сети ENIC в целом. Цели признания квалификаций: v максимально упростить критерии и процедуры признания; v сделать их понятными и открытыми; v по возможности сблизить (совместить) существующие в разных странах национальные критерии и процедуры признания. Проблема признания квалификаций разделяется на внутреннюю и внешнюю составляющую. Признание иностранных дипломов – это один из наиболее острых вопросов в функционировании системы образования любой страны мира. Это и стремление оградить себя от некачественно подготовленных специалистов; защита своего рынка труда посредством политики государственного ограничения миграции рабочей силы. Каждая европейская страна имеет свой образовательный и аттестационный стандарт. Существуют два вида признания – академическое и профессиональное. Академическое признание – процесс, в результате которого обладатель диплома, выданного за рубежом, получает доступ к следующей ступени образования или следующему уровню образования, а также получает возможность продолжить обучение на том же уровне. Профессиональное признание – де-юре даёт человеку доступ к профессиональной деятельности на территории иностранного государства. Компетенция решать вопросы о признании может принадлежать v центральным государственным органам; v составным частям (нескольким органам); v отдельным высшим учебным заведениям. В признание квалификаций обучения заложены следующие принципы: v свободный доступ к органу, компетентному оценивать квалификации (при этом не допускается никакая дискриминация по любому признаку); v открытость, согласованность и надежность процедур и критериев, используемых при оценке и признании квалификаций; v обязанность заявителя представления надлежащей информации; v представление надлежащей и четкой информации о системе образования в государстве; v разумные сроки принятия решения о признании. Последствием признания стороной квалификации высшего образования станет доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования и использование ученой степени в соответствии с законами и правилами. Контрольные вопросы 1. История происхождения кредита. 2. Каковы цели и задачи системы передачи и накопления кредитов? 3. Назовите современные модели систем оценки академических достижений. 4. Что такое академическая мобильность? 5. Характеристика двойных и совместных дипломов.
Темы презентаций 1. История развития Болонского процесса. 2. Значение и роль Болонского процесса в повышении мобильности преподавателей и студентов. 3. Структура управления Болонским процессом. 4. Задачи создания общеевропейского образовательного пространства. 5. Преимущества и недостатки двухуровневой системы высшего образования. 6. Международные образовательные программы как инструмент реализации принципов Болонского процесса. 7. Современные тенденции в области оценки качества высшего образования. 8. Основные составляющие понятия «оценка качества образования. 9. Европейская система качества образования (ENQA). 10. Общероссийская система оценки качества образования. 11. Проблемы создания системы контроля и оценки качества высшего образования. Цели оценки качества образования. ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
5.1. Либеральная модель системы образования. 5.2. Постадминистративная модель системы образования.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |