Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либеральная модель системы образования




На фоне стремительных изменений общественной жизни образование оказалось наиболее консервативным элементом общества, его принципы остаются неизменными несколько столетий, со времен зарождения ростков промышленной революции. К основным причинам, порождающим новые требования к образованию, относятся следующие:

v радикальное ускорение темпов обновления знаний и рост их разнообразия;

v усиление конкуренции во всех сферах деятельности, включая рынок труда;

v повышение риска от принятия решений и степени неопределенности в ситуациях, где выстраиваются и реализуются индивидуальные жизненные стратегии и стратегии совместной деятельности людей.

В основе динамики современного образования лежит диалектическое противоречие: общество ожидает от него, с одной стороны, обеспечения стабильности и преемственности, с другой – развития, которое приобретает все более инновационный характер.

Непрерывный поток изменений, происходящих в обществе, вызвал необходимость приобретения новых компетенций на протяжении всей жизни и «через всю жизнь» человека. Как следствие образовательные модели, которые навязывались человеку «на всю жизнь», начиная с первого классного урока и заканчивая формальным институтским циклом, становятся абсолютно неприемлемыми. В настоящее время можно говорить о появлении новой, постиндустриальной парадигмы образования. Ее основополагающие идеи указаны в табл. 2.

 

Таблица 2

Сравнительная характеристика моделей образования

Классическая парадигма Неклассическая парадигма
1. Основная миссия образования – подготовка подрастающего поколения к жизни и труду 1. Основная миссия образования – обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
2. Человек – сложная система 2. Человек – простая система
3. Знания – из прошлого («школа памяти») 3. Знания – из будущего («школа мышления»)
4. Образование – передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков («образцевание») 4. Образование – созидание человеком мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социально и духовной культуры
5. Ученик, студент – объект педагогического воздействия, обучаемый 5. Ученик, студент – субъект познавательной деятельности, обучающийся
6. Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого 6. Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося
7. «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого 7. Активная, творческая деятельность обучающегося социальной современной дидактики и теорий управления знаниями

Сравнительный анализ особенностей и тенденций развития образовательных систем различных стран позволяет выделить две основные модели, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования в образовательной сфере.

Для обозначения рассматриваемых моделей введем условные названия: либеральная и постадминистративная.

Либеральная модель в большей степени характерна для стран с рыночной экономикой, приверженных демократическим ценностям, с устоявшимися традициями уважения автономии университетов и академических свобод.

Модель постадминистративного типа характерна для стран, имевших в недавнем прошлом плановую экономику с жестким государственным регулированием и командно-административным управлением. К этим странам сегодня можно отнести Россию и другие страны, расположенные на постсоветском пространстве. Экономика большинства этих стран сегодня характеризуется как переходная или даже рыночная, но механизмы управления в образовательной сфере все еще сохраняют признаки моделей управления, сформировавшихся в условиях административно-командного стиля управления плановой экономикой.

Термин постадминистративная модель имеет близкие исторические аналоги в Европе. Например, модель государственного управления Испании на протяжении достаточно продолжительного периода после смерти Франко – одного из руководителей тоталитарного типа – характеризовалась как modelo postburocratico (постбюрократическая модель).

Кратко охарактеризуем принципиальные отличия либеральной и постадминистративной моделей образовательных систем, существенные в контексте задач их интернациональной гармонизации. При этом оговоримся, что тип национальных образовательных систем конкретных стран, как правило, является смешанным. Поэтому образовательная система любой страны может характеризоваться лишь как преимущественно либеральная или преимущественно административная.

Главным достоянием либеральной модели являются подлинные академические свободы и автономия университетов. Университеты реализуют сложившиеся в каждом из них образовательные программы, удовлетворяющие лишь самым общим требованиям государственной регламентации, позволяющим отнести эти программы к университетскому типу. В либеральной модели университеты могут самостоятельно модернизировать действующие и разрабатывать любые новые образовательные программы, не получая на это разрешения ни органов управления образованием, ни других организаций. При этом качество образовательных программ в либеральной модели гарантируется независимыми от государства институтами аккредитации образовательных программ. Университеты, проявляя заботу о повышении статуса своих образовательных программ, аккредитуют их в авторитетных независимых организациях: профессиональных национальных ассоциациях, международных аккредитационных агентствах и т.п.

Система классификации образовательных программ в либеральной модели является элементом национальной образовательной статистики, разрабатывается национальными органами статистического учета и для удобства международных сравнений строится как сопоставимая с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97). Национальная система определяет правила классификации образовательных программ и включает подсистемы вертикальной и горизонтальной классификации. Вертикальная подсистема классифицирует образовательные программы по уровням и ступеням образования, горизонтальная – по областям профессиональной деятельности: по расширенным группам и образовательным полям. Образовательные поля могут иметь дальнейшую детализацию по подполям.

Количество расширенных групп, полей и подполей определяется из соображений удобства классификации и обеспечения оптимального уровня полноты и детализации представления данных образовательной статистики для решения задач мониторинга и управления и совершенно не ограничивает количество классифицируемых объектов – образовательных программ. Вопрос о том, сколько образовательных программ реализуется в университетах той или иной страны с либеральной моделью образования, как правило, не имеет точного ответа. Можно говорить лишь о порядке этого значения. Для развитых стран (США, Канада, Россия, Китай) это, как правило, многие тысячи образовательных программ.

Процесс формирования национальной образовательной статистики в странах с либеральной моделью образования можно упрощенно представить в виде следующей схемы. Вуз самостоятельно открывает образовательные программы и сам присваивает каждой из них код в соответствии с правилами национальной системы классификации.

Объемные показатели подготовки (прием, выпуск, контингенты), дифференцированные по кодам образовательных программ, в установленные сроки в стандартной форме предоставляются учебными заведениями в национальные органы образовательной статистики. Обобщенные по системе образования данные публикуются в соответствии с группировками национальной системы классификации образовательных программ.

В либеральной модели объемные показатели подготовки рабочих и специалистов в целом по стране не планируются. Они складываются из объемных показателей выпусков отдельных образовательных учреждений всех уровней и организационных форм, создаваемых государством, предприятиями и организациями, различными фондами и общественными объединениями. Это позволяет системе образования гибко реагировать на изменения спроса на специалистов на рынке труда с учетом региональных и других особенностей, постоянно совершенствовать структуру и содержание образовательных программ в соответствии со спросом на них. При этом интересы всех, кто заинтересован в результатах образовательного процесса, обеспечиваются их участием в финансировании образовательных учреждений.

Важнейшими функциями государства и региональных органов управления в либеральной модели являются мониторинг системы образования и рынков труда, расчет по его результатам международных индикаторов развития образования, экономики и социальной сферы, планирование корректирующих воздействий на систему образования для реализации национальных стратегических приоритетов и региональных программ развития.

Либеральный тип университетского образования отличают подлинные автономия и академические свободы университетов, частичная платность образования в сочетании с развитыми формами финансовой поддержки студентов, высокий социальный статус и академические свободы преподавателей, уважительное отношение к студентам и индивидуально ориентированная организация учебного процесса. При этом типе организации учебного процесса учебные группы и потоки создаются не на весь срок обучения, а лишь на очередной семестр, что и позволяет всем студентам быть не связанными друг с другом в течение срока обучения в университете, формировать на очередной семестр индивидуальные учебные планы и расписания занятий с учетом финансовых возможностей и ограничений, связанных с необходимостью совмещать обучение с работой, профессиональным спортом и т.д.

Системы оценивания индивидуальных достижений студентов в либеральных университетах строятся на основе принципов:

v обеспечивающих объективность оценки и, по возможности, ее независимости от отношения преподавателя к студенту;

v разделения функций обучения и оценивания: одни преподаватели учат – другие оценивают;

v предсказуемости для студента оценки по дисциплине на основе текущих показателей его учебной деятельности в течение семестра;

v установления прямой связи между показателями успеваемости и успешности освоения образовательных программ студентами и возможностями дальнейшего обучения, получения квалификационных свидетельств, академических и ученых степеней и званий.

Приведенная характеристика либеральной модели дает представление о неком обобщенном образе, к которому близки модели образования многих развитых демократических стран.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.