Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и понятие кредита




Идея использования кредитов для отражения объема преподавания во время учебного курса и как средство для сопоставления учебных планов различных вузов принадлежит американской системе высшего образования.

Впервые академические кредиты были введены в университетах США на рубеже XVIII и XIX вв. в рамках начавшегося в тот период процесса либерализации учебного образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебных процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.

Причиной для использования этой системы послужило то, что для американской высшей школы характерно большое число учебных заведений, их многообразие и возможность перехода студентов из одного вуза в другой. В связи с этим возникла необходимость в разработке нового способа учета объема преподавания во время учебного курса (в период обучения). В качестве новой учетной единицы объема преподавания был предложен крéдит.

Кредит, или зачетная, единица – это унифицированная система измерения объема учебной работы.

В каждой стране разработаны единицы измерения учебной нагрузки студента (недели, часы, кредиты, зачетные единицы). В настоящее время сформировались три наиболее значимые системы кредитов:

v Американская система накопления кредитов (USA Credit System);

v Британская система накопления и перевода кредитов (Credit Accumulation and Transfer Scheme – CATS);

v Европейская система перевода кредитов (ECTS – European Credit Transfer System).

Система кредита – систематический способ описания образовательной программы путем присвоения кредитов ее компонентам. Определение кредитов применительно к системам высшего образования может базироваться на различных параметрах, таких как трудоемкость студенческой работы, результаты обучения и время контакта с преподавателями.

Цель введения системы кредитов:

v обеспечить обучающимся (гражданам, работодателям и др.) возможность разобраться во всем многообразии национальных, местных и региональных квалификаций европейского высшего образования;

v облегчить доступ, гибкость, мобильность, сотрудничество, прозрачность, признание и интеграцию как внутри европейских систем высшего образования, так и между ними;

v поддерживать многообразие содержания и организации программ обучения и, следовательно, национальную, локальную, региональную и институциональную академическую автономию;

v улучшить конкурентоспособность и эффективность европейского высшего образования.

Основные принципы системы кредитов:

v соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной политики;

v улучшение международной «прозрачности» существующих национальных образовательных систем и квалификаций;

v совместимость с любой национальной/региональной образовательной системой, в которой может действовать или не действовать система кредитов;

v применимость ко всем видам программ и формам обучения в высшем образовании (дневное, вечернее, открытое/дистанционное), а также обучение в течение всей жизни;

v использование и развитие существующих параметров системы ECTS: кредитов, международного зачетного перевода, информационного пакета, регистрации оценок знаний и т.д.;

v совместимость с общеевропейским Приложением к диплому (Diploma Supplement).

Достоинством системы является:

v облегченное признание сроков обучения за границей;

v большая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки;

v ECTS в наибольшей степени соответствует представлениям о необходимых реформах;

v большая гибкость в определении индивидуальных программ обучения.

Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81,5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%), Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45,5%) и Турции (58%). В некоторых странах сравнительно большой процент вузов не используют ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например в Португалии (34%), Болгарии (38,5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.

Система ECTS делает программы обучения простыми для чтения и сравнения. Она может использоваться для всех типов программ, независимо от способа их поставки, а также для целей образования в течение всей жизни. ECTS служит как мобильным, так и немобильным студентам: она может использоваться для накопления внутри вуза и для переноса между вузами.

ECTS помогает студентам, которые перемещаются между странами, внутри страны, города или региона, а также между различными типами вузов. Кроме того система охватывает самообучение и опыт работы. Вот почему хорошо известная аббревиатура «ECTS» теперь означает «Европейская система перевода и накопления кредитов».

Основные черты Европейской системы перевода и накопления кредитов:

v Кредиты ECTS.

v Учебная нагрузка студентов.

v Результаты обучения и компетенции.

v Оценочная шкала ECTS.

Таким образом, система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе (или на другом факультете); иначе говоря, необходимую сумму единиц студент может набрать – частично – в другом вузе (или на другом факультете), и его вуз (факультет) должен их студенту перезачесть – без этого условия академическая мобильность и гибкость в подготовке студента невозможна.

Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д. Если специально не оговорено, что какие-то конкретные результаты более не действительны (например, в силу устаревания данного курса), зачетные единицы накапливаются, пока студент не наберет их нужную сумму для получения соответствующей академической степени (бакалавра, магистра). Разумеется, возможность перезачета и накопления кредитов обусловлена доверием между вузами, сопоставимостью их учебных программ.

Европейская система передачи и накопления кредитов (ECTS) сосредоточена на студенте и основана на трудоемкости студенческой работы, требуемой для достижения целей программы, которые предпочтительно указаны в терминах полученных результатов обучения, знаний и умений (компетенций), которые должны быть приобретены.

ECTS была введена в 1989 г. в рамках программы Erasmus. ECTS явилась единственной системой кредитов, которая была успешно проверена и использована во всей Европе. Первоначально ECTS была предназначена для передачи кредитов. Система облегчила признание периодов обучения за границей и таким образом увеличила качество и размеры студенческой мобильности в Европе. В последнее время ECTS развивается в систему накопления, которая реализована в институтском, региональном, национальном и европейском уровнях. Это одна из ключевых целей Болонской декларации.

Введение ECTS позволит:

v сделать программу обучения легкой для прочтения и сравнения для всех студентов, национальных и иностранных;

v облегчает мобильность и академическое признание;

v помогает университетам организовывать и пересматривать их программы обучения;

v ее можно использовать в разнообразных программах и способах предоставления образовательных услуг;

v делает европейское высшее образование более привлекательным для студентов с других континентов.

ECTS состоит из следующих элементов:

1. Информационный пакет:

– информация об учебном заведении, профессорско-преподавательском составе/кафедрах, об организации и структуре учебной программы;

– информация об единицах содержания учебного курса (по каждой единице учебного курса конкретизировались содержательная часть), об уровне преподавания (предпосылки, цели и задачи, список литературы для чтения), о рейтинге зачетных баллов, о методах преподавания и обучения и оценке знаний.

2. Соглашение о прохождении обучения (взаимное соглашение между партнерскими учебными заведениями и студентом со ссылкой на программу обучения для ее прохождения в полном объеме и итоговое количество кредитов ECTS, начисленных в случае успешного завершения программы).

3. Использование кредитов ECTS (численное значение кредитов ECTS с распределением по отдельным единицам содержания учебного плана, курсам обучения с указанием реальной учебной нагрузки на студента, необходимой для завершения курса в полном объеме).

4. Шкала оценивания знаний по системе ECTS (для перевода оценок, соответствующих шкале одной страны, в оценки по шкале оценивания знаний в другой стране).

Академический крéдит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

Особенности ECTS:

v За один семестр начисляется ровно 30 академических крéдитов, за учебный год – 60 академических крéдитов.

v Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 крéдитов (три года обучения) или не менее 240 крéдитов (четыре года обучения).

v Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 крéдитов (пять лет обучения).

v Количество крéдитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 крéдита), так как сложение крéдитов за семестр должно давать число 30.

v Крéдиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Количество начисляемых крéдитов по дисциплине от оценки не зависит. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление крéдитов.

v При начислении крéдитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы» – по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов и т.п.).

v Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

v Один кредит ECTS в вузах Европы обычно соответствует 25-30 аудиторным часам, т.е. не имеет постоянного значения (1500 – 1800 учебных часов в год).

Внедрение системы начисления и использования кредитов ECTS включает следующие этапы:

v Сбор справочной и методической информации.

v Адаптация существующей зарубежной и российской методик по начислению и использованию кредитов трудоемкости образовательных программ по дисциплине под особенности высшего образования в России.

v Внедрение системы кредитов в учебный процесс (повлечет за собой и изменения в организации до дипломной подготовки студентов).

v Корректировка рассчитанных значений кредитов по каждой дисциплине (при участии ученых советов, кафедр, студентов путем частичного перераспределения кредитов между изучаемыми дисциплинами одного учебного периода).

Оценочная шкала ECTS

Выставление отметок – важная и деликатная часть процесса обучения. Оно глубоко укоренилось в педагогических и культурных традициях различных образовательных систем Европы. Тем не менее существует необходимость сделать национальные системы выставления оценок более прозрачными с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный перенос отметок из одной систему в другую для обеспечения мобильности обучающихся и выпускников.

В рамках ECTS была разработана оценочная шкала. Это сделано для того, чтобы облегчить понимание и сравнение отметок, выставленных в соответствии с разными национальными системами. Шкала не имеет национальной базисной точки и служит для объективной оценки способностей студента по отношению к способностям других студентов в той же системе. Цель введения шкалы оценок состоит не в том, чтобы заменить национальные системы, а в том, чтобы облегчить их понимание в других странах.

Оценочная шкала ECTS базируется на ранге студента в некотором данном оценивании, который показывает степень его успеваемости относительно других студентов. Система ECTS классифицирует студентов по широким группам и таким образом упрощает ранжирование. Именно разбиение на группы является основой оценочной системы ECTS.

Система ECTS в начале подразделяет студентов на две группы – успевающие и неуспевающие – и затем результаты этих двух групп оцениваются по отдельности. Получившие проходные баллы делятся на пять подгрупп: лучшие 10% получают балл A, следующие 25% – балл B, далее 30% – балл C, следующие 25% – балл D и последним 10% выставляется балл E.

Те, кто не достиг результатов, достаточных для получения проходного балла, делятся на две подгруппы: FX (неудовлетворительно – для получения кредита необходима некоторая дополнительная работа) и F (неудовлетворительно – требуется значительный объем дальнейшей работы). Такая дифференциация позволяет различать студентов, которые близки к получению проходного балла, и тех, кто демонстрирует очевидное отсутствие требуемых знаний и навыков.

Оценочная шкала ECTS может быть представлена в виде таблицы (табл. 1).

 

Таблица 1

Описание оценок ECTS

Балл ECTS Успевающие студенты, получающие этот балл, % Характеристика
A   «Отлично» – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
B   «Очень хорошо» – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.
C   «Хорошо» – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
D   «Удовлетворительно» – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
E   «Посредственно» – теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.
FX «Условно неудовлетворительно» – теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнены, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.
F «Безусловно неудовлетворительно» – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

Основными требованиями для введения баллов являются: наличие достаточно подробных первичных данных, правильные статистические методы и систематический контроль результатов, полученных с помощью шкалы.

Степень дифференциации, представленная отметками, различается не только между странами, но и в одной стране, а нередко и в одном учебном заведении. Если местные отметки различаются значительно, описание в терминах баллов ECTS делается просто. Имеется, однако, много примеров, когда местные отметки различаются меньше, чем отметки в оценочной шкале ECTS. Такие случаи разделяются на две категории в зависимости от того, позволяют ли первичные оценочные данные составить список ранжирования или нет. Если исходное оценивание может обеспечить список ранжирования, то эти ранги можно напрямую использовать для получения соответствующего балла ECTS.

Таким образом, внедрение системы кредитов в российское образование позволит:

– полномасштабно участвовать нашей высшей школе в общеевропейском образовательном пространстве;

– модернизировать организацию учебного процесса в вузе;

– перейти непосредственно к матричной модели обучения как в системе додипломного и послевузовского (повышение квалификации и переподготовки) образования, так и при непрерывном профессиональном развитии специалистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.