Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины, обусловившие необходимость изменения




Цели, задачи и содержание Болонского процесса

Болонским процессом называют процесс создания единого европейского пространства высшего образования.

Основной идеей Болонского процесса является создание единого европейского образовательного пространства на территории европейского региона. При этом под европейским образовательным пространством понимается пространство единых степеней, дипломов и единой системы контроля качества высшего образования. Европа ощутила себя единым целым: было создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, сформирован общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присваиваемых квалификаций тормозили мобильность квалифицированной рабочей силы.

Свое название Болонский процесс получил в связи с Декларацией о намерении создания единого образовательного пространства, подписанной в 1999 г. в итальянском городе Болонье министрами образования 29 европейских стран. В дальнейшем к Декларации присоединились другие европейские страны, и на данный момент участниками Болонского процесса являются 46 стран. Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г.

Болонский процесс является самостоятельным явлением и отличен от процессов интеграции в образовании, проходящих в рамках ЕС. Различия между Болонским процессом и программами ЕС следующие:

v различна территория охвата (охватывает большее количество стран европейского региона и не ограничивается ЕС);

v существуют институциональные различия (функционирует на уровне межправительственных соглашений и нет координирующих (или управляющих) органов. Основными лицами Болонского процесса выступают министры образования, ассоциации и отдельные вузы, национальные союзы студентов и т.д.

Содержательно и Болонский процесс и программы европейской интеграции в образовании в рамках ЕС являются сходными. В то же время его возникновение как самостоятельного явления исследователи связывают с глобализацией рынка образовательных услуг, результатом глобализации знания и более гибкой формой кооперации и сотрудничества, чем европейская образовательная политика

Первые инициативы по созданию единого европейского образовательного пространства были выдвинуты еще в рамках ЕС. Европейской комиссией в 1984 г. было инициировано создание ряда инструментов для повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда, которые использовались в Болонском процессе:

1. Сеть национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (NARIC – National Academic Recognition and Information Centers). Они были открыты во всех странах ЕС, их деятельность была направлены на обеспечение граждан и университетов информацией о возможностях и требованиях к академическому признанию дипломов и отдельных курсов обучения в зарубежных университетах.

2. Европейская система перезачета кредитов (ECTS – European Credit Transfer and Accumulating System). Система ECTS служитдля повышения прозрачности систем образования и способствует мобильности студентов в Европе посредством накопления и перевода кредитов.

3. Приложение к диплому. Приложения к диплому должны сделать понятной систему содержания полученной квалификации. Они подготавливаются по модели созданной рабочей группой и выдаются вузами бесплатно вместе с их собственными дипломами.

4. Информационная сеть Eurydice. Подготавливает и распространяет информацию о национальных системах образования в странах ЕС.

Таким образом, мы видим, что идея создания единого образовательного пространства в Европе изначально разрабатывалась в рамках ЕС и многие инструменты, выработанные там, были использованы в Болонском процессе.

Основной целью новой системы образованияявлялось содействие в трудоустройстве европейских граждан. Существовавший в странах Европейского союза высокий показатель безработицы, а также низкий уровень мобильности рынка труда снижал конкурентоспособность Европы в рамках мировой экономики, что заставляло инициировать преобразования.

Одним из основных препятствий на пути мобильности являлось многообразие профессий и отсутствие упрощенного доступа на рынок образования. Потенциальные работодатели, которые готовы принимать работников из других стран-членов Европейского союза или вообще из стран Сообщества, редко имели возможность осуществить грамотное сравнение квалификаций.

Второй целью новой системы получения академических степеней являлось повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Данная задача продиктована двумя обстоятельствами:

1) Европа утратила первую в мире позицию в качестве места для получения образования иностранцами;

2) европейское образование столкнулось с угрозой, которая исходит от нетрадиционных и неевропейских провайдеров высшего образования, проникающих на европейский рынок через филиалы кампусов, виртуальные университеты и другие организации.

Упрощенная процедура доступа к образованию укрепила бы позиции Европы на мировом рынке высшего образования. Достижение поставленных целей было возможно только через изменения в образовательном пространстве.

Идеи создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования исходят от старейшего в Италии и во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 г., готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую хартию университетов – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 г. этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов.

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования поднялся с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбоннского университета, также во время празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франции, Великобритании, Германии, Италии). Подписанная ими Сорбоннская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

Никто не собирался отказываться от национальных систем образования, тем более их ломать. Единство пространства высшего образования планировалось достичь за счет взаимопризнания и приведения систем образования в отдельных странах в соответствие со следующими положениями: двухуровневая система образования, дающая степени бакалавра и магистра; академические кредиты (единица трудоемкости на освоение курса, блока, модуля, дисциплины), взаимопризнание и накопление их; обучение по семестрам и др.

Уже в следующем 1999 г. на родине Magna Charta, в Болонье, состоялась историческая Первая конференция 29 европейских министров, отвечающих за образование. Принятая ими Декларация об архитектуре высшего европейского образования, определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Подтвердив поддержку общих принципов Сорбоннской декларации, участники Болонской встречи приняли на себя обязательства обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на следующий комплекс мероприятий в области высшего образования:

v принять систему легко «читаемых» и узнаваемых степеней;

v принять систему с двумя основными циклами;

v внедрить систему образовательных кредитов (европейская система перезачета единиц трудоемкости (ECTS));

v повысить мобильность студентов и преподавателей;

v повысить европейское сотрудничество в области качества образования;

v повысить престиж высшего европейского образования в мире.

В тексте Болонской декларации не содержатся указания о конкретной форме Приложения к диплому: предполагается, что каждая страна решает этот вопрос самостоятельно. Однако интеграционная логика Болонского процесса и принимаемых в ходе его решений, скорее всего, будет способствовать принятию европейскими странами в обозримом будущем описанного выше единого Приложения к диплому.

Болонский процесс перешел из сферы деятельности университетов в сферу политики ЕС. Политики при этом учли, что основная часть расходов вузов на изменения (реформирование) образовательных процессов должна компенсироваться за счет бюджетных поступлений.

Целями Болонского процесса, достижение которых ожидалась к 2010 г., являются:

v построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

v формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

v повышение престижности в мире европейской высшей школы;

v обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

v повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Таковы основные идеи и положения Болонского процесса, нашедшие отражение в названных и иных образовательно-правовых актах и документах европейского образовательного сообщества.

Содержание Болонского процесса, вытекающее из Болонской декларации, сводится к следующему. Страны присоединились к Болонской декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они приняли на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

v С 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

v До 2010 г. реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Обязательные параметры Болонского процесса:

v Внедрение трёхуровневой системы высшего образования.

v Переход на разработку, учет и использование так называемых «академических крéдитов» (ECTS).

v Обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

v Наличие европейского приложения к диплому.

v Обеспечение контроля качества высшего образования.

v Создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры Болонского процесса ориентируют на достижение и обеспечение:

v единых европейских оценок успеваемости обучающихся (качества обучения);

v активной вовлечённости студентов в европейский образовательный процесс, в том числе путем повышения их мобильности;

v социальной поддержки малообеспеченных студентов;

v образования в течение всей жизни.

К факультативным параметрам Болонского процессаотносятся:

v обеспечение гармонизации содержания образования по направлениям подготовки;

v разработка нелинейных траекторий обучения студентов, курсов по выбору;

v внедрение модульной системы обучения;

v расширение дистанционных форм обучения и электронных курсов;

v расширение использования возможностей академических рейтингов студентов и преподавателей.

Особое значение для понимания смысла и идеологии Болонского процесса имеет его образовательно-правовая культура, которая заключается в признании и принятии следующих уровней высшего образования и соответствующих академических квалификаций и научных степеней:

1. Вводятся три уровня высшего образования:

Первый уровень – бакалавриат (степень «бакалавр»).

Второй уровень – магистратура (степень «магистр»).

Третий уровень – докторантура (степень «доктор»).

2. Корректными в Болонском процессе признаются две модели: 3 + 2 + 3 либо 4 + 1 + 3, где цифры означают: сроки (годы) обучения на уровне бакалавриата, затем уровне магистратуры и, наконец, на уровне докторантуры соответственно.

Заметим, что нынешняя российская модель (4 + 2 + 3) весьма специфична хотя бы уже потому, что степень «специалист» не вписывается в представленные модели Болонского процесса, российский бакалавриат есть вполне самодостаточное высшее образование первого уровня, техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы, в отличие от многих западных стран, не имеют права выдавать диплом бакалавра.

3. Допускается «интегрированная магистратура», когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра «поглощается» в процессе магистерской подготовки. Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется «доктор наук». Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых, моделей.

Академическая мобильность – составляющая идеологии и практики Болонского процесса. Она заключается в комплексе ряда условий для самого студента и для вуза, где он получает первоначальное обучение (базовый вуз):

v студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год;

v он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые экзамены;

v обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно; принимающий вуз денег за обучение не берёт;

v студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах);

v в базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные крéдиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдает никаких дисциплин за период учебы за рубежом;

v вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические крéдиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;

v поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

Автономность вуза имеет особую значимость для обеспечения задач, стоящих перед участниками Болонского процесса. Она проявляется в том, что вузы:

v в существующих условиях в рамках ГОС ВПО самостоятельно определяют содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;

v самостоятельно определяют методику обучения;

v самостоятельно определяют количество крéдитов за учебные курсы (дисциплины);

v сами принимают решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.