Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй период модернизации высшего образования: формирование европейского рынка и первые крупные программы




высшего образования (1983–1992 гг.)

На данном этапе уточнялись цели, задачи и проблемы кооперации высшего образования на пространстве Евросоюза (прежде всего ее правовые аспекты) – предоставление студентам разных стран равных прав в принимающих их странах.

В начале 1980-х гг. европейская кооперация в области образования находилась в кризисе и осуществлялась главным образом на уровне межправительственных соглашений, оставаясь минимальной на общеевропейском уровне.

В то же время пришло понимание того, что государства по отдельности не смогут справиться с экономическим спадом, поэтому необходимо способствовать реструктуризации европейской экономики в соответствии с требованиями глобализации. С середины 1980-х гг. предпринимаются попытки создания единого внутреннего европейского рынка, и образование вновь привлекает к себе внимание политиков. Необходимость создания европейского рынка была определена, с одной стороны, желанием улучшить конкурентные возможности европейской экономики по сравнению с растущими экономическими мировыми центрами – США и Японией, а с другой – решить экономические проблемы, возникшие после нефтяного кризиса 1970-х гг.

Единый рынок строится на принципах свободного движения товаров, услуг, людей и капиталов. Его создание предполагает постепенное устранение физических, технических и финансовых барьеров. Унификация высшего образования видится важным инструментом формирования этого европейского рынка, который должен облегчить мобильность рабочей силы в Европе.

Поворотной точкой для развития кооперации в сфере высшего образования является 1983 г., когда Европейский суд принял решения о том, что политика приема в вузы нуждается в законодательной базе. В решении было определено, что дискриминация по национальному признаку является незаконной. Поэтому работающие мигранты и их семьи могут требовать образовательных прав в рамках принципа свободного передвижения рабочей силы.

Таким образом, Европейский суд утвердил индивидуальные образовательные права для всех европейских граждан. Согласно решению суда каждая страна должна предоставить те же самые права на получение профессионального образования гражданам других стран ЕС, что и своим гражданам. Гражданин одной европейской страны теперь мог получить профессиональное образование на территории любой другой европейской страны. Это решение являлось крайне важным, так как создавало возможности для расширения мобильности, а также формально устраняло жесткую связь между получением высшего образования и национальным гражданством. Оно придавало образованию наднациональное значение, связанное с единым европейским рынком.

На политическом уровне появляется идея о том, что экономическая кооперация сама по себе может не получить поддержки граждан европейских стран. Это создало новый спрос на действия по созданию «воображаемого сообщества» Европы, а не просто экономического пространства – высшее образование попадает в сферу внимания политических лидеров. В 1983 г. Совет Европы принимает ряд документов по дальнейшему продвижению кооперации между вузами.

Основным элементом политики высшего образования этого периода становятся образовательные программы как средство достижения политических и экономических целей.

Большинство ныне существующих программ было запущено именно в этот период – в конце 1980-х гг. Хотя многие из них впоследствии были реструктурированы, переименованы или получили новую законодательную базу, основные профили этих программ были заложены в этот период.

Благодаря возникшим новым ориентирам, связанным с построением единого европейского рынка, развитию законодательной базы, а также в связи с осознанием необходимости усиления идентификации «трудовых ресурсов» с новыми политическими и экономическими институтами в этот период начинают действовать несколько крупномасштабных европейских программ в сфере высшего образования по нескольким профилям.

Перечислим основные программы каждого профиля и более подробно опишем содержание некоторых из них.

1) Первый профиль – программы, связанные с промышленностью и экономическим сектором в целом. Наиболее крупными в этой категории являлись программы СОМЕТТ и PETRA.

СОМЕТТ – программа в области технического образования, нацеленная на сотрудничество между университетами и промышленностью. PETRA – программа профессионального обучения для молодых людей, направленная на повышение соответствия их профессиональных навыков требованиям промышленности. Другими программами этого профиля являлись EUROTECNET (с 1989 г.) и POWER (с 1990 г.).

2) Второй профиль – программы, связанные с мобильностью и обменами студентов и преподавателей, установлением контактов между вузами. Самые важные в этой категории – ERASMUS, LINGUA, Youth for Europe, JEAN MONNET. Эти программы имели межкультурный профиль, сосредоточиваясь на знаниях о Европе, языковых навыках. Связь с промышленностью в них также является одной из целей.

ERASMUS начала действовать с 1987 г. Ее основные цели определялись в экономических терминах: увеличить число студентов, обучающихся определенный период времени за границей, что рассматривалось шагом по направлению формирования фонда квалифицированной рабочей силы, имеющей опыт экономических и социальных условий в других государствах – участниках Сообщества. В связи с этим программа ERASMUS концентрировалась на студенческой грантовой схеме, которая предоставляла финансовую поддержку.

Программа LINGUA являлась дополнительной к ERASMUS в области изучения языков. Предоставляя возможность обучения европейским языкам, должна была способствовать лучшей коммуникации и пониманию внутри сообщества.

Программа JEAN MONNET поддерживала инициативы вузов в области образования и исследований европейской интеграции.

3) Третий профиль программ – поддержка маргинальных групп и регионов посредством предоставления им дополнительных возможностей. Эти программы были небольшими с небольшими бюджетами. В данной категории были объединены программы для женщин, например NOW и IRIS. Сюда же входили программы для инвалидов, такие как Helios, Handynet и Horizon. Также к этому профилю относились программы поддержки образования, мобильности и кооперации в странах Центральной и Восточной Европы, например ТЕМPUS.

Программа TEMPUS преследовала те же самые цели, что и ERASMUS, но фокусировалась на мобильности между Восточной и Западной Европой.

4) Четвертый профиль – коммуникации и информации. Эти программы были предназначены для того, чтобы собрать данные, произвести статистический анализ и распространить информацию об образовании и образовательных системах. Среди этих программ были Eurydice – информационная сеть об образовании в Европе. Важными также были программы распространения информации и признания квалификаций высшего образования, дипломов и периодов обучения за границей ECTS (European Credit Transfer Scheme) и NARIC (National Academic Recognition and Information Centers). ECTS и NARIC рассматривались дополнительными к другим программам обмена, так как без признания дипломов и периодов обучения за границей невозможно было дальнейшее развитие мобильности между странами – участниками Сообщества. Эти программы также должны были способствовать призна­нию дипломов и квалификации для профессиональных целей.

Все перечисленные выше программы имели разное значение с точки зрения их важности в рамках европейской политики, руководствовавшейся прежде всего экономическими интересами. Основным содержанием программ данного периода являлись мобильность, кооперация, обмен информацией и опытом.

В 1987 г. вступил в силу Единый европейский закон, который закрепил намерения европейских стран о создании единого европейского рынка и обеспечил легальные рамки всех форм кооперации, в том числе и в образовании. Его основная цель состояла в установлении единого европейского рынка в срок до 1992 г. через устранение всех внутренних барьеров. Он задал основные принципы любых форм кооперации – принципы разнообразия и соподчинения:

1. Принцип разнообразия предполагал, что в высшем образовании кооперация может происходить, только если при этом учитываются традиции и различия в образовательных политиках отдельных стран.

2. Принцип соподчинения устанавливал, что решения должны приниматься на соответствующем административном уровне. Он служил способом ограничения вмешательства Сообщества в дела отдельных стран. Экономические цели, такие как усиление связи образования с промышленностью и соответствия потребностям рынка труда, выдвигаются в качестве его основных целей.

С принятием Единого европейского закона для образования открылись новые перспективы. Образование теперь должно было быть экономически и социально когерентно Сообществу. Это новая политика увеличения «когерентности» собрала вместе разрозненные до этого времени элементы: свободное передвижение людей, развитие экономически менее привилегированных регионов, подготовку молодых людей к выходу на рынок труда, сокращение долгосрочной безработицы, развитие кооперации в области разработки и использования технологий.

Основные направления политики Сообщества должны были преследовать следующие цели: быть основаны на плюрализме учебных планов и быть открытыми миру, гарантировать обучение для всех и создавать больше возможностей для мобильности и приобретения навыков.

Еще в середине 80-х гг. XX в. европейские исследователи обозначили ряд новых проблем, вставших перед государственной образовательной политикой в странах Западной Европы. Речь шла о важности и необходимости:

v сокращения бюджетов на высшее образование;

v повышения эффективности высшего образования, уменьшения его продолжительности и введения «отсева» неуспевающих студентов;

v усиления влияния внешних по отношению к академическим сообществам социальных партнеров высшего образования, учета особой демографической ситуации Европейского сообщества (дефицит рабочей силы) и ее воздействия на рынок труда.

В поисках совместного европейского подхода к разрешению общих проблем высшего образования очень важная роль принадлежит Университетской хартии (Magna Charta Universitatum), принятой 18 сентября 1988 г. на съезде европейских ректоров. В ней три тематические рубрики: Prooemium; Principia ас fundamenta; Instrumenta. В хартии подчеркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. Определены целевые принципы Университетской хартии:

v автономность университетов, осуществляющих критическое осмысление действительности для распространения культуры путем преподавания и научных исследований;

v независимость университетов от политических, экономических и идеологических властей;

v тесная связь преподавания и научных исследований;

v достижение соответствия образования потребностям экономики и общества;

v свобода исследований, преподавания и обучения;

v отторжение нетерпимости и поддержание диалога, превращение университетов в место встречи преподавателей, способных к передаче знаний и их углублению, и студентов, мотивированных к их освоению;

v выполнение образовательной миссии при соблюдении требований свободы с обеих сторон: власти и университетов;

v охрана ценностей европейского гуманизма;

v реализация основных задач в части достижения универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур.

Для осуществления названных целей-принципов необходимо:

v наличие финансовых средств, отвечающих современным требованиям к качеству высшего образования;

v отбор профессорского состава и наделение преподавателей статусом в соответствии с принципом единства педагогической и научно-исследовательской деятельности;

v предоставление студентам необходимых свобод и условий для культурных и образовательных целей;

v введение «принудительного контрактирования», когда распределение фондов, контролируемых должным образом, соответствует целям вузов;

v возрастание значимости квалиметрических характеристик образования, сопровождающееся переходом от оценки его целей к оценке результатов.

Позже были обозначены и другие направления, по которым преобразовывались высшие учебные заведения Европы:

v достижение такого уровня высшего образования, который позволит использовать преимущества европейского рынка;

v усиление позиций Европы в мировой экономике;

v повышение вклада университетов в достижение экономической и социальной сплоченности;

v признание значимости сотрудничества в области высшего образования и профессиональной подготовки как фактора, играющего все большую роль в отношениях Сообщества с третьими странами;

v развитие современных научных проектов между европейскими университетами;

v стимулирование мобильности преподавателей и студентов;

v достижение равнозначности дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов и стипендий при безусловном уважении национальных особенностей и беспристрастном отношении к ним.

Университетская хартия Magna Charta Universitatum стала подлинным руководством к действию для всего академического сообщества Европы.

Таким образом, продвижение «европейского измерения» и создание европейской идентичности граждан государств ЕС было выдвинуто в качестве одной из целей европейской образовательной политики. Однако результаты политики продвижения «европейского измерения» являются ограниченными. Ограниченность результатов политики образования ЕС во многом определяется тем, что она концентрировалась на мобильности и добровольном участии в программах. Более важные вопросы, такие как признание дипломов, оставались в компетенции отдельных государств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.