КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление средневековой системы обучения
Е 243 ПГПУ Пермь Учебное пособие И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки 050100 – «Педагогическое образование» Профиль подготовки – «Право» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения – очная и заочная
УДК 378 ББК Ч 48 Р е ц е н з е н т ы: доктор педагогических наук, профессор А.В. Дубровский; кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики Западно-Уральского института экономики и права О.М. Палкина
ISBN 978-5-85218-577-8
Учебное пособие «Европейская система образования и Болонский процесс» посвящено анализу образования в Европе. Уделяется много внимания рассмотрению Болонского процесса, являющегося в настоящее время основным механизмом реформы высшего образования в Европе и интеграционным начинанием; анализируется его воздействие на образование в России; обосновывается актуальность и намечаются пути комплексной модернизации высшего образования; рассматриваются вопросы интернационализации образования, отказ от традиционной организации обучения и переход к системе зачетных единиц. Издание адресовано преподавателям вузов, студентам, выпускникам вузов.
УДК 378 ББК Ч 48
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
ISBN 978-5-85218-577-8 © Довгяло В.К., составление, 2012 © ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2012 Оглавление ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ................................. 5 1.1. Становление средневековой системы обучения.................................................................. 5 1.2. Высшее образование и национальные государства (территоризация высшего образования).................................................................................................................. 10 ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА........................................................................................................... 14 2.1. Первый период модернизации высшего образования в Европе: выработка единой образовательной политики (1957–1982 гг.)............................................................................................................. 14 2.2. Второй период модернизации высшего образования: формирование европейского рынка и первые крупные программы высшего образования (1983–1992 гг.).................................................... 16 2.3. Третий период модернизации высшего образования. Маастрихтский договор: новые направления образования................................................................................................ 20 ГЛАВА 3. СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.......................................... 24 3.1. Цели, задачи и содержание Болонского процесса............................................................. 25 3.2. Причины, обусловившие необходимость изменения европейских национальных систем образования............................................................................................ 30 3.3. Структура и субъекты Болонского процесса...................................................................... 33 ГЛАВА 4. КРЕДИТЫ И КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА.................................................................... 35 4.1. Происхождение и понятие кредита..................................................................................... 35 4.2. Современные модели систем оценки академических достижений в ведущих развитых странах....................................................................................................... 41 4.3. Академическая мобильность как составляющая Болонского процесса........................... 46 4.4. Признание квалификаций и периодов обучения. Совместные и двойные дипломы... 52 ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ................................................................................................. 57 5.1. Либеральная модель системы образования......................................................................... 57 5.2. Постадминистративная модель системы образования...................................................... 60 ГЛАВА 6. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ........... 66 6.1. Общая характеристика законодательства и системы образования.................................. 66 6.2. Дошкольное и начальное образование................................................................................ 71 6.3. Среднее общее образование и дальнейшее образование................................................... 74 6.4. Высшее образование Великобритании............................................................................... 76 ГЛАВА 7. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ........................... 82 7.1. Общая характеристика законодательства и системы образования. Школьное образование 82 7.2. Высшее образование Германии........................................................................................... 85 ГЛАВА 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ............................. 93 8.1. Общая характеристика системы образования. Школьное образование.......................... 93 8.2. Высшее образование Франции.......................................................................................... 100 ГЛАВА 9. РОССИЯ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС.................................................................... 111 9.1. Мотивы участия России в Болонском процессе.............................................................. 111 9.2. Особенности и проблемы внедрения кредитно-модульной системы в России........... 116 9.3. Система образования Российской Федерации в рамках Международной стандартной классификации образования (МСКО)............................................................... 120 ГЛАВА 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ЗА РУБЕЖОМ..... 123 10.1. Понятие аккредитации и обеспечения качества образования...................................... 123 10.2. Система аккредитации и оценки качества образования в вузах Европы................... 126 10.3. Европейский подход к гарантии качества высшего образования............................... 132 ГЛАВА 11. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ........................... 136 11.1. Понятие интернационализации образования и факторы, влияющие на нее.......... 136 11.2. Транснациональное высшее образование как форма интернационализации............. 144 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ...................................................................................................... 147 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................. 152 ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Становление средневековой системы обучения. 1.2. Высшее образование и национальные государства (территоризация высшего образования). VIII в. стал временем первого заметного подъема образования в Западной Европые Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий (749–814 гг.) и Алкуин (735–804 гг.), который был приглашен Карлом для организации образования в его империи. Раннее Средневековье. С этого времени начинает складываться вместе с классическим феодальным обществом, состоящим из трех сословий, и типичное средневековое образование. В качестве важнейших форм воспитания в Западной Европе в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование. Народное образование – это образование большинства населения Западной Европы, земледельцев и ремесленников, которое осуществлялось в процессе освоения опыта жизнедеятельности этих сословий. Со временем оно стало включать в себя и первоначальное образование, которое давалось в школах при церквях. Рыцарское (военное) образование в своей классической форме сложилось в Х–XI вв. и в определенной мере было оппозиционным народному и церковному образованию. Оно имело свое содержание (семь рыцарских искусств); свои формы, свои возрастные периоды: с 7 до 14 лет – паж, с 14 до 21 – оруженосец, в 21 год происходило посвящение в рыцари. Обучение для рыцаря считалось не обязательным, и потому неграмотный рыцарь не был редкостью. Воспитание женщины, принадлежавшей к дворянскому сословию, помимо освоения чисто женских занятий (рукоделие, вышивание и т.д.) предполагало и обучение. Оно осуществлялось либо в монастырях (воспитание девочек из богатых семей в монастырях было обычной практикой того времени), либо под руководством священника. Религиозное (школьное) образование. До конца Средних веков церковь играла главную роль не только в духовной, но и в интеллектуальной жизни Западной Европы. И духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. И именно ей принадлежит главная роль в организации образования, которое также было открыто для всех сословий, особенно после XI в., когда католическому священству было запрещено вступать в брак. В этот период не только складывается новая организация образования, в которой просматривается будущая целостная система образования от элементарной школы до высшей и значительно расширяется само образование, но и предлагаются новые технологии обучения. Обучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три – четыре года, начиналось с заучивания 50 псалмов на латинском языке. Изучали и запоминали буквы с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали учиться читать по слогам (буквосослагательный метод). Научившись читать, ученик приступал к письму и счету. Большое место в обучении отводилось пению. Обучение велось на латинском языке, сложными были методы обучения письму и счету, да к тому же педагогическая подготовка учителя оставляла желать лучшего. Поэтому многие ученики едва справлялись даже с курсом начального обучения. С изучения латыни (основного языка письменности) начинался новый этап обучения – не все умевшие читать были способны понимать написанное на чужом латинском языке. Начинали с элементарных правил грамматики, с простейших фраз нравоучительного содержания, написанных ритмическим стихом, затем читали сборники латинских букв. Параллельно шло интенсивное усвоение языка, от учеников требовалось говорить друг с другом по-латыни на некоторые темы. После этого приступали к чтению латинских авторов. Карл Великий пытался дать всеобщее образование всему населению империи. С этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, а священники должны были содержать эти школы и учить людей. Правда, школы не стали повсеместным явлением, а уровень образования, даваемого в них, нередко не шел дальше знания двух молитв – «Отче наш» и «Символ веры». При Карле была усовершенствована работа монастырских и кафедральных школ. Эти школы были двух типов: внешние и внутренние. Внешние школы предназначались для мирян, как правило, детей знатных родителей; внутренние – для детей, которые либо вынуждены были жить при монастырях, либо готовились к будущей духовной службе. Большое значение для развития культуры и образования в Средние века имели организованные Алкуином высшие школы. В 790 г. такая школа, получившая название академии, была открыта при резиденции Карла в Ахене. В ней учился сам император, его дети и приближенные. Здесь проходили ученые споры и дискуссии. Вторую высшую школу Алкуин открыл в Турском монастыре. Она состояла из ученой школы, где изучали семь свободных искусств, и трех специальных отделений: богословского, юридического и медицинского. Подобные школы стали открываться и в других государствах Европы. В школах, дающих более высокое образование, наряду с запоминанием, широко использовался вопросно-ответный метод, и тогда же, видимо, начала складываться важная форма не только обучения, но и всей жизни средневековой школы – диспут. Система образования, созданная в эпоху Карла Великого, просуществовала в разных государствах Европы едва ли не до Нового времени, народная церковно-приходская школа – вплоть до Французской революции, а в некоторых государствах и до начала XX в. Развитие образования было вызвано нуждами государства, его социально-экономическими, идеологическими потребностями: большой империи требовалась единая идеология, а ее могли обеспечить церковь и школа. В то же время причиной «живучести» созданной системы образования оказалась ее целесообразность, ее вписанность в систему средневекового общества. Среднее Средневековье. С XI–XII вв. начинается новый период развития западноевропейского образования, который можно определить как начало функционирования образования в качестве самостоятельного института общества. Важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие западноевропейского образования, стало открытие школ вне стен церкви: Ø продолжает функционировать система церковных школ от начальных до высших (Николай Коперник и др.); Ø в XI в. в Салерно открывается первая медицинская школа, созданная по законам цеховой организации; Ø с XII в. в разных странах Европы стали появляться автономные от церкви школы (от народных до университетов). Народные (элементарные) школы открывались мастерами грамоты. Возможно, они стали появляться в Европе с возникновением городов. Одни из них были официально признаны церковью, другие – городскими властями. Обучение в таких школах велось, как и в церковных, на латинском языке. С XII в. некоторые школы пытались учить чтению и письму на родном языке, но эти попытки преследовались властями. Гильдейские и цеховые (ремесленные) школы стали открываться с упрочением гильдий и цехов. Они давали более широкое, чем в народной школе, образование. Большое внимание здесь уделялось изучению латинского языка, который, будучи международным языком того времени, был необходим купцам для торговли. Давались здесь и специальные знания, например по бухгалтерии. Университеты стали открываться в Европе с XII в. и сразу же превратились в центры культуры, философии, науки, литературы, образования и просвещения (хотя нередко в университетах царил консерватизм). Университет (от лат. universitas – совокупность, гильдия, коммуна) – объединения студентов, преподавателей с общими целями и интересами и независимым статусом. Первые из них были созданы в Болонье – в 1088 г., Парижский – в 1215 г., Кембриджский – в 1209 г., Венский – в 1365 г., Гейдельбергский – в 1385 г. Формировались университеты как одна из городских гильдий и имели независимый статус от городских властей. Университеты имели собственное управление, собственные правила функционирования. Первые университеты были интернациональными: преподавание велось на латинском языке, изучали римское право, произведения Отцов Церкви, античных философов. Необходимо отметить тесную связь университета с церковью католической. Папа римский давал разрешение на открытие университетов, санкционировал единообразную систему организации университетов, а также присвоения ученых степеней, кроме этого университету были переданы функции образования от церкви. Таким образом, университетская структура не определялась географическими границами, а была интегрирована вокруг религии и обучения. Высокая мобильность студентов и преподавателей поддерживалась папскими указами, дававшими право преподавать повсеместно. Университет состоял из нескольких факультетов: обязательного – артистического и одного из трех высших факультетов: богословского, юридического или медицинского. На артистическом факультете изучали семь свободных искусств. Основу содержания образования на высших факультетах составляли: на богословском – Библия, труды Отцов Церкви и философов, особенно Аристотеля; на юридическом – церковное право и законы Юстиниана; на медицинском – труды Авицены. Вначале человек поступал на артистический факультет, на котором учился в течение нескольких лет и последовательно сдавал экзамены на звания бакалавра и магистра. После этого он мог поступать на один из трех высших факультетов, где обучение продолжалось еще несколько лет. Обучение заканчивалось сдачей экзаменов и защитой диссертации на звание доктора богословия, права или медицины. В университете, в принципе, мог учиться любой человек, знающий латинский язык, поскольку все обучение велось на этом языке. Само обучение было бесплатным, но платили за сдачу экзаменов. Значение университета в жизни города было велико: · университет являлся центром культуры; · давал определенные материальные выгоды. · имел высокий авторитет. Например, Парижский университет выступал судьей в спорах между папами и королями. Это позволяло университетам на протяжении веков сохранять автономию. Университеты Западной Европы были трех типов: · университеты, устроенные по образцу Парижского университета; · итальянские университеты; · английские университеты. Парижский университет состоял из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. Он управлялся корпорацией преподавателей, которые из своей среды выбирали деканов факультетов и ректора. Большинство университетов Европы создавались по образцу Парижского университета. Итальянские университеты были самыми свободными университетами Европы, их управление осуществляли сами студенты, выбирая из своей среды деканов факультетов и ректора, также студенты приглашали профессоров для чтения лекций. Первые английские университеты возникли на базе монастырских школ в Оксфорде и Кембридже. Главное отличие английских университетов от других состояло в том, что здесь шло индивидуальное обучение: студенты обучались в группах по два–три человека. Прогресс образования в этот период был вызван ростом городов, усложнением социальной жизни, развитием культуры; особенно изменилось содержание университетского образования – в него включаются новые науки, творения античных и арабских авторов. Начиная с XII–XIII вв. в Западной Европе идет создание своей образовательной культуры, в которой философия и логика становятся важнейшими предметами университетского обучения. Таким образом, с XI в. в Западной Европе начинает складываться автономная средневековая система образования, состоящая из «начальных» школ (народные, цеховые, гильдейские), «средних» (ученые школы) и «высших» школ (университеты). Существенно изменились, усовершенствовались либо были созданы вновь и технологии обучения, особенно в ученой и высшей школе. В ученой школе появились элементы наглядности, занимательности. С XIII в. в школе стали применять новые методы обучения: · подача материала в логической последовательности; · более широкое использование наглядности (в частности иллюстрации к задачам в учебниках Фибоначчи); · широкое использование объяснений, текстов не на латыни, а на родном языке, что также было знамением времени и значительно облегчало обучение; · приемы формирования творческой деятельности, основанные на развитии фантазии и воображения; · стихотворная форма подачи материала, облегчающая запоминание. Рождение высшей школы потребовало создания новых форм обучения, важнейшими из которых стали лекции и диспуты. Лекции были двух видов – обязательные (ординарные) утренние и краткие (повторительные) вечерние. Ординарные лекции предполагали длительный методический анализ каждой главы читаемого сочинения. Преподавателям запрещалось диктовать слушателям свои объяснения, лектор должен был говорить в обычном темпе, а студенты – полагаться на свою память. После лекции студенты собирались, чтобы вместе воспроизвести и запомнить ее содержание. Диспуты были частым и значимым явлением в жизни всего общества, а поэтому в университетах им придавалось большое значение. Существовали самые разные виды диспутов: · учебные (студенты спрашивали преподавателя и одновременно учились на его ответах); · научные (на них проходили защиты диссертаций или «сталкивались» в дискуссиях крупнейшие философы и теологи). Университет рождает и такую форму обучения, как экзамен. Экзамены проходили в устной форме и давали право на получение ученой степени. Технологии обучения были тесно связаны с организацией образования и, в зависимости от форм обучения, были различны: так, в итальянских, французских, германских университетах преобладали лекции, а в английских – индивидуальная работа. Таким образом, рождение городов и городской культуры привело к появлению, наряду с традиционной церковной, новой автономной системы образования, благодаря чему, по сути, сложились как бы две «системы образования». Автономные школы (как это было с Парижским университетом) постепенно становились все более независимыми от церкви, и наибольший прогресс образования в это время отмечался именно в светской школе, хотя наиболее видные мыслители этой поры и даже эпохи Возрождения все-таки выходили из церковных школ.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |