Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маастрихтский договор: новые направления образования




Третий период модернизации высшего образования

Начало третьего периода связывают с подписанием Маастрихстского договора (1992 г.).

В 1993 г. вступил в силу новый Договор о Европейском союзе, подписанный участниками Европейского экономического сообщества в голландском городе Маастрихте (1992 г.). Его подписанием учреждалось Европейское сообщество, в состав которого вошли 12 европейских стран.

Основной задачей договора являлось: дальнейшее создание единого экономического пространства (в частности введение к 1999 г. единой европейской валюты), кооперация в осуществлении единой европейской внешней политики, политики безопасности, а также кооперация в области правосудия и внутренних дел.

Таким образом, Сообщество европейских стран приобрело некоторые черты федеративного государства (наличие конституции, общих органов управления – совет, парламент, суд, банк, а также общих политик), в котором каждое из государств-членов сохраняет суверенитет. Помимо экономических и политических задач договор предполагал решение социальных задач – защита прав человека, образование, миграционная политика; устанавливался институт европейского гражданства, которое получали все граждане государств – членов ЕС наряду с национальными гражданствами государств.

Образование также стало одним из направлений политики ЕС. В договоре было обозначено шесть основных целей политики образования в Сообществе, из которых можно выделить три главные:

v развитие европейского измерения;

v продвижение мобильности, обмена и кооперации в образовании;

v продвижение академического признания и обмена информацией.

Договор также вводил общие принципы образовательной политики ЕС:

1. Принцип соподчинения.

2. Принцип равных возможностей.

3. Принцип разнообразия.

Принцип соподчинения подразумевал разделение сфер политических компетенций ЕС как наднационального объединения, национальных государств-участников ЕС и местных, региональных властей. В рамках образовательной политики принцип соподчинения предполагает разделение компетенции в сфере организационного управления образованием, финансирования, а также соотношение компонентов местного, национального, европейского учебного плана.

Принцип равных возможностей – предполагает обеспечение равных шансов для всех категорий населения. Во-первых, он подразумевает, что в любой сфере политики, экономики, культуры люди оцениваются согласно их достижениям, а не согласно их характеристикам, таким как пол, раса, этническая принадлежность или состояние здоровья. Во-вторых, принцип равных возможностей предполагает обеспечение равных шансов на успех в тех или иных институтах. Так, например, в образовании принцип равных возможностей может реализовываться в виде квот при поступлении в вузы для некоторых категорий населения (женщины, этнические меньшинства) или специальных грантов, позволяющих оплачивать учебу, например, малоимущим или инвалидам. Теперь этот принцип декларируется как один из основных принципов политики ЕС.

Принцип разнообразия предполагает, что кооперация может осуществляться только с учетом традиций и различий в образовательных политиках отдельных стран. Представители тех или иных групп (этнических, расовых, тендерных) должны иметь не только равный доступ ко всем образовательным институтам, но и образовательные институты должны учитывать их интересы и потребности.

Новый этап развития образовательной политики ЕС был связан с возникновением и реализацией концепции «Европы знания». Эта концепция объединяла как экономические, так и идеологические аспекты Европы как культурного, политического и экономического единства. В ее рамках образование стало рассматриваться как инструмент построения «Европы знания» через развитие человеческого потенциала.

Идея «Европы знания» возникла из концепций «общества, основанного на знании», и «общества образования», которые развивались философами, экономистами и социальными исследователями начиная с 1970-х гг.

Процессы глобализации рынка привели к глобальному разделению труда и выделению регионов преимущественно материального производственного труда и регионов, в которых превалирует труд, связанный с производством технологий, информации и услуг. Последние находятся в более выгодном экономическом положении. В рамках данных концепций подчеркивается значимость образования для того, чтобы обеспечить экономическое процветание и конкурентоспособность в глобальной экономике. Эти идеи и концепции становятся частью образовательной политики ЕС в 1990-е гг. Они задают новые ориентиры развития экономики и образования.

В 1995 г. Еврокомиссия приняла Белую книгу об образовании в ЕС. Белая книга называлась «Учение и учеба: развитие обучающегося общества», и в ней внимание издателей было сосредоточено на таких общепризнанных развивающих общество процессах, как информатизация, интернационализация, научно-технический прогресс. В результате затем логично были выработаны следующие направления согласованной образовательной политики:

v содействие производству знаний;

v сближение образования и экономики;

v усиление роли образования как еще одного шанса личности;

v освоение выпускниками по меньшей мере трех европейских языков;

v утверждение равной полезности инвестиций в экономику и образование;

v поддержание престижа в мире европейского многообразного культурно-лингвистического наследия;

v культивирование среди западноевропейского населения мироощущения «гражданина Европы» как новой ценностной установки, формирование у молодежи социальных и экономических ролей, содействующих интеграции.

В 1996 г. Комиссией была также опубликована Зеленая книга «Образование, обучение, исследование. Препятствия международной мобильности». В этом документе основное внимание уделялось устранению социально-экономических препятствий, связанных с ростом расходов на пребывание в другой стране из-за потери образовательных льгот в своей стране, проблемами налогообложения, недостаточным знанием европейских языков, нехваткой информационной и материальной инфраструктуры для обеспечения мобильности. Так, концепция «Европа знания» была введена перечисленными выше документами и действиями и стала важным ориентиром образовательной политики в дальнейшем. Она была воплощена в последующих политических действиях и образовательных программах.

Затем в Париже (в Сорбоннском университете) в мае 1998 г. четыре министра образования подписали совместную декларацию, которая была направлена на гармонизацию национальных систем высшего образования.

Сорбоннская декларацияпредставляет собой согласованное мнение министров образования четырех стран (Великобритании, Германии, Италии, Франции) относительно структуры системы образования Европы. В ней явно прозвучал призыв к внесению гармонии в сильно различающиеся структуры высшего образования и статус выдаваемых дипломов. Сама гармония понимается не с точки зрения унификации, но в аспекте согласованности усилий. Речь идет о гармонизации общей структуры степеней и дипломов, а не содержания образования. Европа, полагают авторы декларации, – это не только единая валюта, банки и экономика. Европа – это континент образования с конкурентоспособным интеллектуальным, культурным, социальным и техническим потенциалом. Нужно динамично отразить в образовании изменения в условиях труда. Следует адаптировать высшее образование к многообразным путям профессиональной карьеры. Предстоит, сохраняя разнообразие образовательных систем, устранить имеющиеся барьеры, создавая тем самым открытое европейское пространство высшей школы. Признание и привлекательность последней связываются с полной прозрачностью национальных образовательных систем. В Сорбоннской декларации были провозглашены основополагающие цели Болонского процесса.

Однако поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы в этот третий период явилось принятие 19 июня 1999 г. знаменитой Болонской декларации. Если Сорбоннская декларация была принята министрами лишь четырех государств, то под Болонской декларацией поставили свои подписи уже руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в ЕС.

Дальнейшее развитие европейской образовательной политики было определено изменением законодательных рамок на уровне ЕС. Главная цель политики, основанной на знании, состояла в том, чтобы дать каждому гражданину Европы возможность постоянно улучшать свои навыки и знания, что рассматривалось средством борьбы с безработицей и бедностью.

В результате основные европейские образовательные программы были реструктурированы. Был открыт второй этап таких программ, как SOCRATES и LEONARDO, которые были переименованы в SOCRATES II и LEONARDO II. Программа кооперации с европейскими странами за пределами ЕС, ТЕМ PUS, была возобновлена в связи с открытием ее третьего этапа и переименована ТЕМ UPS III. Бюджеты и целевые группы всех программ были расширены. Так, целевая группа SOCRATES II стала включать все виды образования от начального до разных форм образования взрослых. Она должна была помочь лицам с устаревшими или недостаточными навыками и знаниями вновь интегрироваться на рынке труда. Эти программы поддерживали также новое направление действий, которое обозначалось термином «виртуальная мобильность». Под «виртуальной мобильностью» подразумевалось развитие информационных технологий для того, чтобы создать «виртуальные» возможности обучения за границей. Виртуальная мобильность должна была также сделать образование более открытым и доступным, способствовать переподготовке кадров.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о сущности модернизации высшего образования в Европе:

– экономические изменения и экономические потребности привели к изменениям политических структур, а также образовательной политики;

– процессы европейской интеграции экономической и политической на разных этапах отражались в образовательной политике ЕС;

– Болонский процесс свидетельствует о переосмыслении роли вузов в строительстве новой Европы.

Политика высшего образования ЕС прошла три этапа, каждый из которых связан с принятием тех или иных документов и действий по политической интеграции в связи с принятием целей интеграции экономической. Образовательная политика изначально была ориентирована главным образом на обеспечение экономических целей формирования трудовых ресурсов для европейского рынка, а также на увеличение конкурентоспособности европейского региона в глобальной экономике.

Концепция «Европы знания», ставшая идеологическим ориентиром для европейской образовательной политики в период после I992 г., вмещает в себя как экономические, так и культурные аспекты образования. Она включает концепцию образования в течение всей жизни, возникшую как способ обеспечения гибкого рынка труда, адаптации к новым технологиям, решения социальных проблем безработицы и бедности. Важным ее элементом являются идеи развития демократии, политической социализации, европейской идентичности, формирования гражданской культуры посредством непрерывного образования граждан.

Контрольные вопросы

1. Выделите этапы модернизации высшего образования в Европе.

2. Дайте характеристику периодам модернизации высшего образования.

3. Назовите основные образовательные программы, разработанные Советом Европы. Дайте их характеристику.

 

ГЛАВА 3. СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

 

3.1. Цели, задачи и содержание Болонского процесса.

3.2. Причины, обусловившие необходимость изменения европейских национальных систем образования.

3.3. Структура и субъекты Болонского процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.