КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Европейских национальных систем образования
Болонский процесс, понимаемый как условное наименование всех мероприятий, направленных на формирование европейского образовательного пространства, – это европейский процесс, призванный решить актуальные экономические, политические, социальные вопросы, многие из которых имеют общемировое значение. Болонский процесс призван сделать высшее образование не просто конкурентоспособным, но и доходным для экономики стран. Обращаясь к причинам, побудившим министров образования европейских стран начать работу по созданию «показателей сравнимости» национальных образовательных систем, следует иметь в виду, что именно многообразие высшего образования должно стать, по мнению участников Болонского процесса, привлекательным для получения образования. Для этого не нужно слепо копировать какую-либо модель (в том числе и американскую), а следует развивать «богатое разнообразие своих систем высшего образования». Можно назвать следующие группы факторов, обусловивших необходимость изменения системы образования ЕС: 1. Общемировые тенденции. 2. Внутриевропейские причины. 3. Конкуренция внутри самой системы образования. К первой группе можно отнести следующие факторы: Ø коренные преобразования в экономике всех развитых стран, что вызывает необходимость реорганизации системы подготовки профессиональных кадров. Сегодня происходит революция в экономической сфере, что видно на примере ускорения циклов производства товаров и сокращения времени их жизни. Время жизни товара на рынке начинает быть сравнимым со временем его создания. Разработать популярный товар, пользующийся спросом, сможет только креативная личность; Ø перенос конкуренции в научную сферу ─ выиграют те, кто сможет быстрее разработать и внедрить в производство новый товар. Наука приобретает ведущую роль в развитии экономики. Организации стремятся набирать себе кадры не просто с высоким уровнем профессионального образования, но и молодые (до 30 лет), способные нестандартно, творчески и по-новому мыслить; Ø внутренняя зацикленность системы образования и подготовки специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда. Вузы дают набор теоретических знаний и минимальный комплект практических навыков, которые не позволяют выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или в конкретной организации. Для этого в некоторых западных странах предусмотрены различные формы получения дополнительных знаний и навыков, которые могут понадобиться для практической деятельности на определенном рабочем месте (дополнительное обучение на предприятии или в вузе по заказу предприятия или переходный этап включения в работу – период стажировки в организации, сдача квалификационных экзаменов по специальности); Ø воздействие всеобщей глобализации, в том числе в образовании. Глобализация вызвала необходимость создания международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванной обеспечить качество профессиональной подготовки с учетом нарастания потоков межгосударственных перемещений профессионалов. Либерализация мировой торговли приводит к включению сектора образования в международное правовое регулирование с позиции предоставления транснациональных услуг. Глобализация, несущая в себе мощнейшие интегративные процессы, таит как огромные преимущества, так и невиданные ранее опасности подавления национальных культур и традиций. Особая роль в этом процессе принадлежит образованию, фактору, позволяющему стране, с одной стороны, вписаться в интегративные тенденции и не отстать от развитых стран, с другой – не утратить своё национальное своеобразие; Ø интернационализация образования. Проявляется в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, разнообразных видов межвузовского сотрудничества. Ко второй группе относятся причины, связанные с ситуацией, сложившейся в Европе: Ø изменяются функции государства в области образования. Многие страны осуществляют политику дерегулирования, передавая самим институтам больше прав и полномочий. Это приводит к проявлению рыночного подхода в образовании. Уменьшаются расходы на образование. Рост конкуренции и относительное сокращение бюджетного финансирования являются сильными мотивами для вузов к проявлению активности за пределами национальных границ; Ø изменяется философия и технология образования. От образованиятребуется большая гибкость и реакция на внешнюю среду. Происходит интенсификация учебного процесса с использованием новых технических возможностей. Вводится новая концепция «образование на протяжении всей жизни»; Ø США значительно обгоняют объединенные страны Европы по целому ряду показателей, относящихся к системе образования. Первый важнейший показатель— это количество уже подготовленных специалистов, имеющих высшее образование. В Соединенных Штатах специалистов с третичной степенью – 36% от общего количества работников. В Европе эта цифра почти в два раза ниже, там таких специалистов всего 20%. Второй показатель,который много говорит об уровне образования, – это количество иностранных граждан, обучающихся в стране. В США число обучающихся в вузах иностранных студентов значительно превосходит количество студентов, обучающихся во всех странах Европы. Третий показатель,который на сегодня играет главенствующую роль в экономике и по которому Европа также значительно отстает, – это развитие науки и интенсивность наращивания научного потенциала. Наука становится важнейшим фактором развития экономики, и те страны, которые смогут обеспечить развитие научной сферы, в дальнейшем могут рассчитывать на ведущую роль в мировой экономике и на роль лидера во многих областях деятельности; Ø стремление объединить свои разрозненные потенциалы в единый экономический механизм. В силу политико-исторического развития в Европе не сформировалось ни одного крупного государства. Большая раздробленность европейских стран сегодня является сильным сдерживающим фактором их дальнейшего развития. Поэтому для повышения своей конкурентоспособности большинство стран Европы договорились создать Европейский союз, который бы объединял государства в единое целое. Вначале было принято политическое решение о формировании такого союза. Затем в результате переговоров удалось создать зону без границ, в которую вошли страны ЕС. Третьим шагом было формулирование общеевропейских правовых норм: было разработано и введено в действие так называемое «европейское право». Четвертым (чисто экономическим) шагом стало введение на территории этой группы стран единой денежной единицы (евро). Как мы видим, страны Европейского союза последовательно движутся к сближению и объединению. Для этого были проведены важнейшие политические, законодательно-правовые и экономические преобразования. Казалось бы, Европа стала единой. Однако в реальности этого не произошло. Следующим, весьма ощутимым и труднопреодолимым барьером стали национальные языки, трудовые законодательства и разнообразие уровней подготовки специалистов. Особенно отчетливо стали заметны следующие несоответствия: • разнообразие названий одинаковых или близких профессиональных квалификаций; • наличие различных квалификационных и образовательных уровней, не имеющих аналогов в соседних странах ЕС; • различие требований к уровням подготовки квалифицированных специалистов в различных странах. К третьей группе факторов относится конкуренция внутри самой системы образования. Проблемы классических университетов значительно усложняются с появлением новых образовательных организаций, нетрадиционных провайдеров высшего образования (например, виртуальных университетов), активно осваивающих новые области знаний. На университетском «поле» все чаще играют внутрифирменные образовательные структуры, что объясняется содержательными изменениями в спросе на образование в сторону его большей профессионализации. Поэтому университеты все чаще ограничиваются лишь общеобразовательной и общепрофессиональной подготовкой. На университеты государством возлагается социальная ответственность за свой регион и стимулируется активное взаимодействие с местными властями, общественными организациями и промышленностью. Возможности университета по развитию региона рассматриваются в трех направлениях: 1) вклад университета как крупного работодателя в региональное развитие; 2) технологическое развитие промышленности региона через трансферт технологий (технопарки, инкубаторы, консультационная деятельность); 3) профессиональное образование и переподготовка, повышение квалификации и т.п. На университет также возлагается ответственность за культурное развитие малых народов региона. Это новое давление на университет со стороны рынка и властных структур (регионализация) приводит к тому, что институты высшего образования перестают быть особыми социальными институтами, на них все более распространяются те же правила игры, которые существуют для рыночных производственных и коммерческих предприятий. Таким образом, необходимость изменения европейских национальных систем образования привели к проведению реформ. Общая цель всех реформ – повышение мобильности населения стран Европы для перехода от интеграции государств к реальной интеграции самих граждан стран ЕС.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |