КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В вузах Европы
Система аккредитации и оценки качества образования Мировое разнообразие систем оценки высшего образования в 1990-е гг. и в начале 2000-х гг. может быть разделено на два типа: 1. Система оценки высшего образования в тех странах, где имеются соответствующие государственные структуры, регулирующие развитие высшей школы. Например, министерства образования, министерства просвещения и т.д. Это европейские страны (Германия, Франция, а также страны СНГ). 2. Система оценки высшего образования, принятая в тех странах, где органов государственного управления высшим образованием нет. В этом случае преобладает процесс самооценки высших учебных заведений. Это США, а также те страны, которые стали следовать американским образцам высшей школы (Филиппины, Тайвань). В Европе процедура аккредитации осуществляется государственными органами либо общественными организациями. В Германии, например, Министерство просвещения, регулирует деятельность высших учебных заведений, а сами профессора и преподаватели являются государственными служащими. Степень влияния государства на Западе на систему образования во многом определяется государственными субсидиями, которые составляют, например, для университетов значительную часть. В 40–50 гг. XX в. процедуры аккредитации образовательных учреждений были инициированы в Японии и Израиле, и в настоящее время они существуют там наряду с традиционными формами государственного контроля, способствуя общественному признанию качества полученного образования, престижу учреждения и профессиональному росту выпускников. В Германии переход к многоуровневой системе и интернационализация образования привели к созданию ряда аккредитующих организаций. По решению конференции министров образования в 1998 г. в Германии был создан Аккредитационный совет по оценке программ подготовки бакалавров и магистров. Аккредитационный совет разработал минимальные стандарты и критерии для аккредитационных агентств. Ассоциация германских инженеров в 1999 г. основала Аккредитационное агентство по инженерным и компьютерным наукам. Первой аккредитующей организацией в Германии стало Центральное агентство земли Нижняя Саксония – Central Agency of Evaluation of Lower Saxonys Institutions of Higher Education (ZEvA). В настоящее время активно работает Accreditation Agency for Study Programs in Engineering Informatics Natural Sciences and Mathematics (ASIIN) – агентство, аккредитующее образовательные программы в области техники, информатики, естественных наук и математики. Представляет интерес опыт аккредитации во Франции. Французская система аккредитации тоже сумела практически осуществить принцип независимости аккредитации от органов управления образованием (бюрократии). Аккредитационный орган – Комитет национальной оценки качества (Comite National d'Evaluation – CNE) – создан в 1985 г. правительством и подотчетен напрямую только президенту. Такая ситуация объясняется специфической структурой высшего образования во Франции, которая представлена в настоящее время университетами и специализированными учебными заведениями высшего образования. Большинство университетов – государственные. Среди специализированных вузов более 1/3 – частные, образованные ассоциациями, фондами, торгово-промышленными палатами и т.п. Среди специализированных учреждений выделяются так называемые большие школы, которые по академическому уровню стоят выше университетов. Важно то, что во Франции результаты университетских проверок и оценок широко публикуются и дают возможность не только государству, но и обществу судить об академическом уровне того или иного высшего учебного заведения. Университеты Франции проводят свободный набор абитуриентов без приемных экзаменов, но уже на первом курсе происходит большой отсев. «Большие школы» предъявляют к набору очень строгие требования (обучение в течение двух лет в профильном лицее после окончания средней школы, вступительные экзамены), зато и отсев у них бывает значительно меньше. «Большие школы» – это неофициальная категория, к которой стремятся принадлежать все специализированные вузы. И в этом случае большое значение приобретает процедура правительственной аккредитации. В Великобритании официально отсутствует система аккредитации, но реально финансирование вуза зависит от результатов оценки качества образования в нем и факта признания этого государственным финансирующим органом. Причем государство и общество в Великобритании вообще не вмешиваются в процедуру подобной оценки. Последняя (т.е. процедура) осуществляется в результате функционирования следующей трехуровневой структуры: v самого учреждения образования, где имеются внутривузовские структуры для оценки и гарантий качества обучения студентов; v Агентства по обеспечению качества высшего образования (созданного в 1997 г. неправительственного органа), проводящего «аудит качества» – внешнюю экспертизу эффективности внутривузовской системы гарантии качества образования; v Совета по финансированию высшего образования (негосударственная организация), выносящего решения о каждой программе обучения в вузе и определяющего дальнейший объем государственного финансирования вуза в зависимости от результатов его оценки. В Великобритании за последние годы произошли определенные изменения в системе контроля над университетами. Деятельность Агентства по контролю качества вызывала замечания и поэтому для определения качества, уровня и рейтинга английские университеты в первую очередь обращаются в различные общественные советы экспертов, которые осуществляют независимый аудит. В Великобритании создана многоступенчатая система аккредитации университетов и их образовательных программ при главенствующей роли правительственной организации Quality Assurance Agency (QAA). Ряд британских вузов производят оценку образовательных программ других учебных заведений по согласованным с QAA критериям. Например, The Open University (OU) в 1992 г. создал свою структуру – The Open University Validation Services (OUVS), которая занимается аккредитацией образовательных учреждений и валидацией (ратификацией) образовательных программ, в том числе вне Великобритании. Требованиями OUVS для аккредитации образовательных учреждений являются следующие: v создание соответствующей образовательной среды; v независимость в реализации образовательных программ; v эффективная организация академической активности; v эффективная система гарантий качества; v наличие интеллектуальной собственности; v открытость для внешних рекомендаций; v финансовая безопасность. The Open University Validation Services производит следующие виды оценок: – диагностическую, определяющую способность и готовность к реализации образовательных программ, а также выявляющую возможные проблемы в обучении (интервью, тесты); – формирующую, изучающую элементы обратной связи как части образовательного процесса (задания, рефераты, рабочие тетради, семинары); – итоговую, оценивающую достижения или недостатки в отношении результатов учебного процесса (устные и письменные экзамены, проекты). Основными принципами оценок OUVS являются: – оценки должны быть открытыми, справедливыми, обоснованными и достоверными; – оценки должны быть адресными по отношению к результатам процесса обучения; – критерии, по которым производятся оценки, должны быть ясными для всех; – академические оценки должны быть по возможности коллективными; – результаты не являются предметом обсуждения вне организации, подвергающейся оценке; – результаты регулярно подвергаются переоценке. Аккредитация имеет целью подтверждение следующих позиций: – соответствие ресурсов организации (преподавательский состав, материальная база, информационные возможности, финансы) реализуемым образовательным программам; – соответствие процедур внутренней системы гарантий качества образовательным стандартам; – соблюдение прав студентов. Однако в мире имеются и другие тенденции в развитии оценки и контроля высшего образования. Это все большее развитие и распространение процессов самооценки. Переход от оценки, первоначально построенной на принципах централизации, к процессу самооценки осуществляют Скандинавские страны, Франция, Англия, Дания, Испания. США. Наибольшее развитие система самооценки университетов получила в США. Это связано с тем, что источники власти и контроля в американских университетах иные, нежели в европейских странах. В США огромное многообразие высших учебных заведений сочетается со значительной слабостью государственного контроля качества их работы. В отличие от стран, где есть министерства образования или аналогичные структуры, американское высшее образование контролируется преимущественно самими учебными заведениями. Реальная административная и финансовая власть в американских университетах принадлежит попечительским советам. С развитием мировой интеграции многие страны адаптируют свои образовательные системы к американской модели образования, что также характеризует высокое качество образования в США. В США выделяют три фактора, определяющих качество образования: v регулирование системы образования через законы; v открытую конкуренцию; v систему аккредитации. Из всех названных процессов только аккредитация концентрирует свое внимание на интеграции учебных программ, т.е. на установлении единого стандарта качества. Аккредитация – это процесс, используемый в образовании США для гарантии того, что школы, постсредние институты и другие поставщики образовательных услуг отвечают и поддерживают минимум стандартов качества и целостности академических, административных и управленческих услуг. Это добровольный процесс, основанный на принципах академического самоуправления. В аккредитации участвуют как сами институты, так и программы (факультеты). Аккредитацией занимаются ассоциации, состоящие из институтов и академических специалистов по определенным предметам. Эти ассоциации принимают стандарты и процедуры процесса аккредитации. Цели аккредитации: v подтверждение того, что учреждение или программа отвечают установленным стандартам или общепризнанным критериям; v оказание помощи студентам и абитуриентам в определении подходящих под их запросы учреждений образования; v обеспечение помощи образовательным учреждениям в определении возможности передачи и зачета кредитов, полученных обучающимися; v обеспечение образовательным учреждениям и программам благоприятных условий для инвестиций общественного и частного капитала; v защиту учреждения от внутреннего и внешнего давления; v определение целей для совершенствования программ и стимулирования подъема общих требований среди образовательных учреждений; v вовлечение преподавателей и всего персонала в процесс всесторонней установленной оценки деятельности и планирования. В практике аккредитации высших учебных заведений США сложились два основных типа аккредитации: 1. Институциональная. 2. Специализированная (академическая). Институциональная аккредитация обычно относится ко всему учреждению, указывая, что каждая из частей учреждения вносит свой вклад в достижение целей учреждения, хотя и не обязательно на одном и том же уровне качества. Такой тип аккредитации осуществляется комиссиями региональных ассоциаций аккредитации и рядом национальных агентств аккредитации. Наличие институциональной аккредитации престижно, а во многих случаях необходимо для дальнейшего развития, так как это является условием получения правительственных грантов и частных инвестиций. Специализированная аккредитация, в свою очередь, обеспечивает протекцию выпускникам вуза при трудоустройстве. Аккредитация вузов в США в целом сейчас приобрела черты общественно-государственной организации. Она по существу базируется на балансе основных заинтересованных сил в обществе на федеральном уровне и уровне штата между различными государственными и общественными органами. Специализированная, или академическая, аккредитация обычно относится к академическим программам, структурным подразделениям или школам, которые являются частями учреждения. Аккредитованной структурой в этом случае может быть колледж или школа в пределах университета или учебный план в пределах дисциплины. Большинство специализированных агентств аккредитации рассматривает подразделения, входящие в состав учреждения высшего образования, аккредитованного одной из региональных комиссий аккредитации. Однако некоторые агентства аккредитации аккредитуют также профессиональные школы, специализированные или профессионально-технические учреждения высшего образования, которые являются автономными в своих действиях. В этих случаях «специализированное» агентство аккредитации может также функционировать как институциональное агентство аккредитации. Кроме того, ряд специализированных агентств аккредитации аккредитуют образовательные программы в необразовательных учреждениях. Так, в США существует сложная многоуровневая структура по оценке качества образования при аккредитации вузов. В настоящее время здесь функционирует шесть региональных аккредитационных агентств, которые имеют в своем составе комиссии по аккредитации вузов, колледжей и школ, и аккредитуют все учреждения образования, находящиеся на территории их влияния. Свыше пятидесяти профессиональных аккредитационных агентств проводят аккредитацию образовательных программ (например медицинских, юридических, инженерных, программ по подготовке учителей и т.п.). Аккредитационные агентства, являющиеся независимыми ассоциациями регионального или национального уровня, разрабатывают критерии и осуществляют оценку учреждения образования, чтобы установить, действительно ли выполняются заявленные критерии. Учреждения или программы, заявляющие о желании прохождения оценки агентством и отвечающие критериям агентства, считаются аккредитованными этимагентством. Соединенные Штаты не имеют Федерального министерства образования или иного центрального органа власти, осуществляющего национальный контроль над учреждениями высшего образования. Тем не менее существует специализированный национальный орган, связанный с проблемами образования – Федеральный департамент образования США. Федеральный департамент образования СШАне аккредитует образовательные учреждения или программы. Однако руководителю департамента образования предписывается в соответствии с федеральным законом опубликовать список национально признанных агентств, имеющих право осуществлять аккредитацию. Агентство, желающее получить национальное признание Федерального департамента образования, должно выполнить установленные процедуры и критерии для его признания, сформулированные в Федеральном регистре. Процесс признания включает регистрацию заявления в Департаменте образования и специальное рассмотрение Национальным совещательным комитетом качества и целостности организации. Как федеральное правительство, так и власти штата признают аккредитацию как механизм соблюдения законности и качества программы. На международном уровне аккредитация признанными аккредитованными властями в США приравнена к признанию институтов министерствами образования других стран. В США процедура аккредитации университетов, как уже отмечалось, связана с деятельностью не федеральных органов и не правительства штатов, а с деятельностью региональных ассоциаций университетов и колледжей. Эти ассоциации имеют специальные комиссии по высшему образованию, которые и проводят процедуру аккредитации университетов, находящихся на территории региона. Комиссией по высшему образованию Соединенных Штатов разработаны и опубликованы два документа: v «Общая схема для оценки результатов». v «Параметры успеваемости в высшем образовании и стандарты аккредитации». На основе этих документов и происходит подготовка университетов к аккредитации. Данные документы не представляют собой конкретной регламентированной программы оценки университета. Наоборот, специфика аккредитации по-американски состоит в том, что Ассоциация по высшему образованию оставляет за каждым университетом и колледжем исключительное право определять оптимальную стратегию и способы ее проведения. Каждый американский вуз, который планирует проведение оценки и аккредитацию, должен разработать свою концептуальную схему, свою стратегию и программу оценки, свою методику и план ее реализации в соответствии с собственной миссией, целями и университетскими ресурсами. Этот процесс оценки должен быть совместным трудом преподавателей, администрации университета и студентов. Согласно американским стандартам аккредитации, оценка применяется в следующих основных сферах: v Качество академических и иных учебных программ. v Институциональная эффективность. Оценка качества образования является по существу составной частью процесса преподавания и получения знаний, она способствует проведению критического самоанализа образовательного процесса, основанного на фактических данных. То есть недостаточно только проводить оценку качества, данные оценки должны применяться, чтобы вуз и преподаватели могли улучшить реальное качество образования. При этом, по мнению Комиссии по высшей школе, из данных, полученных в процессе оценки, могут быть выделены несколько вопросов: v разработал ли вуз программы, помогающие преодолеть недостатки в освоении требуемых навыков? v исследовал ли вуз влияние отбора перечня и последовательности курсов на учебные результаты студентов? v насколько успешно студенты усваивают знания и навыки образовательных и специальных предметов? v пересмотрен ли учебный план, если результаты оценки показывают, что такой пересмотр обоснован? v разработал ли вуз программы, способствующие личному социальному росту студентов. Следующий важный аспект – это оценка эффективности университета как организации. Тогда как преподавание и научная работа – это то, что делает вуз, то институциональная эффективность – это то, чего вуз добивается. Таким образом, оценка институциональной эффективности предполагает обязательное формулирование цели, миссии и задач университета, которые преподавателями и персоналом переносятся в образовательные программы. Вузы и программы обычно аккредитуются на ограниченный срок (5–10 лет). Аккредитационные организации оставляют за собой право осуществлять проверки в любое время. Особое значение в университетах США придается привлечению преподавателей к процессу оценки. Инициатором оценки может быть ректор, проректор, декан, но преподаватели должны быть в центре оценки университетских результатов. В идеале оценочный процесс вырастает из партнерства между администрацией и преподавательским составом. Следует отметить, что преподаватели не могут независимо администрировать оценочный проект по всему университету. Для программы оценки необходима сильная административная поддержка - администраторы должны работать вместе с преподавателями. Чтобы стимулировать на должном уровне интерес преподавателей к оценке, администраторы должны уважать обязательства преподавателей по времени, учитывать их приоритеты и системы ценностей. Может возникнуть ситуация, когда подходы к оценке, приемлемые для одного преподавателя, могут оказаться неприемлемыми для другого. Так же как, впрочем, и подходы к оценке одного вуза могут не подойти к другому. Но в любом случае по американским понятиям каждый университет должен найти собственный подход, чтобы обеспечить эффективное осуществление оценки с участием преподавателей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |