Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияющие на нее




Темы презентаций

1. Современные тенденции в области оценки качества высшего образования.

2. Основные составляющие понятия «оценка качества образования».

3. Европейская система качества образования (ENQA).

4. Общероссийская система оценки качества образования.

5. Проблемы создания системы контроля и оценки качества высшего образования. Цели оценки качества образования.

6. Интеграция российской системы оценки качества в общеевропейскую систему: проблемы и перспективы.

 

ГЛАВА 11. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

11.1. Понятие интернационализации образования и факторы, влияющие на нее.

11.2. Транснациональное высшее образование как форма интернационализации.

Понятие интернационализации образования и факторы,

Со времен странствующих ученых Позднего Средневековья университеты всегда рассматривались как социальное и культурное явление, целью которого было распространение знаний за пределы своей территории. В то же время большинство высших учебных заведений, образованных в XIX и XX вв., выполняли свои традиционные функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде. Со второй половины XX в. вузы были вовлечены в мощное движение образовательной экспансии и демократизации образовательных возможностей. Массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в новой глобальной экономике.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели, среди которых:

v диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов к платному обучению;

v расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах;

v расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов;

v повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др.

Под интернационализацией образования принято понимать процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное значение.

Интернационализация образования возможна на национальном, секторальном и институциональном уровнях. Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике традиционно включает в себя два аспекта:

v «внутреннюю» интернационализацию;

v «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование.

Интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества:

v индивидуальную мобильность ( мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях);

v мобильность образовательных программ и институциональная мобильность;

v формирование новых международных стандартов образовательных программ;

v интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;

v институциональное партнёрство (создание стратегических образовательных альянсов).

Выделяют четыре стратегии интернационализации высшего образования, характеризующие политику стран в этой сфере:

v согласованный подход;

v стратегию привлечения квалифицированной рабочей силы;

v стратегию получения дохода;

v стратегию расширения возможностей.

Согласованный подход к интернационализации высшего образования опирается на долгосрочные политические, культурные, академические цели развития страны. Реализация такой стратегии осуществляется через поддержку студенческой и академической мобильности, путем предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а также программ, направленных на создание институциональных партнерств в сфере высшего образования. Доминирующим принципом данного подхода является международное сотрудничество, а не конкуренция.

Стратегия поддержки миграции квалифицированных сотрудников направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране, это средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства. Реализация таких программ осуществляется через специальные агентства или сеть агентств и организаций.

Стратегия интернационализации высшего образования, направленная на получение дохода, базируется на согласованном подходе и на стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы, но в ее рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе и не предусмотрено предоставление государственных субсидий. Иностранные студенты дают дополнительный доход образовательным институтам, стимулируя университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке. Правительства в свою очередь предоставляют вузам значительную автономию, обеспечивают высокую репутацию своей системы высшего образования, а также высокую степень защиты иностранным студентам.

Стратегия расширения возможностей поощряет получение высшего образования за рубежом или в вузах – поставщиках иностранных образовательных услуг. Важными инструментами такого подхода являются:

1) программы поддержки зарубежной мобильности государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, ученых и студентов;

2) обеспечение иностранным вузам, программам и преподавателям благоприятных условий для коммерческой образовательной деятельности в стране. Поощряется создание партнерств с местными поставщиками образовательных услуг для обеспечения передачи знаний между зарубежными и местными образовательными институтами.

Интернационализация высшего образования создает новые возможности, способствует повышению доступности высшего образования и его качества, внедрению инновационных методов работы в системы высшего образования. Опираясь на достижения международного сотрудничества, интернационализация в свою очередь способствует его укреплению.

При сохранении национального суверенитета в области образования и его национального многообразия интернационализация образования является ключевым фактором его трансформации в развитых странах в последние десятилетия. Процесс интернационализации неуклонно активизируется, его значение растет, в разных странах интернационализация развивается в разных формах. К числу преимуществ интернационализации образования относят:

v увеличение доступности высшего образования;

v универсализацию знания;

v появление международных стандартов качества и развитие инновационного характера высшего образования;

v расширение и укрепление международного сотрудничества;

v активизацию академической и студенческой мобильности.

Интернационализация образования все в большем числе стран становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение конкретных национальных политических, социальных и экономических проблем.

Факторы, влияющие на интернационализацию высшего образования:

v скорость экономической глобализации и распространения ИКТ;

v внедрение рыночных механизмов в образование.

Интернационализация высшего образования, и в частности мобильности студентов и трансграничная деятельность вузов, дают экономическую выгоду, связанную с рыночной стоимостью предоставления услуг на международном образовательном рынке. Политика по вопросу платы за обучение является ключевым элементом общего воздействия интернационализации на торговый баланс.

Многие страны сделали международное образование существенной частью своих стратегий социально-экономического развития, а взимание полной платы за обучение иностранных студентов используется как источник получения дохода. Однако рыночная стоимость интернационализации выходит за рамки доходов от платы за обучение, которая вместе с наличием сопутствующих расходов, связанных с пребыванием иностранных студентов в стране и составляющих существенный вклад в национальную экономику принимающей страны, можно рассматривать как преимущества краткосрочного характера. Существуют также преимущества долгосрочного характера, выражающиеся в появлении новых рабочих мест, развитии инфраструктуры и потенциала системы образования.

Исходя из характеристик процесса интернационализации высшего образования в эру глобализации и учитывая позиционирование стран относительно направлений участия в процессе предоставления образовательных услуг на международном рынке, можно определить три типа ориентации стран (табл. 4):

v ориентация на импорт;

v ориентация на импорт–экспорт;

v ориентация на экспорт.

 

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.