Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины, определения




Академическая степень – квалификация высшего образования, присваиваемая по результатам освоения соответствующих основных образовательных программ по направлениям подготовки.

Аккредитация (в высшем образовании) – периодическая оценка и признание (государственными и/или общественными органами) деятельности высших учебных заведений и/или образовательных программ как отвечающих установленным критериям, требованиям, нормам, стандартам.

Аспирантура – новая (формирующаяся) организационная модель, охватывающая реализацию как докторских программ (наряду с докторантурой и традиционными докторскими/исследовательскими школами в европейских университетах), так и нередко магистерских программ, соответствующих третьему и второму уровням и в структуре квалификаций Европейского пространства высшего образования.

Бакалавр – первый уровень квалификации (степень) трехуровневой (трехцикловой) Болонской системы высшего образования.

Болонская декларация – это подписанная министрами образования 29 европейских стран в 1999 г. в Болонье Декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, положившая начало Болонскому процессу и провозгласившая на ближайшую перспективу следующие основные цели для европейского пространства высшего образования: введение легко понимаемых и сопоставимых степеней, использование европейской системы зачетных единиц, мобильность, создание системы обеспечения качества.

Гармонизация пространства высшего образования в Болонском процессе – добровольное принятие странами-участницами Болонского процесса и их университетами обязательств по реформированию национальных систем высшего образования на основе согласованных и консолидированных позиций, направлений (линий), принципов, правил и механизмов в целях формирования привлекательного и конкурентоспособного в мире Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Европейского исследовательского пространства (ЕИП).

Двойная (совместная) степень – две (или более) академические степени, присваиваемые выпускнику двумя (или более) вузами-партнерами после освоения совместной образовательной программы.

Двойной диплом – документ о получении высшего образования, выдаваемый выпускнику двумя (или более) вузами-партнерами после успешного завершения курса обучения по совместной образовательной программе и фиксирующий присуждение ему двойной (совместной) академической степени.

Дескрипторы квалификаций – описание общих для определенного уровня образования ожидаемых результатов обучения, т.е. знаний, понимания, умений/навыков, способностей применять их на практике.

Диссертация – письменный отчет о результатах самостоятельной научно-исследовательской работы в определенной области знания, представляемый для публичной защиты с целью присвоения академической степени магистра или доктора.

Докторантура (докторская/исследовательская школа) – организационная структура в европейских университетах, обеспечивающая реализацию докторских программ – программ третьего уровня подготовки в соответствии с всеобъемлющей структурой квалификаций для Европейского пространства высшего образования.

Европейская ассоциация высших учебных заведений – это европейское объединение учреждений высшего образования, которое проводит согласованную и прозрачную политику в области высшего образования в контексте Болонских реформ и отстаивает их интересы.

Европейская ассоциация обеспечения качества высшего образования (ENQA) – общеевропейский орган, который распространяет информацию, способствует внедрению передовой практики и инновационных подходов в области обеспечения качества в высшем образовании среди европейских агентств обеспечения качества, общественных органов и высших образовательных учреждений.

Европейская система переноса и накопления кредитов (зачетных единиц) – студентоцентрированная система, базирующаяся на учебной нагрузке по программам обучения, и систематизированный способ описания образовательных программ путем назначения кредитов всем ее компонентам.

Зачетная единица (крéдит) – мера трудоемкости образовательной программы. Эта единица должна учитывать все виды работ студента, предусмотренные в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу, подготовку и защиту курсовых и дипломных работ и др.

Индивидуальная образовательная траектория – целенаправленная образовательная программа, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении преподавателем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Качество высшего образования – многомерная характеристика высшего образования, охватывающая соответствие результатов образования, процессов подготовки и институциональных систем актуальным целям и потребностям общества, государства и личности.

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, потребностям личности, общества и государства.

Квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций.

Компетенция – 1) динамическая комбинация характеристик (относящихся к знанию и его применению, умениям, навыкам, способностям, ценностям и личностным качествам), описывающая результаты обучения по образовательной программе, т.е. то, что необходимо выпускнику вуза для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития, которые он обязан освоить и продемонстрировать; 2) готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности.

Кредит – унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося.

Кредитная единица – мера вложенного студентом труда в освоение знаний, за которые он отчитался, которая не может быть начислена, если знания не были оценены. Кредит косвенно характеризует «объем» знаний, освоенных студентом с определенным успехом.

Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ЕСТS как единиц измерения учебной нагрузки студента. Понятие «кредит» означает в данном случае количественную характеристику, позволяющую учесть вклад каждой учебной дисциплины в содержание образовательно-профессиональной подготовке.Европейская система переноса и накопления кредитов (ECTS) – это студентоцентрированная система, базирующаяся на учебной нагрузке, необходимой для достижения целей программы обучения. Эти цели желательно определять в терминах результатов обучения и компетенций, которые должны быть получены.

Магистратура – это этап образования, специальная программа обучения в вузах. Квалификацию «магистр» получают выпускники высших учебных заведений.

Модуль – часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы.

Модуль / курсовая единица – логически выстроенная, содержательно и методически целостная часть образовательного процесса в рамках определенной совокупности ожидаемых результатов образования, выраженных в терминах компетенций, характеризующаяся трудностью освоения и в зачетных единицах (кредитах).

Модуляризация в образовании – модульное построение образовательного процесса, предусматривающее структурирование ожидаемых результатов образования и содержания образовательной программы на отдельные модули, снабженные характеристиками трудоемкости их освоения в зачетных единицах (кредитах), а также технологиями обучения, преподавания, оценивания и др.

Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области.

Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности.

Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.

Образовательная программа / программа обучения – это организационно- методический документ, структурирующий содержание и объем знаний, формы организации учебного процесса, последовательность и сроки освоения курсов, модулей, средства диагностики успешности обучения, аттестации, ожидаемые результаты обучения, включая формирование компетенций, ведущих к получению академической степени.

Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами – образовательные стандарты и требования к образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенные федеральным законом или указом президента Российской Федерации.

Образовательный процесс – целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения и воспитания, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу.

Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, а также по развитию способностей.

Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие.

Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Практика – вид (форма) учебной деятельности, направленный на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Приложение к диплому – это общеевропейское стандартизированное дополнение к официальному документу о высшем образовании, которое служит для описания характера, уровня, контекста, содержания и статуса обучения, пройденного и успешно завершенного обладателем образовательной квалификации.

Примерная образовательная программа учебно-методическая документация, определяющая содержание и объем образования, планируемые результаты их освоения и соответствующие требования к условиям образовательного процесса, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям).

Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся – процедура оценки педагогическим работником качества освоения обучающимися отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Профиль – совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки, специальности, специализации), определяющих конкретную направленность образовательной программы.

Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.

Система кредитных единиц – это системный способ описания образовательных программ путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам и т.д.).

Совместная степень – академическая степень, присваиваемая совместно двумя (как минимум) или более вузами-партнерами по результатам освоения студентом образовательной программы, разработанной и предоставленной ими совместно.

Стандарт (от англ. standard – норма, образец, мерило) – в широком смысле слова – образец (эталон, модель или другой аналог), принимаемый за исходный для сопоставления с ним других объектов по набору признаков или параметров, о которых можно договориться как об обязательных.

Транснациональное высшее образование – высшее образование, предоставляемое гражданам какой-либо страны посредством Интернета образовательными структурами зарубежного государства.

Трехцикловая / трехуровневая система высшего образования – введенная в ходе Болонских реформ система высшего образования по программам бакалавра, магистра и доктора.

Уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом.

Учебная дисциплина (предмет) – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/ или деятельности и осваиваемая в рамках образовательной программы.

Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.

Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей /В.С. Аванесов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр тестирования, 2005.

2. Аржанова И. В. География и арифметика Болонского процесса / И.В. Аржанова // Аккредитация в образовании. – 2007. – № 18. – С. 40-45.

3. Астафьева Н.В. Инновационное развитие экономических систем: теоретико-методологические основы / Н.В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. – Саратов, 2008. – № 1(30).

4. Бадарч Д. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / Д. Бадарч, Я. Наранцецг, Б.А. Сазонов; под ред. Б.А. Сазонова. – М.: НИИВО, 2009.

5. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций / В.И. Байденко. М., 2004.

6. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

7. Баум В.В. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций / В.В. Баум. – М.: Изд-во РУДН, 2007. – С. 12.

8. Баум В.В. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций: учеб. пособие / В.В. Баум, В.Н. Чистохвалов, В.М. Филиппов. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 166 с.

9. Богомолова И.В. Концепции, влияющие на теорию обучения в средней школе Франции / И.В. Богомолова // Итоговая научная конференция АГПУ. Педагогика. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 2004.

10. Богомолова И.В. Практический опыт учителей Франции по автономизации учебного процесса / И.В. Богомолова // Итоговая научная конференция АГПУ. Педагогика. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000.

11. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / под. науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.

12. Бруххойзер Х.-П. О ходе Болонского процесса в германских университетах: (доклад на симпозиуме, посвященном 10-летию со дня создания Черноморской академии образования, состоявшемся в г. Сочи, 26 сент. 2007 г.) / Х.-П. Бруххойзер // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 1. – С. 49-50.

13. Бурцев А.К. Болонский процесс. Основополагающие материалы / А.К. Бурцев, В.А. Звонова. – М., 2006. – С. 29.

14. Ван дер Венде М. Болонская декларация: расширение доступности и усиление конкурентоспособности высшего образования в Европе / М. Ван дер Венде // Высшее образование в Европе. 2000. № 3.

15. Вендеровская Р.Б. Тесты в американской системе образования / Р.Б. Вендеровская // Педагогика. 2001. № 2.

16. Ворожейнина О. Высшее образование в ФРГ: пути развития / О. Ворожейнина // Современная Европа. 2004. № 4. С. 123.

17. Вроейнстийна А. И. Оценка качества высшего образования / А.И. Вроейнстийна. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

18. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б.Л. Вульфсон. – М., 1999.

19. Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции / Б.Л. Вульфсон. – М., 1970.

20. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: Всемирная конференция по высшему образованию, ЮНЕСКО (г. Париж, 5–9 окт. 1998 г.). – Париж, 1988.

21. Гильмиярова С. Многоуровневое высшее образование: американский опыт и российские перспективы / С. Гильмиярова // Alma mater. – 2008. – № 1. – С.26-30.

22. Гленн Р. Джонс. Как перебросить мост от сложных проблем транснационального образования к аккредитации / Р. Джонс Гленн// Высшее образование в Европе. 2001. № 1.

23. Голдин В.И. Процессы интернационализации в сфере высшего образования и науки в Европе и в Баренцевом Евро-Арктическом регионе / В.И. Голдин // Баренц-журнал. – 2007. – № 1 (5). – С. 16-21.

24. Гребнев А. Об организации высшего технического образования в США / А. Гребнев // Высшее образование в России. 2004. № 1.

25. Григорьева Е.В. Практическая реализация компетентностного подхода в реформировании высшего образования Франции / Е.В. Григорьева // Актуальные проблемы технических, экономических, юридических и социальных наук: сб. науч. тр. аспирантов и молодых ученых МГИУ. – Вып. 3. – М.: Изд-во МГИУ, 2006.

26. Грундер Г.-У. Болонский процесс в Швейцарии: «новые концепции» обучения – «новый тип» учения? / Г.У. Грундер // Высшее образование в России. – 2009. – № 7 – С. 163-167.

27. Ельцова О.Н. Система негосударственных общеобразовательных школ ФРГ / О.Н. Ельцова // Педагогика. – 2002. – №9. – С. 91.

28. Ершова И.В. Глобализация и высшее образование в контексте Болонского процесса / И.В. Ершова // Создание научно-образовательного пространства Баренцева Евро-Арктического региона: состояние, проблемы, перспективы. – Архангельск, 2007. – С. 99-105.

29. Журенков К. Как учат в Германии / К. Журенков // Огонек. 2001. № 8. С. 27.

30. Згага П. Реформы университетов Юго-Восточной Европы с учетом Болонского процесса / П. Згага // Высшее образование в Европе. – 2003. – № 3.

31. Ильина А.Н. Система школьного образования ФРГ / А.Н. Ильина // Биология в школе. – 2004. – № 6. – С. 44.

32. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом / В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2004.

33. Карташевич А.Н. Высшее образование в США / А.Н. Карташевич // Социология образования. – 2004. – № 12.

34. Касевич В.Б. Болонский процесс в вопросах и ответах / В.Б. Касевич, Р.В. Светлов и др. – СПб., 2004.

35. Козлова Т.В. Некоторые противоречия процесса интернационализации евразийских университетов / Т.В. Козлова // Университетское управление. – 2004. – № 2(30). – С. 60-64.

36. Козырев В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научный метод / В.А. Козырев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

37. Козырев В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса / В.А. Козырев, Н.Л. Шубина. – СПб., 2005.

38. Козырев В.А. От университетской хартии к Берлинскому коммюнике (основные этапы Болонского процесса) / В.А. Козырев // Информационный бюллетень. – 2010. – № 1/2.

39. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитации и признания квалификаций как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования / Ю. Колер // Высшее образование в Европе. – 2003. –№ 3.

40. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, в Европейском регионе. – Лиссабон, 1997.

41. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральный государственных стандартов / сост. Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 104 с.

42. Монастырская Т. Реализация идей Болонского процесса в Германии: дискуссии и реальность / Т. Монастырская, А. Нассеи // Высшее образование в России. – 2008. – № 4. – С. 10-13.

43. Найдёнова Н.Н. Системы оценки качества в зарубежном образовании (аналитический доклад) / Н.Н. Найдёнова, В.Н. Симкин и др. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

44. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. – М., 2005.

45. Образование – экономика – право: процессы трансформации и критерии эффективности // Материалы VII Международной науч. конф. / отв. ред. В.Е. Бочков, Ю.С. Руденко, А.В. Семенов. – М.: МИЭМП, 2011.

46. Организация, уровни и квалификации образования в зарубежных странах: справ.-метод. пособие / под ред. В.М. Филиппова. – М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2004. – 416 с.

47. Переверзев Ю.В. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов / Ю.В. Переверзев. – М., 1998.

48. Перегудова Ю.М. Проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса / Ю.М. Перегудова // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. – Вып. 1. – М., 2004.

49. Писарева Л.И. Контроль и оценка качества образования в ФРГ / Л.И. Писарева // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 100.

50. Писарева Л.И. Модернизация школьного образования ФРГ / Л.И. Писарева // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 33.

51. Плаксий С. И. Качество высшего образования / С.И. Плаксий. – М.: Нац. ин-т бизнеса, 2003.

52. Сазонов Б.А. Система зачетных единиц: особенности организации и календарного планирования учебного процесса / Б.А. Сазонов // Материалы к седьмому заседанию методологического семинара, 17 мая 2005 г. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

53. Современное состояние систем образования в некоторых зарубежных странах (США, Англия, Франция, Германия) / авт.-сост. Т.Н. Гаврилова, Н.Н. Дроздова и др. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. – 82 с.

54. Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 9.

55. Филиппов В.М. Кодекс образования Франции. Законодательная часть / В.М. Флиппов. – М.: Статут, 2003. – 270 с.

56. Филиппов Ф.Ф. Социологический анализ проблем образования / Ф.Ф. Филиппов // Франция глазами французских социологов. – М.: Наука, 1990. – 280 с.

57. Французская система образования // Обучение за рубежом. – 2002. – № 10.

58. Хюфнер К. Управление и финансирование высшего образования в Германии / К. Хюфнер // Высшее образование в Европе. – 2003. – Т. 28, № 2.

59. Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели и перспективы развития / В.А. Шаповалов. – Ставрополь, 2006.

60. Шаронин Ю.В. Особенности развития системы высшего профессионального образования Франции / Ю.В. Шаронин, Е.В. Григорьева // Известия МГИУ. – 2006. – №2(3).

61. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России / Л. Шпаковская. – СПб., 2007.

 

Международные нормативные документы:

1. Всеобщая хартия университетов (Болонья, Италия, 18 сентября 1988 г.).

2. Гетеборгская декларация студентов (Гетеборг, Швеция, 25 марта 2001 г.).

3. Декларация Ассоциации европейских университетов (Грацская декларация. Левен, Бельгия, 4 июля 2003 г.).

4. Заявление совещания ректоров университетов стран Юго-Восточной Европы (Дубровник, Хорватия, август 2002 г.).

5. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (Болонья, Италия, 19 июня 1999 г.).

6. К зоне европейского высшего образования. Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование (Прага, Чехия, 19 мая 2001 г.).

7. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, Португалия, 11 апреля 1997 г.).

8. Политика по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике (Европейская ассоциация университетов, 12 апреля 2004 г.).

9. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (Париж, Франция, 25 мая 1998 г.).

10. Создание европейского пространства высшего образования. Коммюнике конференции министров по высшему образованию (Берлин, Германия, 19 сентября 2003 г.).

Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

по Болонскому процессу:

1. Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (приложение к письму Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988 ин/13).

2. О практике взаимного признания и установления эквивалентности документов об образовании в Российской Федерации и зарубежных государствах: Приказ Министерства образования РФ от 6 ноября 2001 г. № 3561 // Вестник образования. – 2002. – № 6. – С. 49-50.

3. О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе: Приказ Министерства образования РФ от 2 июля 2003 № 2847// Официальные документы в образовании. – 2003. – № 30. – С. 83-84.

4. О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования: Приказ Министерства образования РФ от 10 декабря 2003 г. № 4568 // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. – 2004. – № 1. – С. 3-4.

5. Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц. Письмо Министерства образования РФ № 15-55-357ин/15 от 09.03.2004 г.

 

Сайты в Интернете по тематике Болонского процесса:

http://www.esib.org/BPC/welcome.html

http://www.eua.be/eua/en/policv_bologna.isp

http://www.enqa.net/bologna.lasso

http://www.ino-center.ru

http://www.bologna.mgimo.ru/about.php

http://www.rc.edu.ru

http://www.ntf.ru

http://www.informkiosk.com/

http://www.grsu.by/

http://www.abroad.ru

http://www.stopin.ru/asp/stopin.asp

http://www.seec.org.uk.

http://www.esrcsocietytoday.ac.uk

 

 

Учебное издание

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.