Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы интернационализации высшего образования




Характеристики Типы интернационализации высшего образования
ориентированные на импорт ориентированные на импорт–экспорт ориентированные на экспорт
Страна Большинство развивающихся стран или страны с колониальным прошлым Большинство неанглоязычных стран и некоторые развивающиеся страны со своими культурами и традициями Особенно англоязычные развитые страны
Характеристика Испытывающие потребность в компетентных профессиональных кадрах Импортирующие продукты образования на английском языке для усиления качества обучения или исследований, экспортирующие образовательные программы с определенными характеристиками Привлекающие иностранных студентов из развивающихся стран и неанглоязычных стран; экспортирующие транснациональные образовательные услуги как предмет торговли
Аспекты и проблемы Утечка мозгов и потеря национальной идентичности Конфликт между иностранным импортом и национальными особенностями Проблема обеспечения качества и отрицательные последствия коммерциализации высшего образования

 

В последнее десятилетие появились новые формы трансграничного высшего образования. Они включают:

v международную мобильность студентов;

v мобильность образовательных программ;

v мобильность образовательных институтов.

Такое развитие событий явилось следствием действия четырех различных, но не исключающих друг друга подходов: согласованного подхода, миграции квалифицированной рабочей силы, получения дохода, расширения возможностей, которые определяют стратегические направления интернационализации высшего образования с учетом экспортно-импортной составляющей, а также благодаря роли экономических аспектов.

Каждая страна разрабатывает стратегию интернационализации высшего образования, исходя из собственных экономических и политических возможностей, принимая во внимание размеры и географическое положение, историю и культуру, качество и отличительные особенности своей системы высшего образования, роль языка своей страны в мире, а также опыт работы в области развития международного сотрудничества.

Большой интерес представляет наличие геополитических аспектов в стратегии интернационализации стран. Большинство стран вполне конкретно определяют не только географию приложения усилий в развитии экспорта образовательных услуг, но и указывают структуры, посредством которых планируется реализация этих замыслов.

Практически в каждой из рассмотренных стратегий подчеркивалось значение языковой политики для успешного развития процессов интернационализации и усиления экспортного потенциала высшего образования стран.

С одной стороны, внимание к вопросам изучения иностранных языков, в первую очередь английского, обусловлено тем, что это непременное условие участия в международной деятельности.

С другой стороны, каждая страна испытывает потребность в распространении своего родного языка, но масштаб этой деятельности может служить показателем истинных планов относительно характера присутствия страны на рынке образовательных услуг.

За последнее десятилетие экономическая составляющая развития становится все более важной для стран-участниц процесса интернационализации, поскольку экономическая выгода все чаще становится целью развития международного сотрудничества в сфере образования. Таким образом, роль торговли образовательными услугами постоянно усиливается. Экономические стимулы заставляют совершенствовать национальные системы образования с тем, чтобы делать их более привлекательными для иностранного потребителя, улучшать качество предоставляемых образовательных услуг, усиливать конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Наблюдаемое в последние десятилетия развитие трансграничного образования явилось прямым следствием того, что высшее образование во многих странах приобретает массовый характер, расширяется сфера использования новых информационно-коммуникационных технологий, возникла и получила признание идея развития экономики, основанной на знаниях, увеличилась интернационализация рынка труда и потребность в квалифицированной рабочей силе, все большее число частных фирм начинает предоставлять образовательные услуги и все более явно проявляет себя на международном рынке образовательных услуг. Соответственно происходит диверсификация способов поставки образовательных услуг, где наряду с развитием мобильности студентов и преподавателей все большее развитие получают мобильность образовательных программ и мобильность образовательных институтов (табл. 5).

Таблица 5

Типы образовательной деятельности, характеризующие современный

этап развития интернационализации образования

Типы Осн. виды Примеры Масштабы
Люди: студенты/стажеры Студенческая мобильность - полный курс обучения за рубежом с получением иностранного диплома; - часть курса в рамках академической мобильности с получением диплома своего университета или двойного диплома; - обменные программы Самый большой сегмент трансграничного образования
Профессора/ преподаватели Академическая мобильность - программы профессионального развития; - программы академического партнерства; - работа в иностранном вузе; - преподавание в филиале своего вуза за границей Старая традиция в академическом сообществе, должна расширяться с ростом интернационализации
Программы: образовательные программы Академическое партнерство; дистанционное обучение - совместный курс или программа с зарубежным вузом; - программы дистанционного образования; - продажа, франчайзинг курса иностранному вузу Академическое партнерство является основой сферой. Дистанционное образование и франчайзинг быстро развиваются
Институты/ поставщики Зарубежные филиалы Зарубежные инвестиции - открытие зарубежных филиалов; - покупка зарубежного вуза (или его части); - учреждение фирмы-поставщика за рубежом Развивается очень быстрыми темпами

Международная студенческая мобильность в мире значительно возросла за последние три десятка лет с 0,6 млн человек в 1975 г. до 2,7 млн в 2005 г. Эта тенденция указывает на то, что в ближайшие годы рост сохранится, чему способствуют процессы глобализации экономики и общества. Прогнозы исследований рынка показывают увеличение мобильности студентов к 2020 г. до 5,8 млн, а к 2025 г. – до 8 млн человек. В настоящее время большая часть потока локализуется в 6 странах: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Япония.

Более половины (54%) всех иностранных студентов обучаются в четырех ведущих англоязычных странах: США, Великобритания, Австралия и Канада. Европа остается регионом, принимающим самое большое число иностранных студентов. Северная Америка принимает меньше студентов в абсолютном отношении, но занимает первое место по количеству регионов-поставщиков, среди которых азиатские студенты составляют почти две трети (60%). Азия возглавляет список регионов, направляющих студентов за рубеж для получения высшего образования, и составляет почти половину (43%) всех иностранных студентов, обучающихся на территории стран ОЭСР. Европа – на втором месте (35%), за ней следуют Африка (12%), Северная Америка (7%), Южная Америка (3%) и Азиатско-Тихоокеанский регион (1%).

В последние 15 лет возникли новые формы интернационализации, заключающиеся в перемещении через границу институтов и программ. Эти формы международных поставок, получившие название транснационального образования, соответствуют образовательной деятельности, при которой обучающиеся находятся не в той стране, где расположено высшее учебное заведение, выдающее дипломы.

Мобильность образовательных программ включает курсы дистанционного образования, предлагаемые вузом, расположенным за границей; совместные курсы или программы, предлагаемые внутренним вузом и его зарубежным вузом-партнером; а также франчайзинговые курсы и программы.

Мобильность институтов предполагает прямые инвестиции зарубежных партнеров. Наиболее полными формами мобильности институтов являются: открытие иностранных кампусов университетами и/или коммерческими поставщиками или создание нового высшего учебного заведения, в котором иностранный капитал принимает участие либо самостоятельно, либо в партнерстве с национальным вузом.

Направления развития процесса интернационализации как основы укрепления экспортного потенциала. Определен ряд направлений, представляющих перспективу развития процесса интернационализации и влияющих на процесс формирования экспортного потенциала (табл. 6).

Таблица 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.