Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Род, Велес, Ярила как группа




КАК ИПОСТАСИ ВЕЛЕСА

ЯРИЛО (ЯРОВИТ, РУЕВИТ) и ВОЛХОВ(ВОЛХ)

Род, Велес, Ярила как группа

Общность годовых обрядов Велеса и Ярилы, Николы и Егория Храброго. "Скотьи" боги.Велес и Ярила. Один и Бальдр. Навий и Явий.

Выводы

 

 

 

В своем исследовании[535] Рыбаков Б.А. помещает Рода, Велеса и Ярилу в одну группу божеств, связанных с плодородием. Вслед за Топоровым В.Н. и Ивановым В.В. он считает, что проведение аналогии между культом языческого Ярилы и культом св.Георгия-Юрия, имеет веские основания[536]. Рыбаков также отмечает, что культ Ярилы гораздо более поздний в сравнении с культом Велеса и тем более Рода.

Заметим здесь, что во временном аспекте группа Род, Велес, Ярило как бы образует естественный Триглав, именуемый в изустной народной традиции коленом — дед-отец-сын, или старый-зрелый-молодой, или же прошлый-настоящий-грядущий.

Каждый из трех названых богов воплощает сексуальную творческую энергию, но на разных уровнях и в разных энергетических формах. У Ярилы это самая низшая — животная форма, его призывают, чтобы оплодотворить женщину и землю. У Рода — самая высшая, древняя и первородная. Он оплодотворил Вселенную. Поскольку Род (как и Брахма в позднем индуизме), выполнив главную свою функцию устроителя Мироздания, отошел от дел, часть его "обязанностей" перешла “по наследству” к Велесу.

 

 

ОБЩНОСТЬ ГОДОВЫХ ОБРЯДОВ ВЕЛЕСА И ЯРИЛЫ. "СКОТЬИ" БОГИ

 

Идея о близости культов Велеса и Ярилы не нова: еще в прошлом веке на этот счет высказывались похожие мнения, в частности отмечалась фалличность обрядов Велеса и Ярилы[537], а фалличность культа Рода после работ Б.А.Рыбакова не нуждается в каких-либо комментариях.

Загадка:

 

"Вышел Ярилко

Из задней избушки,

Стал бабу ярить:

По шерсти, по персти,

Поперек шерсти.

Ярил да ярил,

Да наярил добро." [538]

 

Звучит достаточно сексуально. Между тем речь идет вдвойне о сексуальном: отгадка такова — печь чистят помелом. Символика печи подробно рассмотрена И. Белкиным в упомянутых нами раннее работах, она прозрачна и в комментариях также не нуждается. Кстати отметим, что Баба Яга русских сказок при полете над землей использует помело, а жаркая печь – непременный атрибут её избушки на курьих ножках. Метла – один из образов фаллоса в народном фольклоре. Так может быть не мотивированные полеты Яги (Макоши) – жены плодородного Велеса (по нашему предположению Мокоса) - есть акт вспомоществования рождаемости на Руси. Тем более Яга всегда помогает разлученным супругам и суженым обрести друг друга и её “запекание детей в печи” – акт народной медицины, требующийся для изгнаний болезней из ребенка и придания ему силы. Иными словами, она непосредственно связана с заключением браков и рождаемостью.

Обратим внимание на сопоставление Ярилы и Велеса одним и тем же святым в эпоху православия, а также на календарную близость чествований Велеса и Ярилы, в пословицах и поговорках они противопоставляются под именами Николы и Егория. Здесь применим общеиндоевропейский принцип мифологических систем “единства и борьбы противоположностей”, а также всеобщий конфликт “отцов и детей”, пронизывающий все мифологические системы, как, например, в мифах о смене поколений богов.

Одним из возможных праздников Велеса Б.А. Рыбаковым отмечен Юрьев или Егорьев День (23 апреля). Автор указывает на сходство обрядов "скотьего бога" и св. Юрия. Любопытно, что с этим днем связана возможность для крепостного крестьянина уйти от своего барина, и, когда такой день был отменен, родилась пословица: "Вот тебе, бабушка и Юрьев День". Отметим, что сам Велес – общенародный бог, противопоставленный покровителю князя и его дружины – Перуну, его идол в Киеве князя Владимира находился “под горой” на Подоле. Всегдашняя задача любого диктатора максимально контролировать (закрепостить) своих подданых, а в противовес такой тенденции стоит народная идея полной свободы. Поэтому народный Велес и соотносился с крестьянской независимостью, которая позже и перешла на св.Юрия-Георгия-Егория.

А. Афанасьев, ссылаясь на змееборческие черты Юрия-Георгия-Егория, сопоставляет Юрия с Громовиком, но у данного автора чуть ли не все боги славянского пантеона проявления Громовика, и это наносит непоправимый ущерб всей логике этого автора. Если фактологической части "Поэтических воззрений" можно доверять, то в той же степени мы бы взяли под сомнение выводы, которые А. Афанасьев делает на основании имеющихся фактов. Лингвистически Егорий и Юрий слились, но весьма показательно, что на гербе Москвы 16-17 вв. есть изображение православного Егория голышом.

"В Юрьев день славяне выгоняют скот в поле и закалывают барашка, без пролития крови на землю, кости его зарываются”.

Кровь не проливается, так как сама кровь – это намек на родство и родственные узы, за которые Велес, вслед за Родом несет отвественность. Иначе, по правилам магии подобия, родственные узы приносящих жертву “пролились бы в землю” – нарушились, что в сельской общине не допустимо. Зарывание косте. - так же указание на последующее возрождение, так как по правилам той же магии подобия, как порождает земля колос из зерна, так может породить она и нового барана из костей, дабы не оскудевали стада. Подобная мифологема, связанная с костями съеденного животного, встречается и в германской мифологии. Волшебные ездовые козлы бога Тора вновь возрождаются из своих обглоданных костей. Более того, в описании шаманских инициаций у различных народов, становящийся шаманом обгладывается чудовищами или духами до костей или вываривается в котле до состояния скелета, а затем возрождается в новом качестве. Возможно, описываемый обряд на Юрьев день есть позднее воспоминание о том, что в результате обряда можно возродиться в новом качестве, например, уйти от барина.

Народная поговорка говорит: "Святой Юрий коров запасает". Так называемое егорьевское окликание обращается к Георгию с такой просьбою:

 

"Егорий ты наш храбрый

Ты спаси нашу скотинку

В поле и за полем

В лесу и за лесом

От волка хищного

От медведя лютого

От зверя лукаваго" [539]

 

Спасение скота – это в тоже время функция Велеса – хозяина зверей, т.е. того, кто может им (хищникам) приказать.

Зачастую с Егорием поминается или ассоциируется Макарий преподобный, "который куда-то телят не гонял". Постоянное соотнесение Егория и Макария в русском фольклоре, может указывать на различные имена одного и того же персонажа. В связи с именем Макария вспомним сопоставляемое нами с именем Велеса имя Макос/Мокос, имеющие с именем Макарий общий корень. Возможно, упоминание св.Макария, который не имеет никакого отношения к крестьянскому быту и скоту, просто попытка крестьян спрятать за внешне благовидным именем обращение к Велесу-Макосу-Мокосу.

 

"Батюшка Егорий,

Макарий преподобный!

Спаси нашу скотинку,

Всю животинку —

В поле и за полем,

В лесу и за горами,

За широкими долами…"

 

"Егорий ты наш храбрый,

Макарий преподобный!

Спаси нашу скотинку,

Всю животинку —

…"[540]

 

Таким образом, св.Георгий-Юрий-Егорий почитается покровителем стад и прямо назван "скотьим".

Известно, что "скотьим богом", т.е. диким богом, в первую очередь на языческой Руси именовали Велеса, хотя и не только за то, что этот "лесной хозяин" не трогал и охранял скотину. Велес "пас души" умерших на том свете, который представлялся в том числе в виде пастбища, в чем так же выражается принцип магии подобия: “если пастух, то пасет все, что можно пасти, в том числе и души”. При этом следует учитывать, что пастух по своей функции охраняет, кормит и заботится о стадах, над ними ему дана верховная власть, в том числе и карательная.

И Егорий и Велес(Волх) связаны с охотой:

"Георгий Храбрый, садись на белаго коня, бери шелкову плетку и стегай не по прутикам, не по веткам, стегни по белым зайцам, по белой шерсти, по шерсти до кожи, от кожи — до мяса, от кости до мозгу, и подите, побежите белы звери, по своим тропам, по своим заповедям..." [541]

И Егорий и Велес (св. Никола, Гермес, Один) охраняют на Пути:

"Егорий удал, татю дороги не дал, православных обороняет, в пути-дороге сохраняет."

Обрядовый вариант Егория-Юрия близок и к языческому Яриле, кстати, очевидна и фонетическая близость имен. Егорий, как и Ярила, а потом и культурный герой Микула Селянинович, — демиург-устроитель земли, покровитель полей и земных плодов.

В. Шуклин высказывает предположение, что "Ярила восходит, вероятно, к некогда одной из ипостасей верховного бога, превратившегося со временем в самостоятельный персонаж. Балтийским славянам известен Яровит, воплощающий функции Тура и сходный с Ярилой. Тур — воплощение плодовитости, безудержных животворящих начал"[542].

Егорий сохранил некоторые черты именно высшего божества, так его сопровождает три зверя (cимволизирующие его присутствие на трех уровнях бытия, как и три всадника Бабы-Яги), и как Белый бог — Святовит, ездеет он на белом коне, к тому же владеет и луком (Правь), и копьем (Навь):

"Ехал святой Егорий на белом коне. За ним бежало три пса. Один пес лижет зарю (рожденное солнце – Правь), второй — луну (солярный символ – Навь), третий — с глаза бельмо (чтобы не застило белый свет, сберегает глаза, т.е. душу – Явь) " [543]

Коня Егория-Ярилы изображают в виде связанных жердей, на которые сажают пастушка с дудой.

Нередко Егорий выступает в виде трех:

"На синим море белый камень, на белом камне белый человек в белом платье, свет Георгий Храбрый; у Георгия света Храбраго два молодца, два гораздо удалых, великих стрельца; один — сын Симеон, другой — Герасим, ходят с тугим луком, стреляют по сырому дубу..." [544]

Устаревшая транскрипция Геровит, т.е. Яровит, позволяет нам провести еще одну семантическую аналогию — Гермес, т.е. Ярмес, по мнению ряда авторов, античный аналог Велеса.

Мифическим воплощением мужества, силы и буйства является Велес, в период православия во время народных праздников (колядование) именуемый Туром. В своих работах Б.А. Рыбаков сближает Тура и Велеса, приводит рисунки действительных масок Тура, используемых во время мистерий. Ю.Миролюбов, да и не он один, описывает, как мужики выворачивали тулупчики наизнанку и вмиг становились похожими на волохатого скотьего бога. Подтверждая сведения А. Афанасьева о жертве во время празднования дня Юрия, Ю. Миролюбов отмечает, что "ранее в этот день закалывали барашка, а потом стали "закалывать просто большой пирог — это отголоски жертвы Велесу-Яриле"[545]

Корень "ЯР" встречается в словах "ярить", "ярость", "яркий" и "яровой". "Ярь" или "яровица" (диалект.) — зелень или вешние всходы, "яриться" — пребывать в состоянии эйфории; "ярынь" — вешнее состояние и, наконец, "ярование" — игрище во славу весны.

"Слово о полку Игореве" объединяет в одно слово ЯР-ТУР, БУЙ-ТУР, это как бы ярость воина, возведенная в квадрат (именно БЕРсерки приводили себя в неистовство, в том числе делали они это химическим путем. В верхнюю часть щита у воина, по-видимому, были вшиты травы, берсерк кусал щит не от безумия, он принимал обезболивающее и возбуждающее. Ну а "бер", медведь — священное животное Велеса).

"Ярила олицетворяет мужскую оплодотворяющую силу и чувственные наслаждения. Празднование Ярилы, согласно "поучениям" против язычества, носило "разнузданный характер", сопровождалось пьянством, фривольными играми и кулачным боем."[546]

Отголоски этой фривольности можно обнаружить и поныне. Известно описание свадебных обрядов уже 20-го века бассейна реки Унжи, а также Кадыйского, Чухломского и Кологривского районов Костромской области. Свадьбы сопровождались играми и припевками "со всевозможными пояснениями, советами, шутками и телодвижениями", в частности "открывание печной заслонки", что символизировало половой акт.

"Уж ты, батюшка Егорий!

Помоги нашему горю.

Ох, дубинушка, ухни!

Ох, зеленая сама пойдет, пойдет, пойдет!

Наша печка заперлася,

Поварушка уеблася" [547]

 

Источник сообщает, что изображающий Егория имел в своем костюме все основные эротические детали (например, в виде моркови и яиц).

Согласно реконструкциям А. Барашкова одно из имен, вероятно, Ярилы — Белояр[548]. Так, может быть, назывался и первый месяц нового года древних славян, начинающийся 21 марта, когда Ярила вздевает Зиму на вилы и прогоняет Морозы. А 23 марта белорусы отмечали камоедицы — медвежий праздник, пробуждение бера от спячки. В играх ряженых на свадьбах (Тверской и Костромской губерний) особое место еще в начале этого века отводилось медведю и быку[549], а это священные животные Велеса.

Юрий Миролюбов в статье "Яробог-Ярила-Ярко" пишет следующее: "Ярила был божеством не только живых, но и мертвых, ибо в Ярилин День, на Велик-день (впоследствии он стал пасхой) живые общаются с мертвыми в братской трапезе на могилах (Яр в белорусских праздниках ездеет с мертвой головой в руке). Весна — время, когда родичи, потягиваясь, просыпаются в зеленых могилах. Они слушают птичье пенье, они участвуют в играх, в священных богомолиях в Боголесьях, в хороводах, в веселой тризне весны, где для них оставляются тарелки с куском мяса, яйцом, куском медовика... Ярила был божеством милостивым, добрым, которое соединяло живых с мертвыми."[550] Иными словами, во-первых, день Ярилы описан как день разговения, т.е. ели говядо — коровье мясо., а во-вторых, именно Велес был у славян и прибалтов богом Перехода между миром Жизни и миром Смерти.

6 мая славяне почитали Яра-Ярилу как пахаря. Вероятно происхождение от одного корня ЯР имен АРИЙ-ОРИЙ-ЯРИЛО и слов “орало-орать” (пахать), т.е этот бог действительно отвечает за весеннее возрождение и первую пахоту.

2 травня (22 мая) это тоже Ярилин день, в православии день Вешнего Николы-Миколы (возможно, пахаря Микулы Селяниновича — день посева яровых по народному календарю). Между тем непризнанная Влесова Книга[551] гласит: "Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, И ставить в жилище, и чтить его как Отца Божьего" [552] . Т.е. этому же он научил и Ария-Ория-Ярия, как первого из нового поколения людей. Впоследствии мифический Арий мог обучить этому свое племя.

Существуют современные реконструкции древнего мифа, согласно которым обращенный Кощеем-Трипетовичем (Триптолемом, жрецом Деметры) в зайца (рысь) Ярила (скифский царь Линх) прибежал за помощью к Велесу. Велес расколдовал Ярилу, а Кощея — напротив, заковал в цепи. Тем самым Велес выступил как Правь по отношению к Кошею (Навь) и Яриле (Явь).

Обращает на себя внимание тот факт, что знаком принадлежности к любимцам Ярилы, как бога весеннего, покровителя брачующихся, был венок. Кто дарил девушке венок, становился ее женихом (или девушка, отдавая в качестве "вено" венок, фактически становилась невестой). Обряд венчания прижился в православии. Венчать-венок-вено-венеды! Не исключено, что уже в Геродотову эпоху сколоты (скифы-пахари) и венеды могли поклоняться божеству типа Ярилы. У скифов было отмечено поклонению мечу Арея-Ареса (“ар”-“яр”), Ярило так же бог-воин.

Превращение — ритуальная смерть Ярилы отмечалась 29 июня, когда в его услугах больше не нуждались[553], вероятно мифологически это и соответствует превращению Ярилы Кощеем. То, что Ярила, стареющий бог, и зачастую носил в руке череп, также говорит о его сезонности.

Ярила (или Юрий-Егорий) Зимний — это 9 декабря. Пахать и сеять не надо, солнце идет на убыль, вот-вот ударят морозы. Но зачем-то в этот день крестьяне всячески ублажали коров. Не потому ли, что Ярила тоже Корович, сын Велеса, Коровьего сына.

Со 2 по 6 января (Велесовы дни), скот кормят необмолоченными снопами, запасенными еще в жатву. Ряжение крестьян в шкуры и маски Тура, последняя неделя святочных игрищ и Крещение на 6 января. Очень подробно описаны праздники Ярилы и Велеса у Миролюбова. Сравнивая описание мистерий Велеса и Ярилы у трех авторов Б.А. Рыбакова, А. Афанасьева и Ю. Миролюбова, обнаруживаем значительное сходство особенно в части колядования, "кидания топора" через скот, и в части бесовских плясов под бубны, сопели и дуды. Однако есть некоторые детали, которые встречаются только у Ю.Миролюбова, и на мой взгляд их описанию в этом конкретном случае можно доверять также, как и сходным деталям, при всем скептицизме к работам этого литератора. Во-первых, пословицы "Батька Власом уважай, будет добрый урожай" и "Бог Седовлас послал зиму на нас". Седовлас здесь — другое имя Велеса (аналогичное хейти Одина — Длиннобородый — Харбард). Во-вторых, упоминание о Трех, "ходивших до полуночи кануна Рождества и на Новый Год, один в черной шубе, шерстью наружу, другой — в рыжей, а третий — в белой... Один из этих Трех имел две сумки через плечо, а остальные — только по одной. Велес раздавал два рода благ: духовные и телесные, поэтому он имел две сумки. В первой было зерно. а во второй — сопель. Возможно, что все три Брата были Велесом в разных функциях, как Велес Колядин, Велес Ярилин и Велес Летний... Велесу дана большая роль: сохранение равновесия в славянском пантеоне, и в знак равновесия ему даны две сумки, материальная и духовная."[554].

1 марта (до начала масленицы неделя) - день рождения Ярилы Велесом и Дивой-Додолой согласно А.Барашкову. Незадолго до этого (3 дня) Велес "Коровий бог сшибает рог с Зимы" (поговорка). Нам справедливо возразят, что Дива традиционно связана с Дием, а не с Велесом, но при этом забудут о "Додоле".

Дива есть дочь или воплощение Дия, бога неба. Поскольку иногда Дий-Дый именуется и Дивом, то Дива — это женский род от "Див". Афанасьев на одних страницах "своих поэтических воззрений" называет Диву женой бога неба, а на других — Громовицей: "В старинном литовском словаре Deivaitis — синоним Перкуна, женская форма Deivaite или Devaite — означает богиню дождей, во множественном числе devaites — женщины-духи источников и рек, первоначально дождевых потоков". Там же А.Афанасьев рассматривает происхождение имени Додола, оно сравнивается со шведским dadda -кормилица, мамка, dodo — др. немецк. мать, и однокоренным русским — доить. Не от того ли идет дождь, что доят Небесную Корову? "Под именем додолы должно разуметь богиню, изливающую из своих облачных грудей молоко-дождь, производительницу земных урожаев". Это лишний раз подтверждает идею о том, что бог плодородия и земледелия Ярило может быть интерпретирован сыном Дивы-Додолы (и Велеса, тоже бога земледельцев)[555].

Имя Дива или Дэви — общее для многих богинь. Оно и означает богиню. Но именно у Шивы, которого мы считаем ведийским аналогом Велеса[556], жена — Дэви, а у Велеса, так получается, что Дива. Таким образом, Дива-Додола есть жена Громовика, или Громовица, Велес соблазнил ее, и произвели они на свет Ярилу. Еще более соблазнительно связать имя славянской богини весны Порваты с именем другой жены Шивы, родившей как раз Сканду, бога войны, однако одного фонемологического сходства мало. Вспомним, что у другого аналога Велеса, Одина, сыном является однорукий бог войны, ас Тюр.

Ярила — воин, он борется с Мором и Зимой, сшибая с нее рога, как и Яровит — бог войны, согласно средневековому историку Эббону. Вероятно, его имя могло быть интерпретировано как Яромир ("Краледворская рукопись"). Культ бога войны Ругевита, или Руевита, описывают у ругов-руян Саксон Грамматик ("Деяния Данов"). Ругевит упомянут и в "Книтлингасаге". Семиликий бог, чей кумир стоял в г.Карензе (Корница) на Рюгене, имел восемь мечей и был исполинского роста. Кумир этот был истреблен епископом Абсалоном в 1168 г., и на нем проехались по городу, волоча лошадьми, верхом на кумире сидел сам епископ Свен. Возможно, Ругевит-Руевит и Яровит — это имя одного и того же божества. Ярый и рьяный — синонимы. Заметим, что буй, тур, яр употреблены в "Слове о полку Игореве" как равные эпитеты (применительно к князю-оборотню Всеславу, что рыскучим зверем — волком пересекает Хоросов путь). Ярилу-Егория, как мы знаем, как раз сопровождают волки, в волка и тура оборачивается еще один персонаж, связанный с Велесом и воинской функцией, Волх Всеславич, и о нем разговор впереди.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.