Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование доречевого обобщения




Именно в переносе способа действия из одной ситуации в дру­гую проявляется осмысление, которое идет по линии обобщения средства, примененного ребенком при решении практических за­дач, таким образом, у него формируется доречевое обобщение. Для этих обобщений характерна слитность сенсорных и моторных ком­понентов, так как в них отражается и сходство функционального значения, и сходство внешнего вида предметов, используемых при решении задач. Эта слитность обуславливает трудности, которые возникают у глухих детей при переносе в ситуацию, сходную не по внешним, а по внутренним признакам. Иногда достаточно сде­лать рычаг из другого материала или окрасить его в другой цвет — и дети станут решать задачу как новую или попытаются одинаково действовать двумя разными рычагами. Своеобразие наглядно-дей­ственного мышления заключается в том, что при переносе недо­статочно разделяется принцип связи вещей и структура собствен­ного действия ребенка. При решении задач с рычагами детям не­обходимо усмотреть принцип объективной связи между вещами, а структура собственного действия может быть разной — в одном случае рычаг нужно тянуть к себе, в другом — от себя. Это разделе­ние оказывается трудным для глухого ребенка, не владеющего ни одним видом речи.

Таким образом, доречевое мышление инертно, лишено под­вижности. Осмыслив вещь с определенной точки зрения, ребенок с большим трудом от этого отказывается, если только внешняя обстановка не приходит к нему на помощь. Сами же доречевые обобщения служат предпосылкой для овладения жестовой или сло­весной речью. Обучение глухого ребенка речи, которое играет важ­ную роль в дальнейшем развитии его мышления, предусматривает предварительное знакомство с предметным содержанием речи. Та­кое знакомство, по мнению А. В. Запорожца, может произойти толь­ко в результате приобретения ребенком практического опыта и сенсорного воспитания. Практический опыт ребенка — это и зна­комство с предметами, созданными руками человека, и соотнесе­ние действий с их результатами, и начало установления причин­но-следственных связей, например, между действием, осуществ­ляемым с помощью орудия, и перемещением предмета. Тем са­мым дети познают межпредметные отношения и связи, ведущие к адекватному способу деятельности. Усвоенные ребенком с помощью взрослого общественно выработанные способы употребления пред­метов и есть его первые знания. Отставание в развитии наглядно-действенного мышления на­блюдается и у тех глухих детей, которые владеют речью. В исследо­ваниях Н.В.Яшковой установлено, что глухие дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи в более старшем воз­расте, чем слышащие. Для девяти-десятилетних глухих детей ха­рактерно использование более элементарных способов действия, например подражание образцу действия взрослого, копирование его. Глухие дети не владеют обобщенным способом действия, по­этому им требуется (согласно исследованию) в четыре раза боль­ше времени и в три раза больше показов, чтобы научиться решать такие задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.