Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение размеров ЗПСПУ на основе цены приобретения продукции и услуг




Определение размеров зон потенциального сбыта продукции и услуг

В соответствии с данными, представленными на рисунке 2.44, рассмотрим способы определения размеров ЗПСПУ.

Многочисленными исследованиями установлено, что цена по-прежнему является основным фактором, предопределяющим выбор покупателем того или иного продукта или услуги. Ценовые параметры позволяют предприятию достигать следующих целей:

1) разрабатывать и осуществлять мероприятия по долгосрочной или краткосрочной максимизации прибыли;

2) обеспечить экономический рост предприятия;

3) стабилизировать свое положение на рынке;

4) снижать чувствительность покупателей к ценам;

5) сохранить существующее лидерство по минимальному уровню цен;

6) ограничивать потенциальную конкуренцию на рынках;

7) ускорить вытеснение с рынка слабых конкурентов;

8) осуществлять поиск путей обхода ограничений в торговле;

9) поддерживать лояльность со стороны торговых посредников;

10) адекватно реагировать на требования профсоюзов по повышению размера оплаты труда персонала предприятия;

11) повышать имидж предприятия и его продукции;

12) обеспечивать этичность поведения в глазах потребителей;

13) создавать условия для получения предприятием конкурентных преимуществ;

14) стимулировать продажи той продукции, которая не пользуется спросом на рынке;

15) воздействовать на конкурентов потенциальной угрозой ценового давления и др.

Для определения размеров ЗПСПУ коммерческого или промышленного предприятия рассмотрим следующий пример (рисунок 2.45).

 

 
 


 

Рисунок 2.45 – Схема расположения предприятий-конкурентов А и В и потребителя Р их продукции и услуг

 

Предположим, что в некотором регионе в населенных пунктах А и В расположены предприятия-конкуренты, выпускающие однотипную продукцию или оказывающие один и тот же вид услуг. Цена за единицу продукции предприятия А составляет р., цена за единицу продукции предприятия В, - соответственно, СВ р.

Расстояние между предприятиями-конкурентами ТАВ, расстояние от потребителя Р до предприятия АtA, до предприятия ВtB.

В условиях выбора пункта приобретения продукта покупатель имеет два варианта совершения покупки. Для каждого из этих вариантов затраты с учетом транспортных расходов могут быть представлены следующим образом:

(2.3)

(2.4)

где р – транспортный тариф, р./км.

Используя формулы (2.3) и (2.4), потребителю Р нетрудно выбрать наиболее экономичный вариант совершения сделки. Иная ситуация складывается для предприятий А и В, которых интересуют места расположения множества потребителей, имеющих выгоду от приобретения продукции именно у этих предприятий. Эти места расположения входят в состав ЗПСПУ. Для определения размеров этих зон следует воспользоваться полярной системой координат.

Напомним, что полярные координаты – точки на плоскости, характеризуемые полярным радиусом r и полярным углом j (он также называется фазой). Так, например, на рисунке 2.45:

- ось АВ является полярной осью;

- координаты точки В описываются на плоскости полярным радиусом и полярным радиусом b.

Приравнивая выражения (2.3) и (2.4), получим

 

(2.5)

Выделим из уравнения (3.5) так называемый линейный показатель G:

 

(2.6)

C учетом выражения (2.6) уравнение (2.5) предстанет в следующем виде

 

(2.7)

 

Уравнение (2.7) содержит две неизвестные величины tA и tB.

По теореме косинусов находим, что, например:

 

(2.8)

 

Подставляя выражение (2.8) в формулу (2.7), получим

 

(2.9)

 

Уравнение (2.9) представляет собой полярное уравнение конических сечений – линий пересечения конической поверхности плоскостями, не проходящими через ее вершину, имеющей с ней общую точку.

Структура уравнения (2.9) такова, что секущая плоскость параллельна образующей конической поверхности, т.е. линии разграничения ЗПСПУ предприятий-конкурентов являются гиперболами.

Кстати, следует отметить, что конические сечения находят применение в технике, например, в эллиптических зубчатых передачах, в прожекторных установках (параболические зеркала) и т.д. Планеты солнечной системы движутся по эллипсам, кометы движутся по параболам и гиперболам и т.д.

В зависимости от конкретной ситуации линейный показатель G может быть представлен следующим образом:

- при разграничении рынка между предприятием и его региональным дистрибьютором

(2.10)

 

- при разграничении рынка между двумя региональными дистрибьюторами, реализующими продукцию одного предприятия

 

(2.11)

 

где и – надбавка к цене производителя, учитывающая прибыль и накладные расходы, соответственно, дистрибьюторов предприятий В и А.

- при разграничении рынка между дистрибьюторами, реализующими продукцию разных производителей

 

(2.12)

 

- при разграничении рынка между производителем O и дистрибьютором А*, реализующим продукцию производителя-конкурента А

 

(2.13)

Последовательность расчетов и построения линий разграничения ЗПСПУ следующая:

1) исходя из условий конкуренции, по известным исходным данным рассчитывается линейный показатель G (формулы 2.6, 2.10 – 2.13);

2) при известных значениях расстояния между предприятиями – конкурентами TAB, G и совокупности переменных значений b от нуля до 360 градусов (при необходимости) с определенным шагом, например, 10 градусов, определяется совокупность радиус – векторов tB в полярной системе координат. В данном случае использование полярной системы координат является предпочтительным перед декартовой (прямоугольной) системой координат ввиду простоты и удобства построения линий разграничения ЗПСПУ.

Далее, принимая b = 10 градусов, находим значение tB, которое следует отложить на осях, «повернутых» относительно нулевой оси на данные 10 градусов и так далее;

3) соединить полученные точки окончаний радиус – векторов tB единой линией гиперболической формы в полярной системе координат, которая позволяет разграничить ЗПСПУ каждого предприятия – конкурента. При этом следует точно определить, какой населенный пункт берется за нулевую точку отсчета.

Таким образом, при наличии вблизи от конкретного предприятия «К» конкурентов по данному виду продукции следует построить «К» кривых в полярной системе координат, используя формулы (2.6), (2.10) - (2.13). В результате, возможно с административными (при соответствующих условиях) и сухопутными границами, формируется ЗПСПУ, находящаяся в силу экономических соображений под контролем данного предприятия. Необходимо еще раз подчеркнуть, что полученные ЗПСПУ отражают чисто теоретическую оценку, дающую возможность перейти к оценке емкости рынка в их пределах и дальнейшему выявлению объемов сбыта той или иной продукции и услуг по результатам маркетинговых исследований. Тем не менее, ЗПСПУ позволяют определить приоритетный контингент потребителей, взаимодействие с которым будет в наибольшей степени выгодным для данного предприятия.

Рассмотрим следующий пример.

Пример 2.1 - Построить линию разграничения ЗПСПУ по следующим исходным данным (таблица 2.16):

 

Таблица 2.16 – Исходные данные для построения линии разграничения ЗПСПУ

 

Параметр Предприятие А Предприятие В
Цена за единицу продукции, р./ ед.    

 

 

Расстояние между предприятиями – 450 км.

Транспортный тариф – 1,0 р./км.

Решение: Определяем значение линейного показателя G (формула (2.6)).

 

G = (5120 – 4915) / 1 = 205 км.

 

Используя формулу (2.9), вычисляем радиус – векторы ЗПСПУ предприятия В.

2 2

tB0 = (450 – 205) / (2 * (205 + 450 * 1)) = 122,5 км;

2 2

tB10 = (450 – 205) / (2 * (205 + 450 * 0,9848)) = 124,2 км;

2 2

tB20 =(450 – 205) / (2 * (205 + 450* 0,9397)) = 127,8 км и т. д.

 

Результаты расчета заносим в таблицу 2.17.

Таблица 2.17 – Данные расчета размеров ЗПСПУ предприятия В

 

b, град.                  
tB, км 122,5 124,2 127,8 134,5 145,5 162,8 186,6 224,1 285,0

 

В полярной системе координат по данным таблицы 2.14 на географической карте нетрудно построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий А и В.

Классификация ЗПСПУ представлена на рисунке 2.46.

 

 
 

 


Рисунок 2.46 - Классификация ЗПСПУ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.