КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение размеров ЗПСПУ на основе факторов, характеризующих состояние международной торговли
Ограничения в международной торговле существенно влияют не только на размеры, но и на конфигурацию ЗПСПУ предприятий-конкурентов, расположенных в различных государствах. Характеристики среды международной конкуренции в основном связаны с правовыми ограничениями в области продаж, поэтому условно разобьем их на две группы: - группа характеристик, касающихся экономики отдельной страны: цена производителя, транспортные расходы, наценка дистрибьютора и др.; - группа характеристик, свойственных международному рынку: таможенный тариф, валютный коридор, квоты и др. Для оценки влияния ограничений в международной торговле на реализацию продукции предположим, что предприятие А расположено в стране V, а предприятие В - в стране W; причем предприятие В, используя имеющиеся у него резервы, намерено развернуть реализацию продукции собственного производства на территории государства V (рисунок 2.49). На рисунке 2.49 линия I-I означает государственную границу между государствами V и W. В условиях международной торговли затраты потребителя Р могут быть представлены в следующем виде:
(2.32) (2.33)
где рV и pW – транспортные тарифы, действующие в государствах V и W, соответственно; x - курс валют государств V и W; tB = tBV + tBW – расстояние от потребителя Р до предприятия В;
Р I tA А[CA] a tBV TAB tB W [д.е. W] tBW V [д.е.V] I b TF B[CB]
Рисунок 2.49 – Схема расположения субъектов рыночных отношений в условиях международной торговли
Формула (2.33) составлена с учетом: - взимания таможенного тарифа на вывоз продукта из государства W в государство V в процентах от его цены, установленной предприятием В; - различий транспортных тарифов в государствах V и W. При этом возможно изменение структуры формулы (2.33) в соответствии с фактической ситуацией с экспортом продукции из государства W в государство V. Приравнивая выражения (2.32) и (2.33), получим
(2.34)
причем расстояние tBW является функцией от угла b. Аналогичным образом могут быть просчитаны альтернативные варианты разграничения ЗПСПУ, например, между производителем В и его дистрибьютором В*, расположенным на территории государства V. Является очевидным, что таможенный тариф и официальный обменный курс могут создать условия, при которых экспорт продукции из страны W в страну V может оказаться экономически нецелесообразным. Более того, если государством W не приняты ответные меры по защите прав собственных производителей, могут возникнуть благоприятные условия для проникновения продукции производителя А на внутренний рынок государства W при соответствующем сокращении ЗПСПУ производителя В, в результате чего ухудшается его экономическое состояние. Следует отметить, что при построении линий разграничения зон могут быть использованы два основных способа, обусловленные неопределенностью величины tBW в формуле (2.34), зависящей от угла b. Первый подход основан на параллельном (наряду с основным) отслеживании зависимости tBW = f (b), то есть сопутствующем определении расстояний от места расположения производителя до государственной границы в зависимости от угловой величины. В этом случае четко прослеживается зависимость формы линии разграничения от конфигурации границы. Второй способ базируется на учете конечного числа таможенных постов nt на границе государств V и W. В этом случае в зависимости от nt строится nt линий разграничения ЗПСПУ при фиксированных в каждом случае величинах tBW исходя из того, что место расположения производителя как бы перемещается на таможенный пункт. Рассмотрим основные логистические аспекты, предопределяющие конфигурацию ЗПСПУ в условиях международной торговли. Для достижения цели исследований обратимся к следующему примеру. Пусть реализацией продукции на международном рынке занимаются два предприятия - А, расположенное на территории государства V, и В, расположенное на территории государства W (рисунок 2.42).
Рисунок 2.42 - Разграничение ЗПСПУ предприятий А и В в условиях международной торговли Территории данных государств разграничены линией 1. Реализация продукции осуществляется при следующих исходных данных СА = 5470 д.е. V; СВ = 10570 д.е. W; ξ = 1,9 д.е. W /д.е. V; pw = 1,65 д.е. W / км; pv = 0,8 д.е.V/ км; ТАВ = 1250 км. Очевидно, что для разных типов продукции могут быть использованы разные методы определения размеров ЗПСПУ, на что указывает формула (2.31). Для упрощения теоретических исследований рассмотрим случай, основанный на предпосылке о том, что на выбор потребителя влияют исключительно стоимостные параметры. Последовательность расчета радиус-векторов ЗПСПУ представлена на рисунке 2.43.
Рисунок 2.43 - Алгоритм расчета параметров линии разграничения ЗПСПУ предприятий
Если таможенный тариф TF отсутствует, то ЗПСПУ предприятий А и В разграничены линией 2, близкой по конфигурации к линии конических сечений – гиперболе. В случае введения одним из государств, например W, таможенного тарифа в размере 5 % линия 2 перемещается в положение 3. Нетрудно видеть, что введение тарифа приводит к трансформации линии разграничения 2 в комбинацию частей линий 3 и государственной границы, причем в ЗПСПУ предприятия В входит та часть территории государства W, которая расположена за линией разграничения 3 по направлению к конкуренту. Является очевидным тот факт, что в случае пересечения линией разграничения государственной границы следует учитывать неоднозначное влияние таможенного тарифа на сбытовые возможности предприятий – конкурентов. В определенной ситуации требуется корректировка формулы (2.34), особенно в случае одновременного введения таможенных тарифов государствами W и V. Анализируя конфигурацию линий 2 и 3, можно отметить, что на их форму существенно влияет второе слагаемое уравнения (2.34). С учетом обменного курса валют коэффициент, стоящий после значения tBW, равен 0,0855 и не оказывает серьезного влияния на значения линейного показателя G. Оценим степень влияния на конфигурацию линии разграничения ЗПСПУ соотношения pw/pv. Предположим, что при отсутствии таможенного тарифа величина pw возрастает до величины 3,05 д.е. W /км. Соответствующие расчеты показывают, что линия разграничения 4, представленная на рисунке 2.42, получается «отзеркаливанием» государственной границы с некоторым коэффициентом искажения ее размеров. В свою очередь, при наличии таможенного тарифа TF = 8 % и уменьшении величины pw до величины 0,804 д.е. W /км зоны потенциального сбыта продукции предприятий А и В будут разграничены линией 5. На рисунке 2.42 видно, что данная линия с определенным коэффициентом искажения отражает конфигурацию государственной границы 1, но не совпадает с ней, хотя радиус-вектор зоны потенциального сбыта при значении β = 0 равен расстоянию до государственной границы. Немалый интерес представляет собой анализ влияния расстояния до государственной границы tBW на конфигурацию линии разграничения ЗПСПУ. При определенном соотношении pw/pv наблюдается нарушение целостности ЗПСПУ одного из предприятий. Так, например, при отсутствии таможенного тарифа и увеличении параметра pw до величины 4,3 д.е. W /км данная зона состоит из трех локальных частей I, II, III, представленных на рисунке 2.42. Очевидно то, что, чем больше расстояние транспортировки продукции до государственной границы, тем меньше величина радиус – вектора ЗПСПУ. То же самое можно сказать и в отношении чрезмерного увеличения цены за единицу продукции предприятия В или при изменении обменного курса валют государств V и W. Данные рисунка 2.42 позволяют указать на парадокс, который заключается в том, что использование формулы (2.9) при различных значениях b приводит к взаимно исключающим выводам. Потребителю, расположенному в населенном пункте В, может быть одновременно и выгодно, и невыгодно приобретать продукцию у производителя В. Последнее обстоятельство выявляется при шаговых значениях b, равных, соответственно, 70, 90, 300 и 310 градусов. При остальных значениях b следует вывод о том, что приобретение продукции у производителя В является для данного потребителя выгодным. Поэтому исследователю следует быть осторожным при оценке данных, полученных при логистическом моделировании реализации продукции и услуг. В ряде случаев возникает проблема выявления размеров ЗПСПУ при условии |G| > TАВ, т. е. тогда, когда коммерческое преимущество одного из конкурентов настолько велико, что у его оппонента ЗПСПУ отсутствует (что отнюдь не означает полного прекращения реализации продукции). Данная ситуация характерна тем, что в локальных условиях на плоскости (географической карте) можно построить две асимптоты, между которыми располагается гипербола, представляющая собой линию разграничения бесконечных ЗПСПУ предприятий – конкурентов. Следует отметить, что можно выделить две такие гиперболы, при этом одна из них будет мнимой, не представляющей интереса для практической деятельности предприятия. В условиях глобальной конкуренции (если территория потенциального сбыта продукции представлена поверхностью земного шара) ЗПСПУ являются ограниченными. Пример 2.4. Построить линию разграничения ЗПСПУ по следующим исходным данным (таблица 2.18):
Таблица 2.18 – Исходные данные для определения размеров ЗПСПУ
Таможенный тариф – 5 % от стоимости единицы продукции. Расстояние между предприятиями – 690 км. Курс валют: за 1 ден. ед. государства W – 0,81 ден. ед. государства V. Расстояния от предприятия В до государственной границы между государствами V и W представлены в таблице 2.19.
Таблица 2.19 - Расстояния от предприятия В до государственной границы между государствами V и W
Решение: По формуле (2.34) определяем значение линейного показателя G:
G = (1/0,81 * 3940 * (1+0,05) - 5150)/1,2 + tBW * (1/0,81* 0,9/1,2 - 1) = -35,49 + 0,074 * tBW.
По формуле (2.9) находим выражение для определения радиус-вектора ЗПСПУ
T = (690² - G²) / (2*(G+690 * cos β)) = (476 100 - G²) / (2*G+1380 * cos β).
Расчет производим в следующей последовательности:
1) β=0 G=-35,49 + 0,074*400 = - 65,123 км t = (476 000 – 4241) / (-130,26 + 1380 * 1) = 377,66 км
2) β=10 G=35,49 – 0,074 * 540 = -75,49 км t=(476 000 – 5698,87) / (- 75,49 + 1380 * 0,9848) = 389,39 км
Данные расчетов заносим в таблицу 2.20. В полярной системе координат по данным предыдущей таблицы нетрудно построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий-конкурентов.
Таблица 2.20 – Результаты расчета размеров ЗПСПУ предприятий А и В
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |