Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логистический менеджмент (Logistics management) в цепях ценности




 

Насколько сложной является задача специалиста по логистике, работающего в условиях реализации концепции управления цепями ценности (т.е. ориентации на компоненты «территория» и «траектория»), показывает пример, приведённый на рисунке 4.32.

На территории W располагаются четыре поставщика ресурсов S1, S2, S3 и S4 и пять потребителей данных ресурсов С1, С2, С3, С4 и С5, которые связаны между собою транспортной сетью с конфигурацией и протяжённостью отдельных участков, представленных на рисунке 4.32.

В зависимости от рыночной ситуации на территории W могут решаться следующие задачи:

1) доставка ресурсов от одного поставщика, например, S1 до нескольких потребителей, например, С3 и С4;

2) приобретение ресурсов одним потребителем, например, С3 от нескольких поставщиков, например, S1, S3 и S4;

3) доставка ресурсов от нескольких поставщиков S1, S2, S3 и S4 до нескольких потребителей С1, С2, С3, С4 и С5 в соответствии со схемой, представленной на рисунке 4.32;

 

 

 

 

Рисунок 4.32 – Размещение поставщиков S1, S2, S3 и S4, потребителей С1, С2, С3, С4 и С5 на территории W

4) доставка ресурсов от поставщиков Si к потребителям Сj и одновременно от этих потребителей Сj, ставших поставщиками, к поставщикам Si, которые в данном случае выступают в качестве потребителей;

5) доставка ресурсов через региональные склады (площадки «cross-docking») в соответствии со схемами, представленными на рисунке 3.42 а и б, в качестве которых можно использовать потребителей, например, С2 и С4.

Существует множество вариантов выбора траекторий движения ресурсов, которые можно объединить в две группы (рисунок 4.33). Рассмотрим их более подробно.

1) проведение переговоров.

Выбор приемлемых траекторий движения ресурсов на определённой территории является настолько сложной проблемой и затрагивает множество объективных и субъективных факторов, а также деятельность различных предприятий, что в ходе переговоров заинтересованных лиц необходимо договориться о таком варианте, который был бы приемлемым для каждого из них. Возможно, что этот вариант не будет оптимальным, но он получит необходимую поддержку с сохранение ценности для конечного потребителя;

2) корректировка предыдущих решений выбора траекторий движения.

Многие задачи выбора траекторий движения являются традиционными.

 

 


 

 

Рисунок 4.33 - Методы выбора траекторий движения ресурсов между звеньями цепей ценности

 

Поэтому в ряде случаев целесообразно пригласить экспертов, компетентных в области движения ресурсов на данной территории, с тем, чтобы они учли особенности рассматриваемой проблемы и внесли соответствующие корректировки в используемые ранее траектории движения и обеспечили бы интересы поставщика и потребителя продукции и услуг. Однако, несмотря на простоту и доступность данного метода, результаты его реализации нестабильны и на их разработку может быть потрачено значительное количество времени;

3) интуитивные методы.

Данная группа методов основывается на некоторых эвристических правилах, которые обобщают квалификацию, навыки, знания и опыт специалистов, компетентных в области движения ресурсов. Причём данные правила предполагают возможность их развития применительно к конкретным условиям движения ресурсов;

4) графические методы.

Эти методы основываются на применении карт территории, на которой предполагается движение ресурсов в соответствии с заключенным между поставщиком и потребителем договором. На эти карты наносятся траектории, которые последовательно улучшаются за счёт формирования данных траекторий по кругу, исключения случаев их пересечения, предотвращения случаев повторного прохождения одних и тех же отрезков траектории движения и др. Однако, опять таки, нельзя сказать, что эти методы позволяют получить вариант движения ресурсов по данной территории, близкий к оптимальному;

5) вычисления с помощью электронных таблиц.

Электронные таблицы обычно оформляются следующим образом: в крайней левой колонке указываются потребители, которым необходимо доставить требуемую им ценность, а в верхней графе – время, которое требуется для этого. Принятие окончательного решения, связанного с выбором траектории движения ресурсов, осуществляется после согласования всех параметров таблицы на основе имеющихся на рассматриваемой территории резервов;

6) моделирование траекторий движения ресурсов.

Данный тип моделирования осуществляется на компьютере, который позволяет воссоздать главные параметры предполагаемого движения ресурсов и осуществить анализ наиболее приемлемых вариантов, по результатам которого принимается окончательное решение;

7) использование экспертных систем.

Экспертные системы позволяют обобщить квалификацию, навыки, знания и опыт специалистов, компетентных в области движения ресурсов, на основе которых создаются базы данных. Специалисту необходимо подготовить и ввести конкретную задачу в устройство логического анализа, после которого выбираются соответствующие правила решения данной задачи;

8) линейное и динамическое программирование.

Предыдущие методы, как нетрудно заметить, основываются на профессиональных качествах специалистов, компетентных в области движения ресурсов. Формализованные математические методы дают возможность получить оптимальные решения задачи движения ресурсов без участия человека. В то же время данные методы, как правило игнорируют значительное количество объективных и субъективных факторов, влияющих на качество окончательного решения, поэтому в ряде случаев им сложно следовать на практике. Обычно данные методы основаны на методах линейного и/или динамического программирования.

Возвращаясь к рисунку 4.32, можно сделать следующие выводы:

- траектории движения ресурсов обычно включают участки, имеющие разную пропускную способность, на что было указано ранее в разделе 4.1. Исходя из этого, часто возникает необходимость решения задачи о максимальном потоке, т.е. определении траектории, состоящей из нескольких участков и обеспечивающей наибольшую пропускную способность потока ресурсов. Данная задача решается методами теории графов, в частности, с помощью метода Форда и Фалкерсона;

- часто возникает задача установления отношения одного или нескольких звеньев цепей ценности с посредниками на временной или долгосрочной основе. При этом нужно установить, каких посредников следует привлечь к сотрудничеству, и каковы будут затраты на установление необходимых отношений. Эта задача известна как задача о минимальном остове, относящаяся также к теории графов;

- к числу факторов, предопределяющих эффективное управление цепями ценности, использующее в качестве объекта управления траектории движения ресурсов, следует отнести: наличие, количественный и качественный состав транспортных средств; их грузоподъёмность и грузовместимость; целесообразность использования маятниковых и кольцевых маршрутов перемещения транспортных средств; наличие погрузочно-разгрузочных устройств; варианты использования контейнеров, пакетов, тары и упаковки; параметры, характеризующие траектории движения ресурсов; условия работы и отдыха водителей и др.

Исходя из этого, для успешного управления траекториями движения ресурсов помимо методов, представленных на рисунке 4.33, целесообразно использовать алгоритмы, отражённые на рисунках 4.34 – 4.35, которые условно представляют собой этапы формирования и управления траекторией движения ресурсов (объектом управления цепями ценности): технологический и логистический.

На рисунке 4.34 изображёна структура технологического этапа формирования траектории движения ресурсов в рамках логистического менеджмента как бизнес-процесса управления цепями ценности. Анализ сведений данного рисунка позволяет сделать следующие выводы:

1) главной особенностью технологического этапа является определение характеристик типовых продуктов и/или услуг и дальнейшее их разделение на две группы - А и В. Группа А включает в себя те характеристики, которые решающим образом влияют на создание ценности для конечного потребителя. Группа В предполагает наличие тех характеристик, которые также создают ценность для данного потребителя, но в меньшей степени, чем характеристики группы А. Данная особенность технологического этапа управления траекторией движения ресурсов позволяет получить следующие преимущества:

- последовательно осуществлять формирование траектории движения ресурсов, принимая во внимание сначала ключевые аспекты, а в дальнейшем и вспомогательные. При этом ключевые характеристики продукта и/или услуги должны быть гарантированы в полной мере и даже улучшены в ходе управления продуктом. Вспомогательные характеристики, в свою очередь, могут допускать незначительные отклонения от базовых характеристик, не уступающих характеристикам типовых продуктов и/или услуг конкурентов;

- если выбор поставщиков, создающих характеристики группы А, является чрезвычайно важным этапом управления цепями ценности, то в отношении поставщиков, создающих характеристики группы В, этот этап в некоторой степени менее важен и должен сравнительно легко допускать замену поставщиков в случае необходимости;

2) создание характеристик группы А типовых продуктов и/или услуг обеспечивается базовыми бизнес-процессами, которые могут выполнить раз-

 

 

Рисунок 4.34 – Технологический этап формирования траектории движения ресурсов

 

 


 

 

Начало рисунка 4.35 - Логистический этап формирования и использования траектории движения ресурсов


 

Окончание рисунка 4.35 - Логистический этап формирования и использования траектории движения ресурсов

 

личные участники цепей ценности, места расположения которых создают основу для формирования первичной траектории движения ресурсов. Понятно, что параметры этой траектории могут быть не идеальными, поэтому на данном этапе необходимо рассмотреть несколько вариантов выполнения бизнес-процессов разными участниками цепей ценности;

3) после окончательного определения параметров первичной траектории движения ресурсов аналогичная работа проводится в отношении тех бизнес-процессов и участников цепей ценности, которые могут обеспечить создание вспомогательных характеристик типовых продуктов и/или услуг (группа В). Как отмечалось ранее, здесь у специалистов больше возможностей для оптимизации траектории движения ресурсов;

4) после создания приемлемой траектории движения ресурсов необходимо согласовать её параметры с участниками цепи ценности и в дальнейшем провести стандартизацию типовых траекторий, в том числе траекторий дублирующих, и регламентацию деятельности участников цепей ценности на случай возможных отклонений от её оптимальных параметров.

Анализ данных, представленных на рисунке 4.35, позволяет сделать следующие выводы:

- в условиях элитарных потребностей на рынке требование конкретного потребителя предполагает некоторое отличие продукта и/или услуги их типовых образцов. Исходя из этого, целесообразно определить, насколько изменятся соотношение характеристик групп А и В необходимого потребителю продукта и/или услуги в данном случае, и какие изменения следует внести в бизнес-процессы их доработки, производства и доставки. Эти изменения, возможно, приведут к значительному изменению состава участников цепей поставок, а вместе с тем и к изменению траектории движения ресурсов;

- далее целесообразно разделить полученную траекторию на отдельные участки с целью детальной проработки тех их особенностей. которые существенным образом влияют на траекторию движения ресурсов с позиции логистического менеджмента. Нетрудно заметить, что большинство этапов базового «Блока k» относится к этапам управления транспортом;

- после оптимизации каждого участка траектории следует выявить и ликвидировать несоответствия между отдельными участками траектории, что однозначно является объектом исследования логистического менеджмента;

- дальнейшие этапы направлены на претворение в жизнь плановых мероприятий, связанных с созданием и доставкой ценности конечному потребителю с целью удержания его в числе постоянных клиентов, что является прерогативой такого бизнес-процесса как «управление отношениями с потребителем».

Компонент управления цепями ценности «территория» также является достаточно непростым объектом управления, о чём ранее шла речь в разделах 2.4.2 – 2.4.5. например, Д. Уотерс [N] перечисляет причины, по которым необходимо внимательно и всесторонне исследовать и выбирать места размещения элементов цепей поставок, такие как:

- прекращение лизинга используемого оборудования и сооружений;

- освоение новых географических сегментов рынка;

- замена мест расположения потребителей, поставщиков и посредников;

- изменения в выполняемых процессах (например, предприятие электроэнергетики переходит от сжигания угля к использованию газа;

- модернизация оборудования и сооружений в связи с внедрением новых технологий производства продукции;

- замена транспортных средств одного типа на транспортные средства другого типа (переход от железнодорожного транспорта на автомобильный транспорт);

- изменения транспортных сетей (например, открытие тоннеля под Ла-Маншем или введение в эксплуатацию моста между Швецией и Данией;

- слияние или поглощение различных предприятий, что позволяет, например. устранить дублирующие функции в составе их объединения.

Оценить проблемы управления хозяйствующими субъектами в связи с изменением размеров территории хозяйственной деятельности предприятий можно, если вернуться к анализу данных, представленных на рисунке 4.32. Увеличение территории W серьёзно влияет на траектории движения ресурсов, особенно для тех предприятий, которые расположены на периферии данной территории. Эта ситуация может привести, например, к изменению мест размещения региональных складов и/или площадок «cross-docking» и, соответственно, к перераспределению логистических потоков и необходимых для них траекторий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.