Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи для проведения практических занятий 1 страница




П 94

Н. Новгород

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ж. Ю. ПЫЖОВА

Н. Новгород

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ж. Ю. ПЫЖОВА

Издательство ЛНПУ имени Тараса Шевченко

Методические рекомендации

ФИЛОСОФИЯ

Шелюто Владимир Михайлович

Попов Василий Борисович

Левченкова Ольга Борисовна

Дробаха Наталья Александровна

Галкина Людмила Игоревна

Молодцов Борис Иванович

 

 

 

 

к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов высших учебных заведений

 

Редактор – Попов В.Б.

Корректор – Колотовкина Н.В.

 

__________________________________________________________________

 

Сдано в набор 26.05.2004 г. Подписано к печати 23.06.2004 г.

Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Печать ризографическая. Усл. печ. л. 13,2. Тираж 300 экз. Зак. № 47.

_________________________________________________________________

«Альма-матер»

ул. Оборонная, 2, г. Луганск, 91011. Тел./факс (0642) 58-03-20.

 


[1] Дидро Д. Собрание сочинений. – М.-Л., 1935. Т. 1. С. 255.

[2] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. – М., 1938. – С. 32.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра экономики и менеджмента

дисциплине «Планирование на предприятии» для

студентов очной и заочной формы обучения

специальности 080502

«Экономика и управление на предприятии (транспорта)»

УДК 338.26

 

 

Пыжова Ж.Ю.

 

Планирование на предприятии: Методическое пособие/ Ж.Ю. Пыжова. - Н. Новгород, 2006. – 97 с.

 

Методическое пособие построено по принципу учебно – методического комплекса по дисциплине и включает рабочую программу курса, краткий конспект лекций по дисциплине, перечень задач по тематике курса, набор тестовых заданий по блокам рассматриваемой дисциплины, а также экзаменационные вопросы курса «Планирование на предприятии».

Методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям.

 

Рекомендовано к изданию кафедрой экономики и менеджмента ВГАВТ, протокол №8 от 24 апреля 2006 года.

Рецензенты: Жмачинский В.И., д.э.н., проф. (Волжская государственная академия водного транспорта);

Иванов В.М., к.т.н., проф. (Волжская государственная академия водного транспорта)

 

Ó ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2006 г.

 

 

Введение

 

 

Цели и задачи дисциплины: формирование необходимых профессиональных знаний и расчетно – аналитических умений у студентов для разработки оптимальных вариантов стратегических и текущих планов развития предприятия.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные принципы и методы планирования, важнейшие плановые показатели и способы их расчета, систему внутрихозяйственных планов и механизм их взаимодействия, а также уметь самостоятельно разрабатывать различные планы – проекты, проводить оценку их эффективности и способствовать реализации в производстве.

 

С точки зрения структуры данный курс условно можно разделить на двенадцать тематических разделов:

 

1. Предприятие как объект планирования.

2. Система планирования на предприятии.

3. Прогнозирование деловой среды.

4. Стратегическое планирование на предприятии.

5. Планирование продаж.

6. Планирование производства.

7. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия.

8. Планирование потребности в персонале.

9. Планирование издержек.

10. Финансовое планирование.

11. Планирование НИОКР.

12. Экономическая оценка планов - проектов.

 

Для закрепления теоретических знаний в течение двух семестров проводятся практические занятия, тестирования, контрольные и самостоятельные работы, а также предусмотрена курсовая работа.

 

Рабочая программа курса «Планирование на предприятии» для студентов специальности 080502.

 

Лекционные занятия

№№ тем Наименование и содержание тем Кол-во часов
1. Предприятие как объект планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием. Предмет и метод планирования. Сущность и структура объектов планирования на предприятии.  
2. Система планирования на предприятии. Формы планирования и виды планов. Организация планирования на предприятии. Функции и структура плановых служб.  
3. Прогнозирование деловой среды. Методологические подходы к прогнозированию. Классификация прогнозов. Методы прогнозирования.  
4. Стратегическое планирование развития предприятия. Модель стратегического планирования деятельности предприятия. Анализ внешней и внутренней среды. Миссия и цели. Стратегический анализ. Модели анализа. Конкурентный анализ. Конкурентные преимущества и конкурентные стратегии. Базовые и функциональные стратегии. Модель среднесрочного стратегического плана предприятия.  
5. Планирование продаж. Цели, задачи и технология планирования продаж. Исследование рыночной конъюнктуры. Методы прогнозирования величины продаж. Планирование товарного ассортимента. Планирование цен. План продаж товаров и услуг.  
6. Планирование производства продукции.  
  Содержание и основные показатели плана производства. Производственная программа предприятия. Планирование производственной мощности. Технология планирования производственной программы.  
7. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. Технология планирования материально – технического обеспечения. Определение потребности в материально - технических ресурсах. Планирование закупок.  
8. Планирование потребности в персонале. Технология планирования потребности в персонале. Планирование производительности труда и трудоемкости продукции. Баланс рабочего времени. Определение потребности в персонале.  
9. Планирование издержек производства. Технология и методы планирования издержек. Планирование снижения себестоимости продукции. Расчет плановых калькуляций. Планирование сметы затрат на производство.  
10. Финансовое планирование. Содержание и технология разработки финансового плана. Планирование доходов и поступлений. Планирование расходов и отчислений. Проверка финансового плана.  
11. Планирование НИОКР. Классификация НИОКР. Методы определения эффективности НИОКР. Содержание разделов плана НИОКР.  
12. Экономическая оценка планов. Технология планирование риска. Виды потерь и риска. Методы оценки и снижения риска. Расчет показателей экономической эффективности планов.  

 

Практические занятия

№№ тем Наименование тем и содержание занятий Тема лекц. зан. Кол-во часов
  Семинарское занятие по теме «Предприятие как объект планирования»    
  Деловая игра с использованием методов коллективной экспертизы по теме «Выбор приоритетных целей деятельности предприятия»    
  Тестирование знаний студентов: · по темам 1 – 3; · по темам 4 – 5. 1 - 5  
  Стратегическое планирование развития предприятия. Решение ситуационных задач по выбору базовых и конкурентных стратегий предприятия.    
  Планирование продаж. Решение ситуационных задач по оценке конкурентоспособности продукции и разработке стратегии делового сотрудничества.      
  Планирование производства продукции. Решение задач по расчету объемных показателей плана производства, производственной мощности предприятия.      
  Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. Решение задач по определению потребности в материальных ресурсах и разработка бюджета закупок предприятия.    
  Планирование потребности в персонале. Решение задач по планированию производительности труда, трудоемкости продукции, численности персонала.    
  Планирование издержек. Решение задач по расчету плановых калькуляций себестоимости продукции. Разработка сводной ведомости и сметы затрат на производство продукции.    
  Финансовое планирование. Расчет финансово – экономических показателей деятельности предприятия. Решение задач по планированию получения и возврата кредита, разработка кассового плана предприятия.      
  Экономическая оценка планов. Решение задач по планированию риска и расчету показателей экономической эффективности планов.    
  Тестирование знаний студентов: · по темам 6 – 8; · по темам 9 – 12. 6 - 12  

 

 

Краткий конспект лекций курса «Планирование на предприятии»

 

I Предприятие как объект планирования

Процесс управления предприятием складывается из различных функций.

активизация и стимулирование
координация и регулирование
организация
планирование и прогнозирование
учет, контроль и анализ

 

Рис.1 Связь планирования с другими функциями управления.

 

Планирование -это приоритетная функция управления, состоящая в разработке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов планов и программ, обоснование их оптимальности, обеспечения выполнения и контроль.

II. Система планирования на предприятии.

Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

Различают следующие формы планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

В практике планирования могут также выделяться другие виды планирования.

Эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая предполагает сочетание основных элементов системы планирования:

• плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

• механизм планирования;

• процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

•средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

Предприятие самостоятельно выбирает структуру планово – экономических органов. Основными являются: линейная, функциональная и линейно – функциональная подчиненность подразделений.

III. Прогнозирование деловой среды.

Прогнозирование - это научное или эмпирическое предсказание будущего состояния внешней и внутренней среды той или иной хозяйственной системы, основанное на научном познании, интуиции или опыте.

Выбор метода прогнозирования осуществляется в зависимости от методологического подхода к прогнозированию:

- генетический;

- нормативный;

- ситуационный (сценарный).

Прогноз - это результат прогнозирования/ выраженный в различной форме (документ, модель, график и т.д.).

Все виды прогнозов можно классифицировать по пяти признакам:

1. в зависимости от временного охвата:

- оперативные (до 1 мес.);

- краткосрочные (1 мес - 1 год, годовые);

- среднесрочные (1-3 года);

- долгосрочные (более 3 лет).

2. по типам прогнозирования (в зависимости от используемого методологического подхода):

- генетический;

- сценарный (ситуационный);

- нормативный.

3. по форме действия:

- пассивный;

- активный.

4. в зависимости от степени вероятности будущих событий:

- вариантный;

- инвариантный.

5. по способу представления результатов:

- точечные;

- интервальные.

IV.Стратегическое планирование на предприятии.

Сущность стратегического планирования заключается в самостоятельном определении такой стратегии и целей, реализация которой обеспечивает эффективное функционирование любой хозяйственной системы как в долгосрочной, так и в ближайшей перспективе, а также быструю адаптацию к изменяющимся условиях внешней среды.

Стратегия фирмы - это линия поведения, определяющая главные цели предприятия и основные способы их достижения.

Технология стратегического планирования (рис.3) деятельности предприятия включает пять последовательных этапов:

       
   
 
I
 
 
II
 
 
 

 


Рис. 3. Технология стратегического планирования предприятия.

Результатом деятельности по выработке стратегий предприятия является разработка стратегического плана (рис.4). Он может быть разработан в различных временных горизонтах:

- долгосрочном (5 и более лет);

- среднесрочном (3-5 лет);

- краткосрочном (1-2 года).

 

       
 
 
   

 

 


 

 

Рис. 4. Модель среднесрочного стратегического плана предприятия.

 

V. Планирование продаж.

Цель планирования продаж состоит в формировании номенклатуры товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия, и возможно полнее удовлетворяла потребности покупателей.

Технологическая схема планирования продаж включает этапы (рис.5):

  Исследование коньюктуры рынка   а) Анализ продаж за предшествующий период  
     
    б) Сегментация рынка  
     
    в) Выбор целевого рынка  
     
  г) Определение емкости рынка  
       
  д) Прогноз развития рынка  
         
Прогнозирование величины продаж   а) Выбор метода прогнозирования  
       
    б) Прогнозная оценка  
       
  Планирование товарного ассортимента   а) Формирование структуры ассортимента  
     
    б) Планирование освоения новых изделий  
     
    в) Оценка конкурентоспособности товара  
       
  Планирование цены
       
  Разработка плана продаж

 

Рис.5. Технологическая схема планирования продаж.

Сегмент рынка — это особым образом выделенная группа потребителей.

Для сегментации рынка потребительских товаров основными признаками могут быть следующие:

1. Географические (группы покупателей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями, обусловленные проживанием на конкретной территории).

2. Демографические (возраст, пол, размер семьи, этапы жизненного цикла).

3. Социально-экономические (род деятельности, профессия, образование, уровень дохода).

4. Психографические (образ жизни, увлечения, поступки, интересы).

5. Поведенческие (нормы потребления товара, степень готовности потребителей к позитивному восприятию новых товаров, мотивы покупок).

Емкостью рынка называют объем реализуемого на нем товара течение определенного промежутка времени в натуральном и (или) стоимостном выражении.

Для прогнозирования развития рынка применяются следующие методы: наблюдение; опрос; эксперимент; моделирование. Каждое предприятие должно иметь эффективную систему информационного обеспечения, включающую общую, коммерческую и специальную информацию о рынке.

Для прогнозирования величины продаж можно использовать:

— экономико–статистические методы

— метод уровня потребления (включая эластичность спроса по доходу и ценам);

— метод конечного использования (коэффициента потребления);

— метод ведущего показателя;

— анкетные опросы;

Товарный ассортимент - динамичный набор номенклатурных позиций, пользующихся на рынке спросом и связанных между собой хотя бы по одному признаку: совместное применение, сходный диапазон цен, общий сегмент рынка и общий канал сбыта.

При планировании номенклатура или товарный ассортимент
могут характеризоваться: шириной (исходя из количества предлагаемых ассортиментных групп или номенклатурных позиций); глубиной (исходя из количества позиций в каждой ассортиментной группе); сопоставимостью (исходя из соотношений между ассортиментными группами с точки зрения общности конечного потребления,
каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен).

Конкурентоспособность — это комплексная характеристика
товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению
с аналогичными товарами-конкурентами.

При планировании и оценке конкурентоспособности применяется система показателей, среди которых выделяют качественные и экономические.

В мировой практике ценообразования существует множество методов установления цен на товары и услуги, из них:

1) метод определения рыночных цен на основе издержек производства продукции;

2) метод планирования рыночных цен на основе безубыточности производства;

3)метод определения цен с ориентацией на спрос;

4) метод установления цен с учетом уровня конкуренции;

5)метод обоснования цен для получения целевой прибыли.

Разработка плана продажи (реализации продукции) является завершающим этапом планирования продаж предприятия.

В годовой план сбыта продукции предприятия включаются следующие виды товаров и работ:

1) объем реализации продукции на внутреннем рынке,

1) размер полуфабрикатов и комплектующих изделий собственного производства;

2) величина экспортных поставок товаров;

3) нормативы запасов готовой продукции;

4) количество работ и услуг производственного назначения и т.п.

Объём продаж планируется в стоимостном выражении в рыночных ценах.

 

VI. Планирование производства продукции

 

Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей плана производства с учетом потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу.

Содержание плана производства любого предприятия включает:

1. цель производственной деятельности фирмы и отдельных подразделений на плановый период;

2. объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием количественных и качественных показателей по всей номенклатуре;

3. расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков;

4. определение потребности в ресурсах на выполнение годовой производственной программы;

5. распределение планируемых работ по срокам и исполнителям;

6. расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей;

7. обоснование форм и методов организации производства, контроль выполнения планов.

Производственная программа предприятия – комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, количество и сроки выпуска товаров и услуг. Рассчитываются следующие показатели производственной программы:

1. Валовой оборот представляет собой суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, планируемых цехам и службам предприятия в стоимостном измерении.

2. Внутрихозяйственный оборот – часть суммарного объема производства предприятия, обращающаяся между цехами и подразделениями.

3. Валовая продукция (ВП) – это разница между валовым оборотом (ВО) и внутрихозяйственным оборотом (ВнО):

4. ВП = ВО – ВнО.

5. Рентабельность продукции:

.

6. Коэффициент обновляемости продукции:

.

7. Годовая производственная программа цехов определяется по формуле (нормо-ч):

, где:

n – номенклатура выпускаемой продукции;

Тшт – штучное время, нормативная трудоемкость единицы продукции, мин./шт.;

Nч – годовой объем выпуска продукции, шт.

8. Общая (суммарная) производственная программа предприятия рассчитывается в стоимостном измерении:

, где:

Nn, Np, Ny – годовой объем выпуска продукции, работ, услуг;

Цn, Цp, Цy, – рыночные цены продукции, работ, услуг.

9.Размер незавершенного производства в стоимостном измерении:

НЗП=Всцплнз, где:

Вс – среднесуточный выпуск продукции в натуральном измерении, шт.;

Тц – длительность производственного цикла, дн.;

Спл – плановая себестоимость изделия, руб./шт.;

Кнз – средний коэффициент нарастания затрат по изделию (0,65-0,75).

Используются различные методы составления производственной программы: уровневое прогнозирование, создание ситуационных планов, последовательное принятие плановых решений, линейное программирование и т.д.

Технология планирования производственной программы приведена на рис. 6.

 

 


Рис. 6 Технология планирования производственной программы.

Производственная мощность харак­теризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов.

Планирование выпуска продукции осуществляется, исходя из среднегодовой мощности:

, где:

Мн – производственная мощность на начало;

Му – увеличение мощности за счет мероприятий, не требующих капитальных вложений (реорганизация);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.