Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и выбор поставщиков методом взвешивания




МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ

 

 

Необходимость оценки поставщика возникает в виде задачи, в которой закупщик желает убедиться, что данный поставщик отвечает всем требованиям, предъявляемым закупщиком. Данная задача в логистике носит название «Задача выбора поставщика».

Одним из наиболее применяемых методов оценки поставщиков считается метод взвешивания [9].

Согласно данному методу составляется список факторов, влияющих на выбор поставщика. Для определения относительной значимости этих факторов каждому фактору приписывается вес – число из отрезка (0, 1). Сумма всех весов должна равняться единице. Выбирается шкала для измерения каждого фактора (например, от 1 до 10 или от 1 до 100 баллов). Для каждого поставщика нужно оценить все факторы по принятой шкале измерения. Умножим оценки факторов на соответствующий вес и суммируем полученные числа для поставщика. Поставщик с наибольшей суммой баллов является наилучшим.

Изменяя оценки или вес каждого фактора, можно исследовать устойчивость полученного решения, а также степень влияния факторов на конечный результат. Те факторы, которые практически не влияют на решение, можно исключить из рассмотрения и использовать в процессе качественного анализа при принятии решений.

Согласно вышеуказанному можно выделить следующие этапы решения данной задачи:

– определение основных критериев выбора, а среди них – конкретных измеримых свойств – параметров;

– выбор принципов оценивания относительно каждого конкретного критерия и их измеримых свойств;

– введение возможных весовых коэффициентов для отдельных критериев и параметров, поскольку не все они могут быть одинаково важными для предприятия;

– расчет количества баллов, выставляемых каждому потенциальному поставщику (рейтинг);

– выбор поставщика [1, 2].

Перед расчетом рейтинга следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. Как правило, в качестве таких критериев используются цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки. Однако этот перечень может быть и больше, в зависимости от степени детализации оценки (прил. 1).

Следующим этапом решения задачи является оценка поставщиков по намеченным критериям. При этом удельный вес того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспертным путём и в сумме должен быть равен единице. Причём удельный вес одного и того же критерия на различных предприятиях может быть разным в зависимости от значимости этого критерия для данного предприятия.

Также каждый из оценочных критериев может быть разбит на дополнительные оценки для детализации. Например, критерий «надёжность поставки» может быть дополнен следующими критериями оценки: объём поставки, доставка в срок, наличие сопроводительных документов, состояние товара
по прибытии и др. Каждый из этих дополнительных критериев оценивается по принятой шкале оценки, и далее подсчитывается сумма произведений этих критериев на удельный вес. Таким образом, мы получим детализированную оценку критерия. Далее рассчитывается рейтинг поставщика по принятой методике. Примерная шкала оценок приведена в табл. 14 данного пособия, расчёт рейтинга по детализированным критериям - в прил. 2.

Блок-схема расчета рейтинга поставщиков методом взвешивания приведена на рис. 4.

 

Рис. 4. Блок-схема расчёта рейтинга поставщиков

 

 

Рассмотрим пример расчёта рейтинга условных поставщиков строительных материалов методом взвешивания (табл. 6). Допустим, что в течение определённого периода фирма получала от трёх поставщиков один и тот же товар. Допустим также, что принято решение в будущем ограничиться услугами одного поставщика. Которому из трёх следует отдать предпочтение? Ответ на этот вопрос можно получить следующим образом.

Сначала необходимо оценить каждого из поставщиков по каждому из выбранных критериев (например, по пятибалльной шкале), а затем умножить вес критерия на его оценку. Вес критерия и оценка в данном случае определяются экспертным путём.

Рейтинг определяется суммированием всех значений произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика.

Таблица 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.