Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогической науки. Основные категории и понятия педагогики




Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

Основные термины и понятия

Основные вопросы

1. Структура педагогической науки. Основные категории и понятия педагогики.

2. Современные модели развития образования.

3. Закономерности и принципы обучения.

4. Идеи самоактуализации и самореализации личности (и проблемы становления гуманистической педагогики в современной России).

5. Педагогическая антропология.

 

«Стратегия образования»; «функционально-ориентированная стратегия»; «личностно-ориентированная стратегия»; «модель образования»; «структура науки»; «категория»; «догматическое обучение»; «объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение»; «программированное обучение»; «проблемное обучение»; «компьютерное обучение»; «развивающее обучение»; «теория поэтапного формирования умственных действий»; «технология контекстного обучения»; «модульное обучение»; «самоактуализация»; «самореализация»; «гуманистическая педагогика»; «педагогическая антропология».

 

Контрольные вопросы для рефлексии

 

1. Каковы основные структурные элементы педагогики?

2. Какое значение вкладывают в категориях словам: «воспитание», «обучение», «образование»?

3. Дайте определение и раскройте смысл данного явления: «воспитание», «обучение», «образование»?

4. Назовите известные вам модели образования и дайте характеристику.

5. Как влияет выбор видов обучения на качество получения знаний?

6. Как связаны между собой процессы познания и обучения?

7. Каковы движущие силы (основные противоречия) процесса обучения?

8. Приведите примеры использования известных моделей на практике отечественного образования.

9. Раскройте сущность гуманистического характера моделей обучения самоактуализации, самореализации и гуманистической педагогики.

10.Сущность и уровни проблемного обучения в вузе.

 

1. Сущность педагогической науки или категориально-понятийного аппарата.

2. Системы воспитания в мировой практике.

3. Воспитание - как всеобщая педагогическая категория

4. Соотношения главных категорий педагогики.

5. Система педагогических наук и ее структура.

6. Проблема целей в воспитании, в том числе глобальных целей.

7. Проблемы педагогических технологий в поведении личности.

8. Роль применения графических иллюстраций в учебных компьютерных системах, способствующих развитию интуиции, образного мышления у обучающихся.

 

 

Важным является изучение категориально-понятийного аппарата педагогики как инструмент познания, потому что л юбая наука развивается и передает результаты исследований, пользуясь средствами научного языка, т.е. используя определенный понятийно-терминологический аппарат. В этой системе выделяют прежде всего базовые, наиболее общие понятия, именуемые категориями (от греч. – высказывание, признак), а их совокупность называют термином категориальный аппарат педагогики. Они выражают наиболее существенные, определяющие свойства и отношения изучаемой сферы действительности. Выделим основные категории и ведущие понятия педагогики.

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

Прежде всего необходимо уяснить знания о категориях. По данному вопросу существуют различные точки зрения на проблему. В истории педагогики воспитание выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя обучение и образование. С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование. Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является частным случаем «обучения».

В законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория, где категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, результатом которой является развитие человека [93, с.227-229]. Например, одни ученые к категориям относят:

- образование [38,.с.37],

- воспитание,

- обучение,

- социализацию,

- индивидуализацию,

- педагогический процесс,

- педагогическую систему,

- образовательную систему (Ю.К.Бабанский, Б.Г.Гершунский).

Другие главными категориями педагогики считают [16, с. 23]:

- воспитание,

- образование,

- обучение,

- развитие личности,

- педагогический процесс, его закономерности и принципы.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории [93]:

- воспитание,

- обучение и

- образование.

Мы их и рассмотрим.

1) Воспитание - как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование.

В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли.

В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «воспитание джентльмена», «домострой», «система коллективных творческих дел» и т.д.

2) категория - обучение – понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний навыков, умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учиться - овладевает знаниями, умениями и навыками, передаваемой информацией, выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (Интернет, справочник, учебник), заниматься самообразованием.

Т.о., диалектическое отношение «обучение-воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений, навыков.

В зависимости от особенной реализации процесса взаимодействия выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение т.д.

3) категория - образование понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания;

3) результат процесса воспитания и обучения;

4) система.

Вся совокупность образовательных (учебных или воспитательных) учреждений выстраивается в рамках конкретного города, региона, страны.

В разные времена на протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения: детские сады, школы, гимназии, лицей, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Как соотносятся эти главные три категории педагогики? По этому поводу имеются разные точки зрения, которые необходимо знать. Воспитание выступало как всеобщая категория, включавший в себя обучение и образование. С этих позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование. Если воспитание понимать как обучение человека правилам поведения, то оно является лишь частным случаем «обучения».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволяет пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности взаимодействия, системности. Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Объединяющим началом является педагогический процесс, который организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы.

Есть точка зрения, что является важным сегодня[32], где говорится, что в понятийном аппарате как конкретной науке можно выделить одно центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает от предметных областей других наук. Для педагогики такую роль стержневого понятия выполняет «педагогический процесс» – движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому являются целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность. С другой стороны « педагогический процесс» как целостность позволяет увидеть в нем «педагогическую систему» (Ю.К.Бабанский) и «педагогическое взаимодействие» - составляющее сущностную характеристику педагогического процесса. Это позволяет выделить в структуре два важнейших компонента: педагогов и воспитанников, выступающих наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты. Этот подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса с деятельностью педагога, педагогической деятельностью – особым видом социальной деятельности, направленной на реализацию целей образования, описанный выше. Педагогическая деятельность – может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача – в этом случае – материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой [100, с.143].

Кроме общенаучных понятий, которые употребляются в общепринятом смысле существуют некоторые ведущие понятия педагогики (раскроем их в дальнейшем рассмотрении тем): учебно-воспитательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическая ситуация, педагогическая задача, самообразование, самовоспитание, непрерывное образование, педагогическое взаимодействие, социальный заказ образования.

Все же необходимо ознакомиться и структурой педагогического процесса как совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство процесса воспитания и обучения.

Компоненты педагогического процесса таковы:

- целевой – определение целей воспитания, обучения;

- содержательный – разработка содержания образования;

- операционно-деятельностный – процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников образования;

- оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждения об эффективности процесса.

Важно понять, что структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Знание ее помогает учителю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым – разрабатывать новые технологии и системы обучения и воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.