Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности и смысл человеческого бытия (истоки происхождения и становления педагогики как науки, предмет, объект, цели, задачи ее исследования). 2 страница




Развитие экономики стало носить отраслевой характер, что требовало четкой дифференциации знания. Воспитание и образование стало рассматриваться как государственная проблема. Создаются национальные системы образования. Появляются специальные органы управления образовательными учреждениями. Разрабатываются государственные программы. Получает развитие педагогическое образование. Определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение. В России в период огосударствления образовательной практики (19 – начало 20 вв.) наиболее распространены были следующие должности: попечитель, инспектор, учитель, классный наставник, классный надзиратель, классная дама.

Педагогическая деятельность Новейшего времени характеризуется созданием системы подготовки педагогических кадров.

Отсюда, развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение этого противоречия связано с возникновением реальных училищ и технических школ, высших технических учебных заведений.

Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании. Правда, образование трудящимся давалось лишь в той мере, в какой это соответствовало интересам господствующих классов.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем и полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого «образовательного взрыва». Такое стало возможным потому, что автоматы, заменив механические машины, изменили положение человека в производственном процессе. Основной его функцией становятся наблюдение за технологическим процессом с целью предотвращения отклонения от заданных параметров, регулирование и настройка (наладка) в случае необходимости автоматизированной системы.

В настоящее времяв большинстве стран обозначились тенденции в системе подготовки педагогических кадров:

- переход к высшему образованию как единому типу подготовки учителей;

- достижение баланса между академическими и профессионально-педагогическими занятиями;

- разнообразие видов и форм производственной практики;

- внимание к «человековедческому» знанию учителя;

- система повышения квалификации основными принципами, которой являются непрерывность, всесторонность ориентация на современные достижения науки;

- вырабатываются критерии успешности деятельности педагога [38, с. 18-19].

Следовательно, Педагогика - наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

Спектр ответвлений «педагогик» расширился только в конце 19 и в начале 20 веков.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) педагогика включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Из истории становления педагогики как науки видно, что предмет изучения педагогики как и других социальных наук, очень сложен. Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве наукилишь при условии выделения специфического предмета исследований. Здесь уместно высказывание М.Монтеня: «С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении».

Это внутренний мир человека, его взаимоотношения с миром, другими людьми, условия, факторы, способы его становления и развития. Поэтому из-за сложности своего предмета педагогика относительно мало развита, в ней еще много условного и приблизительного. Она редко предлагает однозначные ответы и тем более рецепты. Но она дает отправные точки, исходные положения и схемы для поиска творческих, часто далеко не стандартных решений в системном, деликатном, индивидуализированном процессе «очеловечивания» ребенка, формирования его облика, личностных качеств человека.

Специфика педагогики, особенно ее изучения проистекают из-за того, что в сложном духовном мире растущего или взрослого человека далеко не все можно однозначно определить и измерить. Даже результаты действия уже выявленных педагогических законов и закономерностей можно определить лишь весьма приблизительно.

Педагогика по своей природе дуалистична: имеет два значения: первое – это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании.

Педагогика изучает воспитание и образование. Таким образом, можно сказать, что предметом являются воспитание и образование [22].

Воспитание в свою очередь имеет также два значения. 1) Воспитание – это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой – всем социальным устройством. 2) Воспитание в педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Образование и обучение являются частью процесса воспитания и тоже составляют предмет педагогики. Термин формирование употребляется в значении «развитие» и в значении «воспитание». Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического процесса воспитания – устойчивые, объективные связи между явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.

Итак, предметом педагогики является:

воспитание

- образование

- обучение

- закономерности конкретно-исторического процесса воспитания

- развитие.

Существует несколько иное понимание предмета педагогики. Согласно В.П.Беспалько и Н.В.Кузьмина предметом педагогики является:

1) педагогическая система (ПС) и

2) дидактическая система (ДС) (педагогическая деятельность), где ПС – «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного…педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

Наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС:

- учащиеся,

- цели воспитания/обучения,

- содержание воспитания/обучения,

- педагогические/дидактические процессы,

- учитель и/или технические средства обучения,

- организационные формы педагогической работы.

ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету.

Исследование, проектирование и разработка ПС также являются предметом педагогики, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуется в рамках педагогических систем.

В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности (ПД):

1) проектировочный (цель),

2) конструктивный (содержание),

3) коммуникативный (учитель-ученик),

4) организационный (процесс и формы),

5) гностический (учитель) [16, с. 10-11].

В.И.Загвязинский и И.Н.Емильянова предметом педагогики считают интегративные качества образовательного процесса, его факторы, функции и, прежде всего, целенаправленное формирование развитие личности в системе отношений процесса образования;

социализацию (приобщение к социальным ценностям, вхождение в систему социальных отношений);

индивидуализацию (воспитание неповторимой «самости»);

субъект-субъектных отношений (активность участников самого образовательного процесса – В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Д.Б.Эльконин, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская и т.д.)

Следовательно, Педагогика – это синтез науки и искусства, знания, мастерства, стремления и умения понять другого человека и помочь ему.

Педагогика – научно обоснованное искусство воспитания, обучения и развития человека.

Педагогика – наука об образовании, а образование – это такая социальная подструктура, которая теснейшим образом связана с различными сферами культуры, традициями и современным содержанием общественного сознания, общественной и государственной жизни. Педагогика должна обобщить все знания о человеке ради выстраивания системы его воспитания и развития. В свое время великий педагог К.Д.Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» (1867-69гг.) обобщил достижения философии, психологии, логики, физиологии и других наук современной ему эпохи. Сегодня достижения этих наук должны стать достоянием педагогики [38, с. 31].

Во взглядах многих ученых[23] предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях ). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Следовательно, на определение предмета Педагогики имеются несколько т.з., которые имеют право на существование (авт.).

Объектом изучения педагогики является человек и образование в целом, так и его изучение во всевозможных аспектах: генетическом, социально-культурном, прогностическом, управленческом и т.д. (В.И.Загвязинский и И.Н.Емильянова).

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции).

Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика - лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение». Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой.

Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

А.С.Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Необходимо знать, что педагогика как наука тесно взаимосвязана с другими науками и поэтому ме сто педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями: с философией, педагогикой, биологией, антропологией, медициной, социологией, экономикой, политологией, кибернетикой, юриспруденцией, информатикой, этнографией и другими науками.

1) В числе первых сложились связи педагогики с философией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

2) Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии (Я.А. Коменский). При анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса.

3) Педагогика тесно связана биологией (анатомия и физиология человека), антропологией и медициной. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

4) Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

5) Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой и социологией. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

6) Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

7) Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

8) Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Т.о., в педагогических исследованиях активно используются данные многих других наук:демографии – изучает динамику народо-населения, половозрастной состав, факторы, влияющие на образовательные запросы и.д. [16, с.14-15], юриспруденции, информатики, статистики, экологии, этнографии, истории, технических наук и т.д.

Задачи педагогики:

Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из ее видов, т.е. педагогика носит «деятельностный» характер. Или Педагогика особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека.

Педагогических проблем, ситуаций, задач в жизни встречаются постоянно и требуют решения. Они решаются или в повседневной жизни или профессионально, поэтому рассматривают непрофессиональную и профессиональную деятельность. Непрофессиональная деятельность – это человек не осознает педагогическую задачу или ситуации, он действует по интуиции и не может объяснить почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.

Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

В профессиональной деятельности педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессионально педагога относят к системе «человек-человек».

Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход от состояния «незнания к «знанию», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от «беспомощности» к «самостоятельности».

Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике [93, с.220-221].

1. Определение ведущих целей и ценностей образования в современную эпоху.

2. Изучение сущности и закономерностей обучения, воспитания, развития личности.

3. Изучение генезиса, современного состояния и перспектив развития образования.

4. Определение основных ориентиров образовательной стратегии и образовательной политики государства.

5. Выявление способов конструирования содержания воспитания и обучения в современный период.

6. Разработка и обновление методов и технологий образовательного процесса.

7. Совершенствование организационных форм и способов управления образованием: оценка и повышение качества.

8. Содействие инновационному процессу в обновлении образовательной практики

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.