Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный алгоритм подготовки. 1. Выберите тему учебного занятия и возрастные особенности учащихся, которым она адресована (например




1. Выберите тему учебного занятия и возрастные особенности учащихся, которым она адресована (например, вам необходимо изучить с учащимися … класса темперамент человека). Не забудьте, что тема учебного занятия является частью образовательной программы и обязательно связана с предыдущими и последующими темами, дидактическими и воспитательными задачами. Даже если это ваша авторская тема.

2. Определитесь с тем, насколько изучаемый материал нов для школьников, насколько он важен, на каком уровне его необходимо усвоить (знакомства, знаний некоторых фактов, сформированной системы знаний, изучение на уровне понимания и личностного осмысления нового знания), какой этап изучения новой темы вы планируете (формирование новых знаний, систематизация и обобщение знаний, формирование умения и закрепление знаний на практике, отработка навыков, творческое использование полученных знаний и умений в собственном опыте, контроль результатов обучения, работа над ошибками и коррекция знаний и т.п.).

3. Конкретизируйте дидактические задачи (чему необходимо научить, что сформировать, что воспитать, что развить у учащихся[21]) и тип урока – это поможет вам определить необходимый комплекс методов, в зависимости от дидактической задачи и этапа обучения (см. Приложение 10).

4. В зависимости от задач и этапов урока, в зависимости от предполагаемых особенностей класса вам необходимо выбрать из всего разнообразия методов обучения те, которые будет наиболее целесообразно использовать. Обоснуйте этот выбор.

Предлагаем вам ориентироваться на классификацию методов не по источнику знаний, а, в первую очередь, по дидактическим задачам и степени активизации познавательной деятельности.

5. Так как, вероятно, вы будете использовать несколько методов (ведь, наверняка, деятельностей учащихся будет больше, чем одна), то вам необходимо провести сравнительный анализ педагогических и дидактических возможностей всех используемых методов. Для решения каких задач будет эффективней один и малоэффективен другой (их выбранных вами для учебного занятия).

Возможно, вам поможет заполнение таблицы

Метод обучения (только те, какие вы будете использовать) Оценка возможностей для реализации функций обучения
Обучающей развивающей воспитывающей побуждающей Контрольной
Метод …          
Метод …          

 

Сравнительная эффективность методов обучения может быть проведена по следующим параметрам:

формирование кругозора, мировоззрения; теоретических знаний; практических навыков; умений добывать, систематизировать и применять знания; умения учиться; навыков самообразования, навыков упрочения знаний, умений; опыта познания, эмоционально-ценностного отношения, творческой деятельности и т.д.;

развитие мышления, познавательных способностей, познавательной активности, памяти, внимания, воли, способности выражать мысли, творческих способностей, межличностных отношений;

стимулирование продуктивного мышления, познавательного интереса. применения полученных знаний и умений, проявления инициативы. самостоятельности, коллективного сотрудничества, выражения своей позиции, рефлексии, самоактуализации и т.п.

7. При желании вы можете на экзамене практически продемонстрировать один из методов (фрагмент деятельности педагога).

 

Материалы, которые можно использовать: если вы будете демонстрировать использование метода практически, то можно взять с собой заранее подготовленные дидактические материалы (наглядные, текстовые и т.п.).

 

 

Задание 21. Предложите 2-3 разных варианта коммуникативной атаки и концовки к теме «По выбору…[22]» и обоснуйте их педагогический потенциал.

Знать: характеристики, функции, способы создания коммуникативной атаки.

Уметь: использовать прием коммуникативной атаки для вовлечения учащихся в деятельность, привлечения их внимания и создания эмоционального настроя.

Владеть: приемом «коммуникативная атака» и различными средствами и способами ее осуществления.

 

Содержание и рекомендации.

Коммуникативная атака (КА)

– это намеренно используемый учителем прием (планируется и готовится с учетом особенностей класса, содержания материала, особенностей самого учителя и т.д.);

– это прием, помогающий учителю(КА - это обязательно?) привлечь внимание и включить учащихся в занятие на разных этапах, чаще всего он актуален в начале урока, чтобы мобилизовать учащихся после перемены;

– это особым образом построенный «текст», который вербальными и невербальными средствами предлагается ученику, но за которым стоит педагогический смысл и педагогическая задача (а ради чего я трачу время и силы на КА? а зачем я начал именно так? какую именно задачу я тем самым собираюсь решить?).

 

Зачем необходима коммуникативная атака на учебном занятии?

Лещинский В.И.: «Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, «собрать», чтобы дать сразу что-то такое, что заставило бы учащихся моментально включиться в занятие … Еще Карнеги, размышляя о том, как действеннее оказывать влияние на людей, советовал: «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно». «Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?» - удивлялся он, будто обращаясь к педагогам».

Борисенко Н.А.: «Главное правило начала урока – это создание интриги. Цель ее – удержать внимание, вызвать интерес, добиться взаимопонимания и доверия».

Общее (инвариантное) назначение:

1) активизировать учащихся на уроке (их творческое мышление, эмоции, интерес, мотивацию учения, познания нового)

2) сделать урок более интересным и творческим;

3) быть «афишей» урока и «рекламой» изучаемого или «призывом» к действию;

4) установить контакт и настроиться на «общую волну»

5) решить ту самую «свою» задачу, ради которой все затевается.

Варианты КА (на что она преимущественно направлена):

· КА, вызывающая определенные эмоции, настраивающая на определенный лад, задающая определенную эмоциональную и психологическую атмосферу.

· КА, мобилизующая внимание, вызывающая интерес к предмету, к предстоящей деятельности.

· КА, активизирующая мыслительный процесс, заставляющая учеников мгновенно включиться в мыслительную деятельность, вызывающая познавательный интерес (хочу это узнать, хочу решить эту задачу, проблему, найти способ действия и т.п.).

· КА, включающая личностный аспект в решение задач (личностное отношение, переживание, использование личностного опыта).

· КА, содержащая несколько или все названные аспекты.

Средства, которые возможно привлечь и использовать для КА: предметы (неожиданнее и обыденные), игрушки, неожиданные (или шутливые), провокационные, парадоксальные вопросы, проблемные ситуации, занимательные задачи, вскрытие противоречия, гипербола, остранение[23], метафора, проведение или демонстрация опыта, стихи, музыка, видеофрагмент, цитата, примеры из жизни, театрализация, включение фантазии, изменение роли, интонация, шутка, исторический анекдот, исторический пример, необычный порядок, провокационное заявление, провокация, вызов, сопоставление, проведение параллелей, игра, игровая оболочка, материалы СМИ, личный опыт учителя, опыт учащихся, случай из жизни, графики, загадки, наблюдение за тем, что есть, кроссворды, ребусы и т.п.

Помните! Использование разнообразных средств это не самоцель. Главное, чтобы КА «сработала и «потом органично соединилась со следующим этапом. Поэтому, проектируя проведение КА так или иначе, дайте сами себе четкий ответ на вопрос - ЗАЧЕМ?

«… Начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняются в памяти человека лучше, чем середина. Это универсальный психологический закон» (Н.А.Борисенко).

«Речь идет … о том, чтобы начать урок или занятие так, что ученики сразу же оказываются «втянуты» в материал, заинтересованы, завлечены» (В.И.Лещинский).

«Интерес, возбужденный в начале урока, нужно поддерживать до самого его конца, иначе он попросту угаснет, а ученики почувствуют себя обманутыми» (Н.А.Борисенко).

«Коммуникативная атака должна быть органично включена, вплетена в ткань учебного занятия, должна быть связана даже с концовкой» (В.И.Лещинский).

«Интрига ведет книгу, интрига ведет параграф, интрига ведет урок. Наверное, если бы мы все стали «интриганами», нашим детям стало бы намного легче учиться» (Н.А.Борисенко).

 

Неудачные варианты КА (из анализа фрагментов уроков):

- После небольшого вступления с неопределенной темой «Как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь?».

- «Сегодня у нас будет необычный урок».

- «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие…» (и потом нет игровой оболочки).

- Неинтересные и непроблемные вопросы (Вы любите осень?).

- Вопросы, требующие раздумья (если на это нет времени), определенной доверительной атмосферы (если таковой нет в классе по разным причинам, например, на открытом уроке).

- Начало, не соответствующее возрасту.

- Цитата неизвестного или незначимого для слушателя автора: «Как сказал Сидор Петрович Пупкин, …».

- КА про одно, продолжение не связано – про другое.

- Начинать со слов «Ну…», «Я хочу (мне хочется)…».

- Начинать со слов «Я не знаю, что у меня получится», «Я не готовился специально» или же «Я долго готовился и ждал этого дня).

- Читать текст по бумажке (даже если очень хороший) – разрушается контакт, который так важен в самом начале.

- «Помогите мне…» (если это не специальный прием, чтобы вызвать активность учеников, когда учитель в роли беспомощного или занятого).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.