КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерный алгоритм подготовки
1. Выберите тему и новое знание или умение, подлежащее усвоению. 2. На основе учета интеллектуальных возможностей и опыта учащихся создайте проблемную ситуацию, используя одно из средств: - «проблемный вопрос», вызывающий интеллектуальное затруднение и познавательный мотив; - «серия проблемных вопросов» для эвристического диалога, ведущего учащихся по ступенькам самостоятельного открытия нового; - «проблемное задание», на первый взгляд кажущееся выполнимым, но ставящее в затруднительное положение из-за отсутствия нужных знаний или умений; - «описание или создание проблемной ситуации» как намеренное создание учителем определенных условий, обстоятельств, при которых становится невозможным продолжение деятельности уже известными способами или при помощи имеющихся знаний – она требует от учащихся выявления затруднения, постановки вопросов и поиска путей их решения через осознание своего незнания или неумения). 3. Проверьте себя: действительно ли вопрос, задание или ситуация обладают всеми необходимыми признаками и свойствами проблемной ситуации (см. Приложение 11). Содержит ли используемое средство (вопрос, задание, ситуация) посильную трудность, скрытое противоречие, красоту и элемент, вызывающий удивление и познавательный мотив. 4. Освойте практически это средство (прорепетируйте), чтобы продемонстрировать на экзамене, удивить и научить чему-то новому экзаменационную комиссию.
Материалы, которые можно использовать: при острой необходимости те предметы, которые понадобятся для создания проблемной ситуации (но лучше постараться обойтись без них).
Задание 19. Смоделируйте дидактическую игру и разработайте технологию ее проведения на занятиях.
Знать: определение понятия «дидактическая игра», ее сущностные особенности, функции, задачи, структурные компоненты, виды дидактических игр, технологию организации дидактической игры (алгоритм проектирования, подготовки и проведения). Уметь: ставить дидактические задачи, выстраивать логику игрового действия, определять правила, роли, функции играющих. Владеть: технологией организации дидактической игры.
Содержание и рекомендации. Игру следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организаторских, коммуникативных, гностических и функциональных умений. В игре зарождается творческое начало человека, основы трудовых действий, в игре начинается учение в форме усвоения социального опыта взрослых. На всех этапах человеческой жизни игра, как метод обучения, занимает важное место. К.Д. Ушинский писал, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорить, что игры подсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу». В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения. Такие игры обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряженность, создают атмосферу заинтересованного непринужденного выполнения учебных действий. Дидактические игры – игры с готовыми правилами, используются как средство развития познавательной активности детей и подростков, средство обучения, средство повышения мотивации учения и стимулирования интереса к процессу обучения. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Играя, ребенок приобретает новые знания или умения. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем более умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, большое количество игр и игровых форм. Есть игры, включающие познавательные элементы сразу нескольких учебных предметов. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Игра, как и обучение, – процесс творческий. В подготовку к проведению дидактической игры входят: - постановка цели и задач дидактической игры; - отбор игры в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний и т.д.; - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; - выбор места для игры, где ученики могут спокойно играть, не мешая другим; - определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки); - подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом обращается внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого дети учатся правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, тогда надо закрыть глаза); определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов подчёркивается, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. Раскройте при ответе, какова педагогическая ценность дидактической игры. Материалы, которые можно использовать: если это необходимо продемонстрировать, можно приготовить дидактические материалы, при помощи которых будет проводиться игра.
Задание 20. Какие методы целесообразно использовать при изучении с учащимися темы «по выбору… [19]». Дайте сравнительный анализ их эффективности. Знать: понятия «обучение», «преподавание», «учение», «метод обучения», «дидактическая задача», «учебная задача», «метод обучения»; структуру процесса обучения, классификацию методов обучения по степени активизации познавательной деятельности учащихся. Уметь: выбирать метод обучения в зависимости от значимых факторов и обосновывать целесообразность его использования. Владеть: методами и приемами обучения.
Содержание и рекомендации. Метод обучения в самом общем смысле – это способ организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся[20]. Выбор метода обучения зависит от следующих факторов: - цели и дидактических задач учебного занятия; - особенностей контингента учащихся (их возраста, имеющегося опыта, в том числе, опыта учебной деятельности, индивидуальных особенностей учащихся) – им должно быть понятно и легко так учиться; - содержания учебного материала; - опыта и особенностей учителя (лучше удается то, чем вы органично владеете как привычным инструментом); - имеющихся временных возможностей и средств (нельзя показать учебный видеофильм, если у вас нет аппаратуры, даже если это будет самый эффективный метод из всех возможных).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |