Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный алгоритм подготовки. I. Конструирование содержания учебного занятия:




I. Конструирование содержания учебного занятия:

1. Постановка цели учебного занятия (как проектирование ожидаемого конкретного и диагностируемого результата данного проведенного занятия в зависимости от возраста учащихся, от имеющегося у них исходного уровня развития и опыта, и от места учебного занятия в структуре образовательной программы).

 

Возраст учащихся, класс: ….

Тема занятия (предмет «Психология»): …..

Цель занятия: …..

Проектирование ожидаемых результатов на основе учета уже имеющегося уровня и опыта учащихся.

Что учащиеся уже знают, умеют, какие ценности сформированы и проявляются в поведении? На какой имеющийся опыт собираемся опираться на текущем занятии, чтобы его совершенствовать? Что необходимо сформировать в виде личностных новообразований на данном занятии (в соответствии с образовательной программой и темой учебного занятия)? Чему учащиеся научатся (будут уметь сделать) в результате обучения на данном занятии?

 

2. В зависимости от образовательной программы и проектируемых результатов разрабатывается содержание учебного занятия и конкретизируются его компоненты.

 

Содержание рекомендуется рассматривать и конструировать с двух позиций.

А. Содержание образования как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Это конкретный объем знаний, умений и навыков, опыта деятельности, творчества и эмоционально-ценностного отношения, который необходимо учащимся усвоить в рамках конкретного учебного занятия.

Б. Содержание учебного занятия как то, чем будут заниматься учащиеся на уроке, т.е. организованная учителем последовательная смена разнообразной деятельности учащихся (интеллектуальной и коммуникативной, познавательной и практической, алгоритмизированной и творческой и т.п.) – перечень конкретных видов деятельности, в которые педагогу необходимо личностно вовлечь учащихся, и в процессе которых будут формироваться и развиваться опыт личности, система ценностных отношений, необходимые знания, умения, способности, качества и свойства личности. При раскрытии содержания занятия с этой стороны необходимо отразить деятельность учащихся во взаимодействии с соответствующей деятельностью преподавателя по управлению учебно-познавательным процессом на занятии.

Разработка этих двух аспектов и обобщение полученных данных могут быть отражены в любой текстовой или графической форме или, как вариант, в форме следующей таблицы с конкретизацией содержания образования и видов деятельности учащихся:

Содержание образования по компонентам (в рамках одного учебного занятия - 45//90 минут) Деятельность учащихся на учебном занятии Необходимые действия преподавателя по организации деятельности учащихся Ожидаемый результат.
1. Когнитивный: какие знания формируем? какие познавательные процессы развиваем? 2. Аксиологический: какие ценности лежат в основе данного знания и практической деятельности? какие переживания учащихся необходимо вызвать? Важность и значимость чего именно почувствуют и переживут дети? Что им необходимо пережить на занятии? 3. Деятельностный: какой именно опыт формируем? (отношения, переживания, познания, практический опыт). 4. Творческий: на каком уровне школьниками необходимо творчески преобразовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации? Что нового они создадут сами на уроке не по образцу? Что для этого будут делать учащиеся на уроке? (рассмотрите по каждому из компонентов содержания образования, если для них предполагаются разные виды деятельности). Соответствующие необходимые действия преподавателя по организации деятельности учащихся. Что вам нужно сделать для того, чтобы вызвать переживания, организовать деятельность, актуализировать творческий потенциал, помимо того, чтобы рассказать и показать? Что будут знать, уметь к концу занятия (с учетом выполнения домашнего задания), какие эмоциональные состояния будут вызваны, какие переживания и чувства учащихся ожидаются в процессе выполнения запланированной деятельности учащихся, что должны сознать и принять как важное? как и в чем проявят свою самостоятельность, твор­чество, авторство?

 

II. Защита проекта.

Необходимо раскрыть содержание разработанной модели и обосновать целесообразность и возрастосообразность выбранных компонентов содержания образования, их социальную и личностную значимость, системные связи между компонентами и спроектированными видами деятельности учащихся.

 

Материалы, которые можно использовать: компьютерная или текстовая презентация разработанной модели содержания учебного занятия; конспект фрагмента учебного занятия (с прогнозируемыми действиями, ответами и возможными реакциями учащихся), демонстрирующий организацию одного из видов деятельности учащихся по освоению фрагмента разработанного содержания образования.

 

 

Задание 18. Предложите проблемные задания (проблемные ситуации) для учащихся на занятиях по примерным темам (формулировка может быть авторской):

1) формирование положительных межличностных отношений в классе;

2) профессиональная ориентация;

3) формирование здорового образа жизни.

Знать: понятия «обучение», «цель обучения», «учебная задача», «проблемная ситуация», «проблемный вопрос», «проблемное задание», «проблемное изложение»; функции обучения, особенности и возможности проблемного обучения.

Уметь: моделировать и использовать проблемные ситуации на учебном занятии для стимулирования познавательной активности и мотивации учения, развития познавательных способностей.

Владеть: технологией создания проблемной ситуации на учебном занятии, различными средствами создания проблемной ситуации.

 

Содержание и рекомендации.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее, когда он не может объяснить явление, факт, процесс действи­тельности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это по­буждает его искать новый способ объяснения или способ действия – у него возникает познавательная потребность.

«Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мысли­тельную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков» (М.И. Махмутов).

Именно проблемная ситуация является условием для усвое­ния учащимися нового материала особым способом – через активную познава­тельную, поисковую деятельность, управляемую педагогом. Проблемная си­туация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или ус­ловиях его выполнения.

Условием возникновения проблемной ситуации явля­ется необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа дей­ствия. Чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнения такого зада­ния, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неиз­вестного.

Возможности проблемной ситуации: стимулирование учебно-познавательной деятельности, активизация мыслительной деятельности, повышение мотивации учения, развитие проблемного видения и творческого мышления, самостоятельности, реализация индивидуальных способностей, развитие диалогического мышления и общения, способности аргументировать, отстаивать свою точку зрения, искать индивидуальные пути решения творческих задач, развитие рефлексии.

Проблемная ситуация является одним из технологических средств не только проблемного обучения, но и личностно ориентированного образования. Средством развития не только мышления, но и становления субъектного опыта. Она лежит в основе создания личностно значимой ситуации, является одним из компонентов технологической триады личностно ориентированного подхода:

1. Задача -игра-диалог (по В.В. Серикову[18]).

2. Заинтересовывание– проблемность – личностное вовлечение (по В.И. Лещинскому - С.В. Неделиной – см. Приложение 13).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.