КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерный алгоритм подготовки. I. Конструирование содержания учебного занятия:
I. Конструирование содержания учебного занятия: 1. Постановка цели учебного занятия (как проектирование ожидаемого конкретного и диагностируемого результата данного проведенного занятия в зависимости от возраста учащихся, от имеющегося у них исходного уровня развития и опыта, и от места учебного занятия в структуре образовательной программы).
Возраст учащихся, класс: …. Тема занятия (предмет «Психология»): ….. Цель занятия: ….. Проектирование ожидаемых результатов на основе учета уже имеющегося уровня и опыта учащихся.
2. В зависимости от образовательной программы и проектируемых результатов разрабатывается содержание учебного занятия и конкретизируются его компоненты.
Содержание рекомендуется рассматривать и конструировать с двух позиций. А. Содержание образования как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Это конкретный объем знаний, умений и навыков, опыта деятельности, творчества и эмоционально-ценностного отношения, который необходимо учащимся усвоить в рамках конкретного учебного занятия. Б. Содержание учебного занятия как то, чем будут заниматься учащиеся на уроке, т.е. организованная учителем последовательная смена разнообразной деятельности учащихся (интеллектуальной и коммуникативной, познавательной и практической, алгоритмизированной и творческой и т.п.) – перечень конкретных видов деятельности, в которые педагогу необходимо личностно вовлечь учащихся, и в процессе которых будут формироваться и развиваться опыт личности, система ценностных отношений, необходимые знания, умения, способности, качества и свойства личности. При раскрытии содержания занятия с этой стороны необходимо отразить деятельность учащихся во взаимодействии с соответствующей деятельностью преподавателя по управлению учебно-познавательным процессом на занятии. Разработка этих двух аспектов и обобщение полученных данных могут быть отражены в любой текстовой или графической форме или, как вариант, в форме следующей таблицы с конкретизацией содержания образования и видов деятельности учащихся:
II. Защита проекта. Необходимо раскрыть содержание разработанной модели и обосновать целесообразность и возрастосообразность выбранных компонентов содержания образования, их социальную и личностную значимость, системные связи между компонентами и спроектированными видами деятельности учащихся.
Материалы, которые можно использовать: компьютерная или текстовая презентация разработанной модели содержания учебного занятия; конспект фрагмента учебного занятия (с прогнозируемыми действиями, ответами и возможными реакциями учащихся), демонстрирующий организацию одного из видов деятельности учащихся по освоению фрагмента разработанного содержания образования.
Задание 18. Предложите проблемные задания (проблемные ситуации) для учащихся на занятиях по примерным темам (формулировка может быть авторской): 1) формирование положительных межличностных отношений в классе; 2) профессиональная ориентация; 3) формирование здорового образа жизни. Знать: понятия «обучение», «цель обучения», «учебная задача», «проблемная ситуация», «проблемный вопрос», «проблемное задание», «проблемное изложение»; функции обучения, особенности и возможности проблемного обучения. Уметь: моделировать и использовать проблемные ситуации на учебном занятии для стимулирования познавательной активности и мотивации учения, развития познавательных способностей. Владеть: технологией создания проблемной ситуации на учебном занятии, различными средствами создания проблемной ситуации.
Содержание и рекомендации. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее, когда он не может объяснить явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает его искать новый способ объяснения или способ действия – у него возникает познавательная потребность. «Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков» (М.И. Махмутов). Именно проблемная ситуация является условием для усвоения учащимися нового материала особым способом – через активную познавательную, поисковую деятельность, управляемую педагогом. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Возможности проблемной ситуации: стимулирование учебно-познавательной деятельности, активизация мыслительной деятельности, повышение мотивации учения, развитие проблемного видения и творческого мышления, самостоятельности, реализация индивидуальных способностей, развитие диалогического мышления и общения, способности аргументировать, отстаивать свою точку зрения, искать индивидуальные пути решения творческих задач, развитие рефлексии. Проблемная ситуация является одним из технологических средств не только проблемного обучения, но и личностно ориентированного образования. Средством развития не только мышления, но и становления субъектного опыта. Она лежит в основе создания личностно значимой ситуации, является одним из компонентов технологической триады личностно ориентированного подхода: 1. Задача -игра-диалог (по В.В. Серикову[18]). 2. Заинтересовывание– проблемность – личностное вовлечение (по В.И. Лещинскому - С.В. Неделиной – см. Приложение 13).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |