Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты для анализа. Общее представление об учении как деятельности




Общее представление об учении как деятельности

Источник: Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.- С. 91 - 106.

Процесс учения в качестве одного из условий своего протекания имеет осуществление действий, усваиваемых в учении, т.е. в ситуации учения происходят два процесса: собственно учение и действие, усваиваемое в учении. Оба процесса взаимосвязаны, но не тождественны. Выполнение усваиваемого действия состоит в преобразовании объекта некоторой конкретной предметной области действительности (физической, математической, биологической и т.п.), а процесс усвоения данного действия в учении состоит в преобразовании самого учащегося из субъекта, не владеющего данным действием, в субъекта, овладевшего им.

Дадим характеристику предмету и продукту деятельности учения, ее исполнительным, ориентировочным и контрольным операциям.

Предметом этой деятельности является опыт субъекта, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми знаниями и умениями и переструктурирования за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта. Свой опыт учащийся изменяет опосредованно через работу с объектами и знаниями, т.е. социальный опыт и знания выступают средствами деятельности учения и изменения опыта субъекта.

Усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счет этого прежнего опыта учащегося составляют продукт деятельности учения.

Опыт учащегося как предмет и продукт деятельности учения есть знание об объектах действительности и действиях и операциях преобразования этих объектов при решении различных практических и научных задач. Как предмет и продукт деятельности учения знания субъекта об объектах деятельности характеризуются целым рядом свойств: предметной отнесенностью их содержания (о неживой и живой природе, обществе и т.п.), аспектной отнесенностью содержания (о свойствах, функциях, структуре и т.д.), логическими свойствами (чувственные или концептуальные знания, факты, законы, гипотезы, теории и т.п.), полнотой, степенью обобщенности, системности и систематичности, существенности, формой репрезентированности (в естественном языке, в искусственных и символических языках, в виде пространственных и других моделей, смешанные по форме), а также мерой их усвоенности, т.е. степенью интериоризованности и готовности к воспроизведению, развернутости и осознанности, прочностью и устойчивостью к забыванию.

Знания о действиях, так же как и знания об объектах деятельности, могут быть знаниями различной полноты, обобщенности, систематичности и т.д.

Эти же свойства характеризуют и такой компонент опыта субъекта, как умения осуществлять действия, которые, кроме того, могут обладать разной ступенью осуществления.

Исполнительными учебными действиями, посредством которых собственно и осуществляется преобразование внешне заданных знаний и действий в усвоенные учащимися знания и действия, являются:

а) действия уяснения содержания учебного материала;

б) действия обработки учебного материала.

Действия уяснения содержания учебного материала. Виды действий уяснения содержания знаний и умений в учении выделяются в зависимости от наличия или отсутствия прямого сообщения научных знаний преподавателем в обучении. На этом основании выделяются соответственно такие виды уяснения, как:

уяснение содержания знаний и действий при наличии сообщения их содержания преподавателем;

уяснение содержания конкретных знаний и действий путем выведения их из общих знаний, которые получены от преподавателя;

уяснение содержания любых знаний и действий путем самостоятельного поиска при наличии косвенной помощи со стороны преподавателя.

Состав действий уяснения содержания материала каждого вида включает:

l. Действия уяснения содержания учебного материала из письменных сообщений:

- восприятие (чтение) и декодирование исходного содержания сообщения (текста). Операции: восприятие знаковой формы элементов текста, актуализация значения языковых единиц, восстановление содержания высказываний;

- переработка и собственно уяснение содержания сообщения (текста):

выделение тематического состава сообщения (текста) на разных уровнях;

выделение основных положений сообщения (текста) в отношении фактов, теорий, оценок и критики, представленных в нем;

отнесение тем сообщения (текста) к логическим видам содержания (факты, теории, оценка, критика);

конспектирование (фиксация выделенного и уясненного содержания);

фиксация систематизированной тематической структуры сообщения (текста), плана распределения содержания в сообщении (тексте); описательное тезисное изложение основных положений сообщения (текста) по темам всех уровней и видов содержания.

2. Действия самостоятельного выведения содержания конкретного материала из общих положений (операции: конкретизация, подведение под понятие, выведение следствий, доказательство и др.).

З. Действия самостоятельного построения конкретных и общих знаний при наличии управления поиском со стороны преподавателя:

- анализ задачи и ее условий,

- поиск принципа решения задачи,

- проверка найденного решения задачи.

Действия отработки учебного материала. Виды действий отработки знаний и умений выделяются по основаниям произвольности или непроизвольности отработки, наличию или отсутствию поэтапности интериоризации, характеру действий, в ходе которых происходит отработка - в действиях порождения знаний или в действиях их применения.

Основными видами отработки, которые выделяются по этим основаниям, являются:

отработка путем заучивания (произвольная отработка в действиях повторного порождения без поэтапности интериоризации);

отработка в упражнениях (непроизвольная отработка в действиях применения знаний без поэтапности интериоризации);

поэтапная отработка (непроизвольная, в действиях применения с поэтапностью интериоризации).

Осуществление исполнительных действий учения сопровождается контрольными действиями учения, в состав которых входят:

а) контроль уяснения содержания учебного материала:

- контроль уяснения содержания учебного материала из сообщения:

- контроль уяснения содержания учебного материала при дедуктивном выведении материала;

- контроль уяснения содержания учебного материала при самостоятельном косвенно управляемом построении знаний и действий;

б) контроль отработки учебного материала:

- контроль произвольной отработки материала (заучивания);

- контроль непроизвольной отработки учебного материала в упражнениях;

- контроль поэтапной отработки материала.

Контрольные вопросы

1. Как определяются в работе И.И.Ильясова знания и умения?

2. Какими свойствами характеризуются знания?

3. Охарактеризуйте исполнительные учебные действия.

 

Задания и вопросы для самостоятельного изучения

 

1. Раскройте психологическую сущность процесса усвоения.

2. Охарактеризуйте этапы процесса усвоения

3. У ученика сформировано понятие «угол». Однако когда ему был предъявлен чертеж развернутого угла, он сказал, что это не угол, т.к. «угол без угла не бывает». Попытайтесь объяснить данный педагогический факт с позиций деятельностного подхода к учению.

4. Проведите сопоставительный анализ различных типов ориентировки с точки зрения их влияния на формирование положительных мотивов учения.

 

Семинарское занятие № 4 (2 часа)

Тема: Психологические теории учения

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика ассоциативно – рефлекторной теории учения (теоретические основания, принципы построения, этапы становления).

2. Теория программированного обучения (Э.Торндайк, Б.Скиннер).

3. Деятельностные теория учения в отечественной психологии (теоретические основания, принципы построения).

 

Основные понятия:

Ассоциативно – рефлекторная теория учения

Деятельностная теория учения

Программированное обучение

Проблемное обучение

Проблемная ситуация

Интериоризация

Рекомендуемая литература

Учебники и учебные пособия

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2005 С. 91 – 124.

2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. учеб. заведений. – М., 2006. – С. 4 - 16.

3..Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999. – С. 20-29.

 

Научные источники

1. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. – 144 с.

2. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. – С. 56-137.

3. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., 2006. – С. 91 – 106.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.