Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты для анализа. Познавательные процессы и способности в обучении




Познавательные процессы и способности в обучении

Источник: Познавательные процессы и способности в обучении/ Хрестоматия по педагогичской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А.Красило и А. Новгородцевой. - М.: 1995. – С.83-87.

Учет особенностей внимания при построении урока и организации учебной деятельности

<...>Воспитание внимательности немыслимо без самовоспитания внимания. Когда цели воспитания становятся целями личности, оно особенно эффективно<…>. Отличное средство для этого рекомендовано Михаилом Ботвинником - анализ позиций при одновременно работающем радио. Об интересном приеме воспитания привычки внимательно работать на уроке рассказал в одной из своих книг С. Соловейчик. Быть внимательным - значит думать о том, что рассказывают, а думать - значит задавать вопросы и отвечать на них. Поэтому, чтобы развить свою способность быть внимательным, когда это необходимо, нужно приказать себе: «После скучного урока я должен задать учителю два-три неглупых вопроса!» Тот, кто это сделает, может не беспокоиться о внимании: он будет слушать учителя, не пропуская ни слова.

Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя, необходимых для воспитания внимания, относят, следующие. (Ф.Н. Гоноболин):

внимательность и наблюдательность учителя, который не спрашивает учеников - поняли они его или нет, а читает это по их лицам;

умение держать в поле зрения весь класс, все дела, все происходящее; чувство аудитории; любовь к своему предмету; артистизм;

внимание к внутреннему миру учеников; заботливость;

внимательность к своим действиям, постоянный самоконтроль; досадные ошибки подрывают авторитет учителя;

уверенность в себе; внутренняя сила - это не крик и шум, а спокойная твердость, четкость, собранность;

деловое, энергичное ведение урока; умение поддерживать постоянный контакт с классом.

Успех урока во многом зависит от рабочего самочувствия учителя. Большие актеры задолго до спектакля начинают входить, вживаться в роль. И для учителя каждый урок есть испытание его таланта, знаний, воли. Насколько успешно выдержит он это испытание, также зависит от его психологического настроения, собранности.

В театральной педагогике уже давно используются упражнения для развития внимания, воображения и фантазии, идеи которых заложены К.С.Станиславским и до сих пор еще не оценены по достоинству в нашей практической педагогике, в подготовке учителей. Многие упражнения сценического тренинга полезны для учителя, поскольку в работе актера и учителя немало общего.

 

Учет индивидуальных различий в видах памяти

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие - эмоциональный, третьи - вербальный, четвертые - движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности будут способствовать заучиванию текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий, различных определений и т, д.). Двигательные способности определяют успех учеников на уроках труда и физкультуры, образные - на уроках музыки, черчения, труда и т. д.

Итак, один и тот же ученик с разной степенью субъективных усилий будет запоминать различный материал. Учитель должен учитывать это при индивидуализации графика учебной деятельности.

Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на лиц с более низкими способностями, а для учеников с высокими мнемическими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда за отведенное время материал успевают запомнить только часть учеников, и если даже следует опрос по заученному материалу, часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

 

 

Учет индивидуальных различий в скорости запоминания и прочности сохранения.

 

Установлено, что скорость запоминания не связана линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на четыре группы: 1) быстро запоминающие и. медленно забывающие; 2) быстро запоминающие и быстро забывающие; 3) медленно запоминающие и медленно забывающие; 4) медленно запоминающие и быстро забывающие. Это проявляется и в учебной деятельности. Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу, проявляющуюся в ответах на поставленные вопросы, ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить - ученики, способные быстро запомнить материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется? Тогда ученик с памятью второго типа (быстро запоминает и быстро забывает) может получить хорошую отметку, успокоиться, а к следующему уроку уже ничего не помнить.

Контрольные вопросы

1. Какие приёмы можно использовать для развития внимания в учебном процессе?

2. Какие психологические факторы следует учитывать для развития запоминания в учебном процессе?

 

Задания и вопросы для самостоятельного изучения

1. Выделите и охарактеризуйте этапы формирования действий (психологических действий), входящих в умение учиться.

2. Выделите и охарактеризуйте этапы формирования специфических приёмов познавательной деятельности

 

Семинарское занятие № 6 (2 часа)

 

Тема: Формирование мотивации учения

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие мотивации учения, ее структура. Влияние мотивации учения на результаты учебной деятельности.

2. Особенности мотивации учения младших школьников, подростков и старших школьников.

3. Основные пути формирования мотивации учения.

 

 

Основные понятия:

Мотивация учения

Мотивы учения

Познавательные мотивы

Социальные мотивы

Смысл учения

Интересы

Отношение к учению

Рекомендуемая литература:

Учебники и учебные пособия

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., 2005 С. 217 – 233.

2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. учеб. заведений. – М., 2006. – С. 165-170.

3. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М., 2000. – С. 133-149.

Научные источники

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М, 2001

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. – Воронеж, 1995. – С. 55-92.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000. – С. 253-265.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1996.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.