Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Внимание




Задачи

Тест

Задачи

Тесты

Тест:

1. Имя Симонова соотносится в теориях эмоций с подходом:

а) информационным;

б) когнитивно-аффективным;

в) периферическим;

г) интеллектуализма.

2. Любой термин в психологии эмоций должен рассматриваться в контексте:

а) языкового значения;

б) знакового текста;

в) аффекта;

г) смысла породившей культуры, научной традиции.

3. Из всех трёх типов агрессии наибольшей осознанностью и импульсивностью обладает агрессия:

а) экспрессивная;

б) враждебная;

в) инструментальная;

г) динамическая.

4. Конечной целью любой деятельности является:

а) упорядочение мотивов в чёткую иерархию;

б) развитие интеллекта;

в) удовлетворение потребностей;

г) постановка новых задач.

5. В концепции Рубинштейна относительно устойчивые личностные установки относятся к категории чувств:

а) безобразных, абстрактных;

б) предметных;

в) органических;

г) обобщённых.

6. Термин, в основе которого лежит значение со смыслом «нападать», − это:

а) гнев;

б) агрессия;

в) тревожность;

г) фрустрация.

7. В психологии эмоций вся совокупность феноменов, относящихся к эмоциям, называется эмоциональной:

а) сферой;

б) операцией;

в) плоскостью;

г) категориальностью.

8. Попытка упорядочить известные классы эмоций на шкале была предпринята:

а) Вудвортсом;

б) Мэрфи;

в) Шлосбергом;

г) Дарвином.

9. Импульсивный, тормозной, генерализованный – это разновидности:

а) эмоционального стресса;

б) агрессии;

в) заключительной фазы аффекта;

г) фрустрации.

10. Эмоции как средство свёрнутого опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию:

а) прогностическую;

б) эвристическую;

в) интеллектуальную;

г) экспрессивную.

11. Эволюционно закрепившийся готовый стереотипный способ по разрешению биологически предусмотренных внештатных ситуаций, − это:

а) аффект;

б) комплекс неполноценности;

в) мотив;

г) эмоция.

12. Эмоции как средство опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию:

а) оценочную;

б) предвосхищающую, прогностическую;

в) синтезирующую;

г) эвристическую.

13. Связь интеллекта и аффекта носит характер:

а) взаимоисключения;

б) взаимообратного перехода;

в) рядоположенности;

г) взаимодополнения.

14. Эмоции по уровню значимости и иерархии психических инстанций подразделяются на:

а) нормальные перверсные;

б) высшие и низшие;

в) яркие и приглушённые

г) атрофированные, системные и гипертрофированные.

15. Дистресс – это стресс, который:

а) поддерживает и защищает гомеостаз;

б) оказывает двоякое, противоположное по результатам воздействие;

в) оказывает дезорганизующее воздействие;

г) является сложным полизависимым.

16. Агрессия, по сравнению с гневом, изменяется:

а) линейно, соразмерно;

б) так же;

в) более интенсивно;

г) менее интенсивно.

17. Эмоции пронизывают все:

а) поступки;

б) операции;

в) процессы памяти;

г) процессы восприятия.

18. Класс психологических образований, характеризующийся временным своеобразием психической деятельности, называется:

а) психические процессы;

б) психические свойства;

в) психологическая работоспособность;

г) психические состояния.

19. Форма эмоционального состояния, возникающая в экстремальной ситуации и приводящая к нервно-психологической мобилизации сил, называется:

а ) стресс;

б) страсть;

в) страх;

г) страдание.

 

 

Задача 1.

Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность.

А. Урок английского языка.

Ребята принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время учитель Мельников заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь. [ Матвеева.Т. Раздумья о фильме «Доживем до понедельника» − Правда,1 ноября. − 1969]

Б. Досадное чувство собственного безволия возникает в тех случаях, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь. (По П М.Якобсону, 1966)

В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?». Ребята бросились врассыпную прежде, чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали, но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно. (По К.К.Платонову.)

Г. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по по­воду смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность. (По В.С. Мерлину, 1968)

 

 

Задача 2.

1. Оцените правильность или ошибочность педагогического воздействия на детей.

2. Дайте обоснование оценкам.

А. Урок математики, который ведет опытный старый учитель. Девочка-старшеклассница, только что безуспешно отстоявшая полчаса у доски и получившая вполне законную двойку, направ­ляясь к своей парте, прошептала: «Осел». Получилось достаточ­но громко и выразительно. Класс замер в ожидании реакции учителя. Слышно было, как тикают часы. И вдруг учитель улыб­нулся: «Наверное, так и есть, детка, раз, взявшись учить вас, я не сумел выучить». Девочка разрыдалась. [Овчинникова И. Думать и еще быть добрым.− Неделя, − 1966 − № 41.]

Б.. В одной из школ Новгородской области шестиклассники забрались на пришкольный огород, где и полакомились вволюшку цветной капустой. Плохо? Очень. И вот мальчишек приводят в учительскую, наваливают перед ними на столе груду кормо­вой брюквы и не выпускают до тех пор, пока они все не съедят. [Овчинникова И. Думать и еще быть добрым.− Неделя, − 1966 − № 41.]

 

В. Возвращаясь из детского сада, мальчик сказал матери, что его больше в группе никто не любит. «Витя все себе и для себя старается делать, везде стремится быть первым, всеми командовать», − пояснила матери воспитательница. Была продумана система. Ему дается поручение купить деду газету, и затем дед горячо и долго благодарит внука за заботливость. В квартире одно кресло, которое занимал Витя. Теперь бабушка жалуется, что ей очень неудобно сидеть на стуле, мать предлагает Вите уступить кресло бабушке, мальчик с неудовольствием это делает, вынужденно. Но бабушка говорит: «Ай да Витя! Какой хороший мальчик, позаботился о бабушке». Слава забыл купить цветные карандаши, и ему грозит двойка по рисованию. Тогда по подсказке мамы Витя с неудовольствием отдает Славе свои карандаши и на следующий день вместе со Славой радуется, что тот получил пятерку благодаря услуге Вити. [ Березина У. У меня растет сын. − М., 1971− С.23.]

 

 

Тема 8: Психология мотивации

1. Одним из главных источников мотивов человеческой активности является:

а) рефлекс;

б) потребность;

в) ощущение;

г) мышление.

2. Важной характеристикой потребности является……, т.е. способность актуализировать и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводить вновь.

3. Осознание человеком специфического дефицита между личностью, организмом и средой называется:

а) отношением;

б) деятельностью;

в) потребностью;

г) индивидуальностью.

4. Внутреннее, исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение) к определенным действиям, ориентированным на удовлетворение потребности или достижение желаемого, называется:

а) фрустрацией;

б) толерантностью;

в) мотивом;

г) влечением.

5. Мотив (от латинского movere) означает:

а) любить;

б) толкать, приводить в движение;

в) определять;

г) существовать.

6. Совокупность процессов формирования, функционирования, взаимодействия и преобразования мотивов людей называется:

а) мотивацией;

б) направленностью;

в) причиной;

г) ассимиляцией.

7. Мотивация – это…….. разнообразных мотивов, управляющих какой-либо деятельностью на протяжении некоторого времени.

8. Установка – внутреннее состояние……… человека специфическим образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к определяющим объектам.

9. ………– это унаследованная схема поведения, величайшая целесообразность, механизм, обеспечивающий удовлетворение потребностей.

10. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:

а) базовыми;

б) предметными;

в) эмоциональными;

г) функциональными.

11. Из мотивирующих факторов: 1) эмоции, 2) потребности, 3) установки, 4) инстинкты – за характер динамики поведения отвечают:

а) 2,3;

б) 2,4;

в) 1,4;

г) 1,3.

12. По З.Фрейду, любая активность человека определяется:

а) познавательной потребностью;

б) игрой;

в) смыслом жизни;

г) инстинктом.

13. Актуализирующиеся потребности характеризуются:

а) отсутствием эмоций;

б) обязательным требованием инициации активных действий субъекта;

в) наличием объективных внешних требований;

г) отсутствием требований инициации активных действий субъекта.

14. По Д.Б.Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

а) мотивационно-потребностную;

б) эмоциональную;

в) мотивационную;

г) потребностную.

15. Смыслообразующие мотивы образуют смысл:

а) эволюционный;

б) биологический;

в) социальный;

г) личностный.

16. Мотив, изменение которого коренным образом меняет направление развития личности, называется:

а) актуальным;

б) ведущим;

в) предметным;

г) конкретным.

Задания

1. Вставьте в схему нужные утверждения:

 

МОТИВ  

 


 

УТВЕРЖДЕНИЯ

1. доказательство чего-либо;

2. побудительная причина;

3. отношение;

4. повод к какому-либо

действию;

5. нужда в чем-либо.

 

 

2. Структура мотива включает следующие компоненты: осознаваемый, эмоциональный, когнитивный. Проанализируйте данные компоненты по степени значимости.

 

3. Попытайтесь определить содержание слова «мотив» с разных позиций:

1) с точки зрения психологии, мотив это −…;

2) в художественной литературе мотив это −…;

3) в музыке мотив это −….

 

 

Задача 1.

Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности.

Укажите, какие из положений, приведенных ниже, характеризуют фрейдистское, неофрейдистское, а какие – диалектико-материалистическое понимание источников активности личности.

А. Основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой деятельности человека.

Б. Основным источником активности личности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания.

В. Основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособиться к социальным требованиям.

Задача 2.

Укажите, к какому виду мотивов относятся приведенные ниже проявления влечений, желаний, интересов и убеждений.

 

А. Рабочий Виктор П. по состоянию здоровья попросил путевку в санаторий.

Б. Услышав раскаты первого весеннего грома, ребята в классе быстро приумолкли.

В. При объяснении нового материала учителя часто используют яркие наглядные пособия, красочные примеры, задают классу неожиданные вопросы и т.д. Эти приемы, как правило, способствуют вовлечению учащихся в активную мыслительную деятельность и дают желаемые результаты.

Г. Катя была добросовестной и активной не только в учебной, но и в общественной жизни школы. У девочки слово никогда не расходилось с делом. Она смело могла критиковать самую лучшую подругу за нарушение правил поведения, никогда не принимала необдуманных решений, первой шла на помощь к товарищам.

Задача 3.

1. Определите, изменилось ли отношение испытуемых к заданию в описанном эксперименте. Если изменилось, то в какую сторону. Почему?

2. Как называется это явление?

От испытуемых требуют выполнять скучное и бессмысленное задание до тех пор, пока у них не появится отрицательное отношение к деятельности. После этого им предлагают самим выступить в роли экспериментатора и предложить то же самое задание другим испытуемым. При этом в инструкции они должны сообщать, что опыт интересен и имеет научное значение. За участие в роли экспериментатора бывшие испытуемые получали вознаграждение. В заключительной фазе опыта настоящий экспериментатор расспрашивает этих испытуемых об отношении к первоначально выполненному ими заданию.

Задача 4.

Как называется явление, проявившееся в эксперименте?

Испытуемые вначале очень доброжелательно относились к трудным экспериментальным занятиям, требовавшим сообразительности. Но после ряда непрерывных отрицательных оценок работы испытуемые стали с раздражением отказываться и от задачи, гораздо более легкой.

 

 

Задача 5.

1. Изменилось ли у студентов каждой группы прежнее отрицательное отношение к предполагаемой реформе высшего образования? Почему?

2. Как называется это явление?

Студенты должны были написать статью, доказывающую, что надо продлить на один год обучение в вузе. Это положение противоречило их собственному мнению. Студенты одной экспериментальной группы знали, что их статья должна служить материалом для комитета по пересмотру учебных планов университета. В другой экспериментальной группе студентам сказали, что статья предназначалась для издательства, заинтересованного в распространении новых учебников. После эксперимента студентов снова спросили о том, как они относятся к продлению срока обучения в вузе. (По В.С.Мерлину, 1971)

 

 

Задача 6.

Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует: а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) интерес; г) особенности темперамента.

 

А. Десятиклассник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни.

Б. С каждым днем угасая от тяжелых ран, Воробьев страстно живет интересами дорогой ему Родины. Он проявляет к людям большую любовь, одновременно требовательную и нежную. Воробьев вдохновляет летчика Алексея Мересьева на новый подвиг, рассказав о русском летчике эпохи первой мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию. На мучительные сомнения Андрея комиссар Воробьев восклицает: «А ты же советский человек!», − выражая в этих словах глубочайшую веру в моральное величие советских людей. (По Н.Д.Левитову)

В. Таня А., ученица IV класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо.

Г. В семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в Саратовское училище, а после службы в советской армии учился в Москве. Теперь он видный художник. (По А.Г.Ковалеву)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.