Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Мышление




Тест

1. С точки зрения психоанализа забывание представляет собой:

а) вытеснение;

б) угасание;

в) интерференцию;

г) замещение.

2. К видам образной памяти из ниже перечисленных относятся:

а) зрительная;

б) эмоциональная;

в) словесно-логическая;

г) двигательная.

3. По сравнению с завершенными действиями незавершенные воспроизводятся:

а) лучше на 50%;

б) лучше на 100 %;

в) хуже на 50 %;

г) хуже на 100 %.

4. Выберите наиболее правильный ответ. Память различается по: 1) быстроте запоминания; 2) объему запоминаемого; 3) прочности или длительности; 4) точности.

а) 1,2;

б) 1,3;

в) 1,2,3;

г) 1,2,3,4.

5. Законы образования ассоциаций были открыты:

а) А.Г. Эббингаузом;

б) Фрейдом;

в) Платоном;

г) Аристотелем.

6. Непроизвольное запоминание всегда характеризуется: 1)продуктивностью, 2) изобретательностью, 3) эффективностью, 4) спонтанностью.

а) 1,4;

б) 1,3,4;

в) 4;

г) 2,4.

7. Расположите в правильной последовательности (согласно закону регрессии) стадии восстановления памяти: 1) восстановление знаний и умственных навыков; 2) памяти на чувства; 3) памяти на недавние события; 4) телесных навыков:

а) 4,2,1,3;

б) 2,1,3,4;

в) 3,1,2,4;

г) 3,4,2,1.

8. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены:

а) Дж.Уотсоном;

б) У.Найссером;

в) А.Г.Эббингаузом;

г) Б.В.Зейгарник;

9. В серии экспериментов П.И.Зинченко было установлено, что запоминание фоновых раздражителей выше всего:

а) у взрослых;

б) у старших школьников;

в) у дошкольников;

г) у младших школьников.

10. Связи между представлениями памяти могут быть: 1) ассоциативными, 2) структурными, 3) смысловыми.

а) 1,2,3;

б) 1;

в) 1,2;

г) 1,3.

11. По отношению к остальным видам памяти у человека ведущей является память:

а) двигательная;

б) словестно-логическая;

в) образная;

г) эмоциональная.

12. Ультрократковременная память также называется:

а) рабочей;

б) сенсорной;

в) оперативной;

г) моторной.

13. Выберите наиболее точный вариант ответа. К основным положениям теории Н.А.Бернштейна относятся принципы: 1) многоуровневого построения движений, 2) активности, 3) рефлек­торного кольца, 4) пофазного формирования навыка, 5) повторения без повторения.

а) А) 1,4, 5;

б) 2, 3,4;

в) 1,2, 3,4, 5;

г) 1,2,4,5.

14. Интериоризация — это процесс...:

а) культурно-исторического развития внешних знаков-средств;

б) культурно-исторического развития способов опосредствованного запоминания;

в) перехода внешних знаков - средств во внутренний план;

г) опосредствованного запоминания с помощью внешних средств-стимулов.

15. С точки зрения бихевиоризма фактором, влияющим на запоминание, является:

а) положительное и отрицательное подкрепление;

б) наказание;

в) положительное подкрепление;

г) поощрение.

 

 

Задачи

Задача 1.

Ниже описаны действия человека, характеризующие раз­личные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) прояв­ляется в описанных действиях.

А. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С.Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгоре­лись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Сов­ременника». Когда же это было? Это был год большого поли­тического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году». (По Л. И.Розову)

Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памя­тью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не озна­чающая сложная математическая формула. Щ. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем воз­вращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. (По А.Р.Лурия, 1968)

В. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радо­стно бросается ему навстречу.

— Вы?! Это вы?!

— Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

— А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

—А! Так вы...

Г. Ученик излагает материал по истории заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошен­ный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.

Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

 

 

Задача 2.

1. Какой вид запоминания проявляется в описанных экспе­риментах?

2. В каком случае испытуемые должны были лучше запом­нить числа и почему?

Группе учащихся IV класса предложили решить пять про­стых арифметических задач. В другом эксперименте те же ис­пытуемые должны были сами придумать пять аналогичных задач. После этого учащихся неожиданно попросили воспроизвести числа из условий всех десяти задач. (По И М Палею, 1966)

 

Задача 3.

Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса гимнастических упражнений. Определите, в какой группе испытуемых запоминание было более эффективным и почему.

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнения, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроиз­ведением должна была придумать сходное по структуре движение.

 

Задача 4.

На основании описанных опытов определите, какая группа испытуемых лучше запомнит предложения. Почему?

Одной группе испытуемых давали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки. Ис­пытуемые должны были прочесть предложения и исправить ошибки. Другая группа испытуемых также получала шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки. Испытуемые после прочтения каждой фразы должны были указать на ошибку. После окончания ра­боты обеим группам испытуемых неожиданно предлагалось воспроизвести предложения.

 

Задача 5.

Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему?

Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. Один испытуемый несколько раз подряд повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37 с годом смерти А.С.Пушкина (1837), а 17 с годом Октябрьской революции (1917). (По И. М.Па­лею, 1966)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.