Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации. Международные валютно-кредитные и финансовые




Международные валютно-кредитные и финансовые

 

Эти учреждения появились в текущем столетии, создавались и действуют на основании межгосударственных соглашений и призваны регулировать международные экономические отношения. В их состав входят Банк международных расчетов, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и небанковские институты, в частности – Международный валютный фонд и др. Они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН - МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую организацию. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

– объединить усилия сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

– осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

– совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ.

Международный валютный фонд (МВФ) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов и иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г.

СССР принял участие в Бреттон-Вудсской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. По той же причине в 50-60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих – руководящий орган МВФ – состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат – исполнительный орган – включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в установленных МВФ валютах стран-участниц.

В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть – многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.

Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран – экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях достаточно 70%.

Основными функциями МВФ являются:

– содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

– поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;

– предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему, валютно-кредитные организации. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии – в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан – в апреле 1993 г.).

Международный банк реконструкции и развития начал функционировать с июня 1946 г. в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН органа. По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) – в 1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) – в 1960 г., (МЦУИС) – в 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) – в 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР – родоначальника и центральное звено Группы – именуют Всемирным банком (ВБ).

Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

Всемирный банк является самым мощным подразделением Группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 180 стран. Каждая из них, в зависимости от квоты в МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером является США, имеющее приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%.

Совет управляющих – высший руководящий орган Банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменения размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире. Президент банка является и его председателем. Совет состоит из 24 человек – по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7000 человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.

Основными функциями ВБ являются:

– инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений – от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

– аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

– постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;

– посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами;

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долл. ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно:

– выделение ресурсов – только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

– принятие инвестиционных решений – исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

– отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;

– направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7-7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.

За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму, превышающую 300 млрд. долл., что в два раза опережает масштабы МВФ.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 году для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у ВБ.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий – от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Одними из главных принципов деятельности МФК являются финансирование не более 25% общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл.

Средства МАР формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад в пополнение средств Ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл., ее членами являются 159 стран.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 году для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

В настоящее время выдаваемые Агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд долл. Членами МАГИ являются 132 страны.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 30.

Взаимодействия РФ с Группой Всемирного банка. Российская Федерация, осуществляя переход к рыночной экономике, стала получать поддержку Группы ВБ с середины 1992 года и является сейчас одним из крупнейших ее партнеров. Банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора страны. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора. С 1993 г. в Москве функционирует постоянное представительство ВБ с численностью сотрудников около 50 человек.

Со времени вступления в ВБ на реализацию 37 проектов России было выделено займов на сумму более млрд. долл. Однако наша страна не лидирует по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показатель составляет 12,5 долл., то у Армении, например, – 24,2 долл.

Банк прогнозирует дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной и в недалекой перспективе готов увеличить объемы займов до 2-3 млрд.долл. в год. Однако это связано с нередко возникающими в РФ проблемами своевременного и целевого, использования предоставленных средств, что отметалось экспертами ВБ. Тем не менее, в России в настоящее время функционирует крупнейший за всю историю Банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году. Это заем на реформирование системы социальной защиты сроком на 17 лет в размере 800 млн. долл. (три транша по 300, 200 и 300 млн. долл.).

Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляются МФК. Она проводит также исследовательскую и консультативную работу. В настоящее время суммарный объем инвестиций Корпорации по более 20 проектам превысил 400 млн. долл.

Оказывая поддержку Российской Федерации, Группа ВБ нередко взаимодействует с другими международными организациями. Например, ВБ и Европейский банк реконструкции и развития недавно предоставили совместный заем на реализацию Проекта развития финансовых институтов в России. Для повышения эффективности деятельности российского банковского сектора до уровня мировых стандартов аккредитованные в рамках Проекта банки получили на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам с целью совершенствования качества предоставляемых услуг, модернизации технического обеспечения и т.д.

Важную роль на международном финансовом рынке играют Лондонский и Парижский клубы кредиторов. В настоящее время Россия является членом этих клубов.

В Парижский клуб кредиторов Россия вступила в 1997 году в качестве страны-кредитора, надеясь ускорить процесс погашения долга, который образовался еще у бывшего Советского Союза. Однако из числа российских должников только 25 работают с Парижским клубом (Вьетнам, Эфиопия, Алжир, Йемен, Мозамбик и др.). Они должны России 50 млрд. долл. Не входят в члены клуба основные должники России - Куба, Монголия, Афганистан, Сирия и др.

В соответствии с положением клуба значительная часть долгов списывается, или долги могут быть проданы.

Благодаря содействию Парижского клуба, Россия получила возможность в бюджете 1999 года предусмотреть поступление около 3,5 млрд. долл. В счет погашения кредитов, ранее представленных бывшим республикам СССР.

Лондонский клуб кредиторов объединяет более 600 коммерческих банков, которые кредитовали в основном развивающиеся страны. В отличие от Парижского клуба, занимающегося проблемами правительственных кредитов, Лондонский клуб занимается задолженностью перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой страхования.

Россия, принявшая на себя долговые обязательства бывшего Советского Союза, должна была членам Лондонского клуба около 40 млрд. долл. В погашении этого долга систематически предоставлялись отсрочки. Всего было предоставлено более 20 отсрочек. Однако состояние российской экономики было настолько неудовлетворительно, что внешний долг, даже с учетом предоставленных отсрочек, приходилось погашать за счет привлечения новых кредитов от международных финансовых организаций или участников Парижского или Лондонского клубов.

Европейский инвестиционный банк ( ЕИБ) учрежден в 1958 году странами – членами ЕС. Целями создания Банка провозглашались долгосрочное (20-25 лет) финансирование слаборазвитых регионов, осуществление отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30-40 лет) кредитование ассоциированных участников.

Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и Директорат - президент и несколько его заместителей возглавляют Банк. Такие страны, как Германия, Франция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала. Размер резервов капитала превышает 10% уставного фонда.

ЕИБ привлекает средства на европейском и международном рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинал которых выражается в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций – основные направления вложений Банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам, могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Такие страны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия являются лидирующими заемщиками Банка.

В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым Банк предоставляет финансовую поддержку.

Европейский банк реконструкции и развития. Россия является участником Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), образованного в 1990 г. (принята в 1994 г.). Акционерный капитал банка в размере 10 млн. евро делится на 1 млн. акций номиналом 10 евро каждая. Россия считается одним из ведущих акционеров; на ее долю приходится 4% всех акций.

Главная задача ЕБРР заключается в содействии переходу европейских стран к открытой рыночной экономике. Для этого он оказывает содействие развитию и расширению конкурентоспособного частного сектора, прежде всего – малых и средних предприятий, способствует мобилизации иностранного и местного капиталов для развития предпринимательской деятельности; направляет инвестиции в объекты инфраструктур, обеспечивающих условия для развития частных предприятий.

В отличие от других международных финансовых организаций, в уставе ЕБРР указывается, что банк осуществляет свои операции только в странах, которые привержены принципам многопартийной демократии, плюрализму и рыночной экономике. Банк обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в частный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется. ЕБРР выдает свои кредиты через посредников, которые могут наилучшим образом удовлетворить потребности мелких и средних предприятий.

До августовского кризиса Россия была одним из основных получателей финансовых ресурсов ЕБРР. Ей было предоставлено 25% выданных этим банком кредитов. После августовского кризиса кредитная политика ЕБРР в отношении России пересмотрена в направлении индивидуального подхода к рассмотрению каждого проекта инвестирования с точки зрения его устойчивости на финансовом рынке.

Основными функциями ЕБРР являются: прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала; финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.

 


Библиография

1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: 2006. – 520 с.

2. Баликоев В.З. Общая экономичная теория: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / В.З. Баликоев. – 10-ое изд., испр. – Москва: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. – 737с.: ил., таб. – (Высшее образование).

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 256с.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы и ответы: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юридич. фирма «Контакт»: ИНФРА-М, 2007. – 192с. – (Высшее образование)

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – 4-е издание, перераб. и допол.– М.: Высшее образование, 2007. – 391с. – (Основы наук).

6. Буглай В.Б., Ливенцев И.И. Международные экономические отношения: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. Н.Н. Ливенцева. М.: Финансы и статистика, 2001. – 420 с.

7. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – 3-е изд. М.: 2003. – 360 с.

8. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. – 4-е изд., доп. и перер. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 224с. – (Вопрос-ответ)

9. Гурова И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: тесты, упражнения, проблемные ситуации. – М.: Дело, 2003. – 228 с.

10. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003.- 320 с.

11. Иноземцев В.Л. На рубеже эпох: экономические тенденции и их неэкономические следствия. – М.: Экономика, 2003. – 420с.

12. Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Международные отношения, 2002. – 560 с.

13. Косьмин А.Д. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / С.Е. Метелёв, Е.С. Дубенская – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006 - 612с.

14. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / рук. авторского коллектива и научн. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040 с.

15. Кузнецов В. С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. М.: РОССПЭН.2001. – 186 с.

16. Макроэкономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. -36 с.

17. Мартынов В.А. Инновационные контуры мировой экономики. Прогноз развития на 2005–2015 гг., М.: Российская академия наук, 2003. – 320 с.

18. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник для вузов 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. проф. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.

19. Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов и др. М.: ТК Велби, 2003. – 260 с.

20. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. 4-е изд.. перераб. и доп. Под ред. проф. Е.В. Рыбалкина. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 318 с.

21. Микроэкономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 44 с.

22. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/ Под ред. И.С. Королева. М.: Экономисту 2003. – 226 с.

23. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристь, 2003. – 188 с.

24. Ливенцев Н. Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала. (Инвестиционная политика зарубежных стран). М.: Экономист. 2004. – 240 с.

25. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2003. – 360 с.

26. Нижегородцев Р.М. Курс общей экономики / Р.М. Нижегородцев, Р.М. Гукасьян, В.И.Крышка, Е.Ю. Иванов, Н.А. Падалкин; под общ. ред. РМ. Нижегородцева, Р.М. Гусейнова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 460с.

27. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – М.:КНОРУС, 2007. – 800с.

28. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов., 2-ое изд., перераб. и допол. – М.: Норма, 2006. – 672с.: ил.

29. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2007. – 384с.: ил. – (серия «Учебник для вузов»)

30. Страны мира и международные организации: Справочник / Под ред. проф. В.Н. Филатова. М.: УНИИНТЕХ, 2004. – 700 с.

31. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. Флинта-Наука / Под ред. Н. П. Фигурновой. – М., 2004. – 416 с.

32. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 336с.

33. Экономика: Учебное пособие для неэкономических специальностей вузов/ В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецов, О.А. Пак, Э.В. Соболев/ Под ред. д-ра эк. наук, проф. В.А. Сидорова. – М.: Экономика, 2007. – 302с. – (Homo faber).

34. Экономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, Д.В. Семенюк, НА. Потапова, Н.А. Никонова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005.– 88 с.

35. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. акад. И.Видяпина, акад. Т.П. Журавлёвой, - 4-ое изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с. – (Высшее образование).

36. Экономическая теория: учебник / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова [и др]; под ред. И.П. Николаевой. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.; ТК Велби, Из-во Проспект, 2007. – 576с.

37. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е издание. – СПб.: Из-во СПбГУЭФ; Питер, 2007. – 544с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)

38. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авторов; под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 688с.

39. Экономическая теория: Учебник. – Изд. исп. и доп. / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672с. (100 лет РЭА им. Плеханова).


[1] Роббинс Л. Предмет экономической науки. – М.: 1993, т. 1, вып. 1, стр. 18

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.