Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1
Человечество на рубеже новой эры
|
| 4
| 2
|
Ускорение научно-технического развития и его последствия (технологии новой эпохи; транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы; биохимия, генетика, медицина; электроника и робототехника) Основные черты информационного общества (инновационная революция; автоматизация и роботизация производства; индустрия знаний).
| 2
|
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу: «Прогноз темпов и направлений развития научных знаний в XXI в».
| 2
|
|
Раздел 2
Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XIX вв.).
|
| 11
|
|
Тема 2.1
Страны Запада и США на рубеже XX-XIX вв
| Кризис «общества благосостояния» (причины кризисов в развитых странах; коммунисты и левые правительства в Европе; новые левые; неоконсерватизм). Страны Запада на рубеже ХХ и ХХI вв (этапы развития социал-демократии; США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму; массовые движения).
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу:«Перечень доминирующих политических сил (идеологий) в современной Европе и США».
| 2
|
|
Тема 2.2
Восточная Европа
воII п. XX – нач.XХI вв
| Восточная Европа после социализма ( крах социалистической системы;изменение курса во внутренней и внешней политике). Направление экономических реформ и их результаты ( переход от социалистической модели к рыночным отношениям;страны Восточной Европы и Евросоюз).
| 2
| 2
|
Тема 2.3
Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации
| Китай и китайская модель. Японское «экономическое чудо». Новые индустриальные страны (НИС). Послевоенное развитие Индии. Исламский мир. Страны Центральной и Южной Африки. Латиноамериканские страны
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа:
Преобразовать текст лекции в форму сравнительной таблицы: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки на пути модернизации»
| 1
|
|
Обобщение по разделу
| Семинарское занятие
| 2
| 2
|
Раздел 3
Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в кон. XX – нач. XIX вв
|
| 8
|
|
Тема 3.1
Теория и практика конфликтов на рубеже ХХ – ХХI вв
| 3. Общая характеристика конфликтов ХХI века (понятие, классификация и роль конфликтов; причины конфликтов и пути их урегулирования). Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству. Вооруженные конфликты в СНГ. Югославия. Конфликты в странах Азии. Конфликты в странах Африки. Конфликты в Латинской Америки
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу:«Вооруженные конфликты мира на современном этапе».
| 2
|
|
Обобщение по разделу
| Семинарское занятие
| 2
|
|
Раздел 4
Интеграционные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
|
| 13
|
|
Тема 4.1
Глобализация мировой экономики
| Возникновение ТНК и ТНБ (предпосылки развития глобализационных процессов; глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики; последствия глобализации мировой экономики). Глобализация мировой экономики
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа:
Составить словарь терминов: глобализация, интернационализация, интеграция, модернизация, инновация, информатизация, транснационализация, конкурентное соперничество, информационно-коммуникативные технологии, трансграничность.
| 1
|
|
Тема 4.2
Интеграция в Европе и в Северной Америке
| Интеграционные процессы (экономическая взаимозависимость государств; противоречия и конкуренция в информационном обществе). Развитие интеграционных процессов в Европе
(этапы западноевропейской интеграции; достижения и противоречия европейской интеграции; интеграционные процессы в Европе на современном этапе). Интеграционные процессы в Северной Америке (НАФТА, НАТО).
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу «Основные этапы западноевропейской интеграции». Ответить на вопрос: Какие выводы можно сделать на ее основе о развитии интеграции?
| 2
|
|
Тема 4.3
Государства СНГ и Россия в мировом сообществе
| 6. Интеграция в рамках СНГ (развитие Содружества Независимых государств; особенности политического и экономического развития отдельных стран СНГ. Россия в мировом сообществе (Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории). Татарстан в эпоху глобализации.
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа:
Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Татарстан в эпоху глобализации»
| 2
|
|
Обобщение по разделу
| Семинарское занятие
| 2
|
|
Раздел 5
Международные организации в современном мире
|
| 12
|
|
Тема 5.1
Складывание новой системы международных отношений
| Понятие и классификация международных организаций. Современные международные организации (Организация Объединенных Наций; Всемирная торговая организация; МВФ и Всемирный банк; Движение неприсоединения; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; иные международные организации).
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа:
Используя материалы Интернета и текущей прессы, описать структуру и задачи наиболее влиятельных международных организаций в современном мире.
| 2
|
|
Тема 5.2
Проблемы нового миропорядка
| Мировой прядок: понятие и основные измерения (понятие мирового порядка; горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка). Проблемы нового миропорядка (факторы, влияющие на становление нового миропорядка; проблемы нового миропорядка).
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа:
Написать эссе не тему: «Сравнительный анализ политики РФ и США на рубеже веков»
| 1
|
|
Тема 5.3
Геополитическое положение современной России и Татарстана
| 7. Россия и международные организации (Россия и Евросоюз; Россия и ВТО). Место России на международной арене (геополитический ренессанс России).
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа:
Написать эссе на тему: «Место России и Татарстана на современной международной арене»
| 1
|
|
Обобщение по разделу
| Семинарское занятие
| 2
|
|
Раздел 6
Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
|
| 14
|
|
Тема 6.1
Общественные науки, идеология и массовая культура
| Теория общественного развития (экономическая теория в современных условиях; социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей; структурализм как направление современной философской мысли). От конца идеологии к реидеологизации (концепция «конца идеологии»). Церковь и общество на рубеже веков (экуменическое движение). СМИ и массовая культура
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа:
Используя материалы Интернета и текущей прессы, составить рейтинг популярности продукции сферы досуга, например, «5 популярных мультфильмов», «5 попутных сериала», «5 популярных телешоу» и т.д
| 2
|
|
Тема 6.2
Новые направления в искусстве во II пол XX - нач.XIXвв.
| 8. От модернизма к постмодернизму (абстрактный экспрессионизм; поп-арт; авангардные течения в музыкальной и художественной культуре). Контркультура и культура молодежного бунта (парадокс молодежных движений). Подъем национальных культур
(массовизация национальных культур).
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа:
Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Национальная культура Татарстана на современном этапе»
| 2
|
|
Тема 6.3
Российское общество в эпоху перемен (1992-2010 гг.)
| 10. Перемены в начале 1990-х гг. (новые процессы в развитии культуры). Коммерциализация искусства и массовая культура (масскульт отечественного образца). Новая эстетика (постмодернизм и информационные технологии). Историко-культурное наследи (возрождение культурной среды). Религиозная жизнь (рост религиозного сознания).
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа:
Собрать и оформить в виде реферата или презентации информацию об одном из новых направлений искусства в современный период.
|
|
|
Обобщение по разделу
| Семинарское занятие
| 2
|
|
Раздел 7
Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
|
| 8
|
|
Тема 7.1
Международное право
| 5. Понятие и сущность современного международного права (назначение международного права; принципы международного права). Права человека как основа международного права (система защиты прав человека).
| 2
| 3
|
Тема 7.2
Международное право прав человека
| Всеобщая декларация прав человека. Пакты о правах. Договоры ООН по правам человека. Региональные инструменты по правам человека. Международные органы по защите прав человека.
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа:
Используя материалы Интернета и текущей прессы, составить обзор судебной практике международного суда на современном этапе (привести 2-3 конкретных примера).
|
|
|
Обобщение по разделу
| Семинарское занятие
| 2
|
|
Итоговое занятие
(зачет)
|
| 2
|
|
Всего:
| 72
|
|