Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗАНЯТИЕ 11. Обратная матрица: определение, способы вычисления. Матричные уравнения и способы их решения




☺ ☻ ☺

Пример 111: Найти обратную матрицу для матрицы: .

Решение:

Способ- 1. Используя выражение = , выполним действия:

1) Вычисляем определитель заданной матрицы: d = = –1 → матрица существует.

2) Вычисляем матрицу = , где = – алгебраическое дополнение к элементу матрицы .

При построении матрицы для вычисления алгебраического дополнения , соответствующего элементу , будем выделять соответствующий минор при помощи полосок картона, закрывая элемент горизонтальной и вертикальной полосками. Это позволит видеть любой выделяемый минор и легко записывать для дальнейшего использования! Указанные действия рекомендуется выполнять на черновике!

* Выделим миноры: к элементу ; к элементу ; к элементу :

                                                           
    = 8;       = 5;       =–1,  
  -3                     -3    
  -5 -1                 -1                 -5            
                                                           

и вычислим алгебраические дополнения , , выделенных миноров:

= = 8; = = 5; = = –1;

* Выделим миноры: к элементу ; к элементу ; к элементу :

                                                           
  -4     = –29;           = –18;       -4   = 3,  
                 
  -5 -1                 -1                 -5            
                                                           

и вычислим алгебраические дополнения , , выделенных миноров:

= = –29; = = –18; = = 3;

* Выделим миноры: к элементу ; к элементу ; к элементу :

                                                           
  -4     = 11;           = 7;       -4   = –1;  
  -3                     -3    
                                         
                                                           

и вычислим алгебраические дополнения , , выделенных миноров:

= = 11; = = 7; = = –1;

3). Учитывая результаты вычислений, можем записать: = · .

Способ- 2. Записываем связку двух матриц : = . Далее одновременным преобразованием строк этой матрицы, добиваемся преобразования ее левой половины в единичную матрицу . Правая половина матрицы будет иметь вид .

1). Выполним операции: (1): [R3] –[R1]; [R1] –[R2]: имеем = .

2). Выполним операции: (2): [R2] –[R1]·2; [R3] –[R2]. (3): [R2]+[R3]·7; [R1] –[R2]. Имеем:

= (2) = (3) = .

3). Выполним операции: (4): [R1] – [R3] ·4. (5): [R2]·(–1), где R – строка. Имеем:

= (4) = (5).

4). Получена обратная матрица: в правой половине связки матриц.

Замечание: в рассмотренном примере Способ-2 по трудоёмкости вычисления матрицы может оказаться проще, чем Способ-1, если при вычислении не было ни одной ошибки; если случилась ошибка, необходимо всё пересчитать заново!

Ответ: А –1 = .

Пример 112: Найти обратную матрицу для матрицы: .

Решение:

Замечание: учитывая, что образное мышление у школьников чаще всего отсутствует, рекомендуем применять моделирование матриц размера при помощи матрицы размера (6,6).

Способ- 1. Используем выражение = .

Замечание: далее при вычислении необходимых алгебраических дополнений использование моделирования миноров защищает от ошибок в вычислениях!

1). Вычисление определителя матрицы не представляет труда (треугольного вида!): d =1 → невырожденная: обратная матрица существует: = .

2). Пусть . Для выделенного элемента запишем: = · = 1, так как минор при любом есть определитель треугольного вида. Это значит, что на главной диагонали матрицы располагаются 1.

    i                     i      
                             
i                  
                             
                i  
                             
                             
                                                 

Это значит, что на главной диагонали матрицы располагаются числа 1.

3). Пусть : выделены элементы матрицы под главной диагональю. Для выделенного элемента матрицы запишем алгебраическое дополнение = · .

  j                     j        
                             
i                
                             
                i
                             
                             
                                                     

Видим: все выделяемые миноры – определители треугольного вида, причём все элементы главной диагонали равны 1. В этом случае имеем: = . Если фиксировать столбец и передвигать полоску вниз в диапазоне , то легко заметить, что, знаки чередуются, начиная с минуса для положения полоски: . Это значит, что, перемещая полоску, мы рисуемстроки матрицы над главной диагональю.

4). Пусть : выделены элементы всего правого верхнего угла матрицы над главной диагональю. Вычисление алгебраических дополнений выделенных элементов начнём с рассматривания картинок:

    j                   j    
i                  
                             
                i  
                             
                             
                             
                                                     

Если фиксировать строку и передвигать полоску вправо в диапазоне , то легко заметить, что, знаки чередуются, начиная с минуса для положения полоски: . В то же время видим: все выделяемые миноры – определители треугольного вида, причём на главную диагональ при любом положении столбца попадает число 0. В этом случае имеем: =0 → =0. Это значит, что, перемещая полоску, мы рисуемстроки матрицы под главной диагональю: заполняя их нулями.

5). Учитывая результаты, полученные в пунктах 1÷4, можем записать обратную матрицу.

Способ- 2. Связку двух матриц будем моделировать матрицами размерности (5,5): такие матрицы обеспечат и наглядность процесса вычисления матрицы , и обобщение для любой размерности .

1). Применим элементарные преобразования к связке матриц и :

= = (1) = .

 

Выполнены операции: (1): [R4]–[R5]; [R3] –[R4]; [R2] –[R3]; [R1] –[R2].

2). Получена обратная матрица: в правой половине связки матриц.

Замечание: в рассмотренном примере Способ-2 значительно проще, чем Способ-1.

Ответ: А –1 = , матрица 5-го порядка вполне отражает матрицу для произвольного порядка.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Всегда ли возможно применение матрицы (A|Е) для вычисления обратной матрицы А-1?

2. Как проверить правильность вычисления матрицы А-1?

3. Как изменится обратная матрица А-1, если в матрице (A|Е) матрица A будет транспонирована?

4. Всегда ли возможна запись матричного уравнения: AXB = C?

5. Какой вид имеет запись решения матричного уравнения: AXB = C?

6. Какой порядок действий, выполняемых при решении матричного уравнения AXB = C?

7. Возможно ли решение матричного уравнения AXB = C в случае, когда матрицы A и B вырожденные?

Задачи для самоподготовки:

Пример C111: Найти обратную матрицу для матрицы: .

Ответ: = .

Пример C112: Решить матричное уравнение: · X = , или: .

Ответ: = , где , , → произвольные числа.

Пример C113: Решить матричное уравнение: · X · = , или компактно: .

Ответ: = .

< * * * * * >




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.