Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗАНЯТИЕ 14. Неоднородные системы уравнений. Общее решение систем уравнений с использованием теоремы Кронекера-Капелли




☺ ☻ ☺

Практическое использование теоремы Кронекера–Капелли при решении произвольной системы уравнений. Общая схема решения:

A 1 *: Вычисляем ранги: и для матриц и . Если: , то система решений не имеет. Пусть = = . Это значит, что определился общий для матриц и базовый минор: M . На этот минор будем ссылаться при построении общей схемы решения системы.

Замечание: в случае, когда система не имеет решений, учащийся доволен: задание уже выполнено; для специалиста возникшая ситуация сигналит о том, что наблюдение за процессом было некорректным при создании конкретного уравнения-модели и его нельзя учитывать!

A 2 *: В системе уравнений оставляем только те уравнения-строки, которые попали в базовый минор: остальные являются следствием выделенных.

Замечание: помня, что каждое уравнение системы имеет для специалиста особый смысл, стремятся так реализовать алгоритм выделения базового минора, чтобы наиболее интересные для специалиста уравнения попали в базовый минор!

A 3 *: В левой части каждого из оставшихся для дальнейшего решения уравнений оставляем те столбцов с неизвестными, которые попали в базовый минор: остальные неизвестные объявляем свободными и соответствующие столбцы с ними переносим в правую часть.

Замечание: процесс объявления некоторых неизвестных свободными для специалиста не является случайным: это варьируемые параметры процесса, при помощи которых можно выделять наиболее желательные реализации процесса!

A 4 *: Находим решения преобразованной системы уравнений, применяя формулы Крамера: определитель преобразованной системы не равен нулю!

A 5 *: Полученное решение системы называют общим: вычисленные по формулам Крамера неизвестные выражаются через свободные неизвестные. Присваивая свободным неизвестным произвольные значения, получаем частные решения.

Замечание: отметим ещё раз, что свободных неизвестных : их можно воспринимать как число степеней свободы процесса; вычисляемых неизвестных – .

••• •••

Пример 141: Исследовать систему уравнений: Найти общее решение и одно частное.

Решение:

1). Составим матрицы: = , = .

2). Найдем ранги матриц и . Начнём с матрицы системы . Не равных нулю миноров 2-го порядка несколько. Это значит, что . Выделим для окаймления минор (не равен нулю), расположенный в правом верхнем углу матрицы :

           
           
           
           

3). Окаймляющие миноры будем обозначать: , где – указывает номер отмеченной для окаймления строки, – указывает номер отмеченного для окаймления столбца. Тогда можем записать:

= =4· –8· +12· = m 1· (5)h 1· (4) + g 1· (1) =4·(5)–8·(4)+12·(1) =0;

Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам , , числа: (5), (4), (1) не изменяются. Это позволяет применить единый шаблон вычислений!

= = m 2· (5)h 2· (4) + g 2· (1) = 3·(5)–6·(4)+9·(1) =0;

= = m 3· (5)h 3· (4) + g 3· (1) = 3·(5)–7·(4)+13·(1) =0.

4). Так как все миноры 3-го порядка оказались равными нулю, то = =2. Это значит – система совместна.

5). Учитывая расположение не равного нулю минора, 3-е уравнение отбрасываем и свободными неизвестными объявляем и :

далее применяем правило Крамера:

=1; = = ; = =1.

6). Общее решение системы: = = ; = =1; частное решение получим при значениях: =–1, =1, → =0, =1.

Ответ: общее решение: = = ; = =1; частное решение: (–1,1,0,1).

Пример 142: Исследовать систему уравнений: Найти общее решение и одно частное.

Решение:

1). Составим матрицы: = , = .

2). Найдем ранги матриц и . Начнём с матрицы системы . Не равных нулю миноров 2-го порядка несколько. Это значит, что . Выделим для окаймления минор (не равен нулю), расположенный в правом верхнем углу матрицы :

    -2      
    -4      
    -6      
           

3). Окаймляющие миноры будем обозначать: , где – указывает номер отмеченной для окаймления строки, – указывает номер отмеченного для окаймления столбца. Тогда можем записать:

= =(–2)· –(–4)· +(–6)· = m 1· (–1)h 1· (–2) + g 1· (–1) =

= (–2)·(–1)–(–4)·(–2)+(–6)·(–1)=0;

Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам , , числа: (–1), (–2), (–1) не изменяются. Это позволяет применить единый шаблон вычислений!

= = m 2· (–1)h 2· (–2) + g 2· (–1) =3·(–1)–6·(–2)+9·(–1)=0;

= = m 3· (–1)h 3· (–2) + g 3· (–1) = 2·(–1)–3·(–2)+4·(–1)=0.

4). Так как все миноры 3-го порядка оказались равными нулю, то = =2. Это значит – система совместна.

5). Учитывая расположение не равного нулю минора, 3-е уравнение отбрасываем и свободными неизвестными объявляем и :

далее применяем правило Крамера:

=–1; = = ; = = .

6). Общее решение системы = = , = = , частное решение получим при значениях: = =1, → =1, =–1.

Ответ: общее решение системы = = , = = ; частное: (1,1,1,–1).

Пример 143: Исследовать систему: Найти общее и частное решение.

Решение:

1). Составим матрицы: = , = .

2). Найдем ранги матриц и . Начнём с матрицы системы . Не равных нулю миноров 2-го порядка несколько. Это значит, что . Выделим для окаймления минор (не равен нулю), расположенный в правом верхнем углу матрицы :

    -1        
    -3        
    -3        
    -2        
             

3). Окаймляющие миноры будем обозначать: , где – указывает номер отмеченной для окаймления строки, – указывает номер отмеченного для окаймления столбца.

Замечание: догадываемся, что после вычисления не нужно переходить к вычислению миноров , , , а вычислить раньше минор .

= =4· –8· +13· = m 1· (–2)h 1· (–1) + g 1· (0) =

=4·(–2)–8·(–1)+13·(0)=0.

Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минору , числа: (–2), (–1), (0) не изменяются. Это позволяет применить единый шаблон вычислений!

= = m 2· (–2)h 2· (–1) + g 2· (0) =1·(–2)–1·(–1)+2·(0) = –1≠0.

4). Интуиция сработала! Так как ≠0, то теперь будем окаймлять этот минор и вычислять окаймляющие миноры. Для удобства поменяем местами строки 3 и 4:

    -1        
    -3        
    -2        
    -3        
             

= =(–1)· –(–3)· +(–2)· – (–3)· ,

или: = m 1· (–6)h 1· (–1) + g 1· (0)q 1· (–1) =(–1)·(–6)–(–3)·(–1)+(–2)·(0)–(–3)·(–1) =0;

Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам , , числа: (–12), (14), (0), (–2) не изменяются. Это позволяет применить единый шаблон вычислений!

= = m 2· (–6)h 2· (–1) + g 2· (0)q 2· (–1) = 2·(–6)–6·(–1)+4·(0)–6·(–1) =0;

= = m 3· (–6)h 3· (–1) + g 3· (0)q 3· (–1) = 2·(–6)–3·(–1)+1·(0)–9·(–1) =0.

5). Следует: = 3. Учитывая расположение не равного нулю минора, 3-е уравнение отбрасываем и свободными неизвестными объявляем и :

далее применяем правило Крамера, учитывая, что определитель системы равен =–1:

= = = ;

= = =0;

= = =– .

6). Общее решение системы: = = ; = =0; = = ; частное решение получим при значениях: =1, =2, → =–1, =0, =1.

Ответ: общее решение: = = ; = =0; = = ; частное: (1,2,–1,0,1).

Пример 144: Исследовать систему уравнений: Найти общее решение и одно частное.

Решение:

1). Составим матрицы: = , = .

2). Найдем ранги матриц и . Начнём с матрицы системы . Не равных нулю миноров 2-го порядка несколько. Это значит, что . Выделим для окаймления минор (не равен нулю), расположенный в левом верхнем углу матрицы :

           
           
           
           

3). Окаймляющие миноры будем обозначать: , где – указывает номер отмеченной для окаймления строки, – указывает номер отмеченного для окаймления столбца. Тогда можем записать:

= = 3 –2 +1 = m 1· (–33)h 1· (–55) + g 1· (–11) =

=3·(–33)–2·(–55)+1·(–11) =0;

Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам , , числа: (–33), (–55), (–11) не изменяются. Это позволяет применить единый шаблон вычислений!

= = m 2· (–33)h 2· (–55) + g 2· (–11) = 1·(–33) –2·(–55)+7·(–11)=0;

= = m 3· (–33)h 3· (–55) + g 3· (–11) = 6·(–33) –4·(–55)+2·(–11) =0.

4). Следует: ранг матрицы : =2. Так как = =2, то система совместна.

5). Учитывая расположение не равного нулю минора, 3-е уравнение отбрасываем и свободными неизвестными объявляем и :

далее применяем правило Крамера:

= – 11; = = ; = = .

6). Запишем общее решение системы = ; = . Частное решение системы получим при значениях: =0, = 1 → = –1, = 1.

Ответ: общее решение системы = , = ; частное решение: (–1,1,0,1).

Вопросы для самопроверки:

1. Как практически применяется теорема Кронекера-Капелли при решении системы линейных уравнений?

2. Можно ли провести полное исследование системы уравнений без использования теоремы Кронекера-Капелли?

3. Может ли ранг расширенной матрицы быть равным 7, а ранг А -матрицы 8? а наоборот?

4. Могут ли ранги матриц А и равняться нулю?

Задачи для самоподготовки:

Пример C141: Исследовать совместность и найти общее решение системы линейных уравнений в зависимости от значения параметра :

Ответ: система имеет бесчисленное множество решений, если –1 = 0; если –1≠ 0, система имеет решение: = = = , откуда следует: если –2≠ 0, и не имеет решения при –2 = 0.

Пример C142: Исследовать систему уравнений: Найти общее решение и одно частное.

Ответ: система несовместна → решений нет.

Пример C143: Исследовать совместность системы уравнений: Найти общее решение этой системы.

Ответ: x 1 = x 4 + ; x 2 = ; x 3 = – x 4.

< * * * * * >




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.