Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о воспитании




Сущность и содержание процесса воспитания личности

Тематика рефератов

1. Роль образования в современном обществе.

2. Основные социальные функции образования.

3. Характеристика основных видов обучения.

4. Структура учебной деятельности.

5. Соотношение научения и психического развития учащихся.

6. Психологические основы развивающего обучения.

7. Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний. умений и умственных действий.

8. Дидактические аспекты компьютерного обучения.

9. Известные воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.

10. Основные тенденции развития системы образования в мире.

 


Общее представление о воспитании. Цель, общие закономерности и принципы воспитания. Важнейшие задачи и функции воспитания. Сущность методов воспитания и их классификация. Содержание воспитания. Составные элементы воспитательных технологий. Условия эффективного применения воспитательных технологий. Воспитание как феномен национальной культурыОсновные направления идеологической и идейно-воспитательной работы в коллективе.Особенности самовоспитания и перевоспитания личности в производственном коллективе.

Изменения в политике, экономике и социокультурной сфере в 90-х гг. XX в. в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, отразились на ценностных ориентациях, нормах и правилах поведения людей, осложнили процесс воспитания подрастающего поколения.

В связи с новыми социокультурными реалиями возникла необходимость определения новых теоретико-методологических и практических подходов к современному воспитанию, которые нашли свое отражение в «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».Эта концепция предлагает новые методологические и теоретические основы воспитания, определяет его стратегию, закономерности, цель, принципы и задачи, основное содержание воспитательной работы, раскрывает особенности и типы воспитательных технологий. В ней раскрываются структурные элементы понятия «воспитание» - ценности воспитания, воспитательная среда и воспитательный процесс.

Ценности воспитания – это значимые для человека природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.

Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность воспитуемого по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе.

Воспитание как организация процесса развития и саморазвития личности во многом определяется воспитательной средой, включающей в себя природные, социальные и культурные факторы. Оно тесно связано с повседневной жизнью, в которой существует индивид, с особенностями жизнедеятельности в регионах, состоянием его религиозности и социальной активности. Человек всегда является частью социального целого: народа, нации, региональной общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как субъект соответствующей культуры.

В каждом социуме и культуре воспитание обретает свою специфическую предметность и объект, предполагает особые методы и средства. Уже в силу поликультурной ситуации в обществе оно не может быть раз и навсегда однозначно определенным и единым. В одном случае ставка делается на усвоение групповых образцов и норм коллективной деятельности, стиля мышления той или иной общности; в другом – на духовное развитие личности в соответствии с теми или иными идеалами; в третьем – на развитие структуры потребностей и способностей в зависимости от стадии развития личности, имеющих биологическую, психологическую или социальную основу. Современная ситуация в обществе подразумевает, что воспитание должно иметь поликультурную основу. Социальная же обусловленность воспитания позволяет говорить о социальном воспитании как важнейшей функции социальной педагогики. Новая воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности, развивается посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам.

При этом в демократическом государстве воспитание выступает первоочередной гражданской заботой, которая проявляется в интеграции усилий всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, политических партий, структур бизнеса и производства, конфессий, государственных, общественных организаций и объединений).

Новая воспитательная парадигма предполагает:

· установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);

· направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентации;

· терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;

· диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;

· освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;

· ориентацию на формирование научного мышления;

· рассмотрение культуры как полисистемного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;

· использование в воспитании народной педагогики белорусов;

· обеспечение прав человека;

· предоставление свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности;

· единство индивидуального и коллективного опыта. Стержневой идеей новой педагогической технологии выступает управление инициативой самого воспитанника в процессе взаимодействия. Со стороны воспитателя это предполагает как его поддержку, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию способности к внешней адаптации[99].

Воспитание в его широком понимании не может быть ограничено только овладением системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и практической деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития. Процесс воспитания - целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.

В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение. Воспитание и обучение едины, но не тождественны: едины общностью цели (формирование всесторонне развитой личности), взаимопроникновением функций (обучение выполняет воспитательные функции, а воспитание, в свою очередь, – функцию познания жизни).

Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение:

· Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны).

· Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.).

· Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.

· Человек в процессе воспитания - и объект воздействия, и субъект многообразной деятельности.

· Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) – живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию».

· Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер.

· Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.

· Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания - воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, активный участник).

· Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиции субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейском обыденном, либо на научном.

· Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следователь но, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному человеку [100].

С точки зрения культурологического подхода структуру воспитательного процесса можно представить следующим образом:

Первый этап – диагностика (изучение) воспитанников и определение целей и задач воспитания:

– определяются цели и задачи воспитания;

принципы процесса воспитания – это руководящие идеи, основные требования к деятельности, поведению.

Второй этап – проектирование, планирование воспитательной деятельности:

– разработка содержания (системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть в соответствии с поставленными целями и задачами). Содержание современного воспитания определяется Программой воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

– разработка методов (способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств);

– разработка средств (относительно независимых источников формирования личности);

– разработка форм (внешнего выражения процесса воспитания).

Третий этап – организация педагогического взаимодействия (реализация планов).

Четвертый этап - проверка, оценка, анализ результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Можно выделить также внутреннюю структуру воспитательного процесса:

1-й этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения (знания);

2-й этап – знания переходят в убеждения;

3-й этап – воспитание чувств;

4-й этап – практическая деятельность, которая определяет эффективность воспитания и пронизывает 1-й, 2-й, 3-й этапы.

Процесс воспитания долговременный и неоднозначный, поэтому результат воспитания не носит ярко выраженного и четко определенного по времени характера, вследствие чего оценить результативность воспитательного процесса довольно сложно. Критерии воспитанности по каждому направлению воспитания, на которые нужно ориентироваться воспитателю, указаны в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Цель, общие закономерности и принципы воспитания

Сущность воспитательной системы определяют ее цели, содержание и принципы деятельности. Цель воспитания и его принципы – это стратегия. Методы, приемы, функциональные обязанности участников – это тактика воспитания. Организация и формы управления воспитательным процессом – технология. Все это вместе составляет систему воспитания. Единство и целостность воспитательной системы обеспечивается взаимосвязанностью и соответствием друг другу ее элементов. Воспитание, как любая педагогическая деятельность, строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель и задачи и выполняет конкретные воспитательные функции.

Цель воспитания: формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Воспитание студентов как целостный организованный процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам.

Категория «закономерности воспитания» не разработана на теоретическом уровне. Среди исследователей нет единства в дифференциации понятий «закономерности» – «принципы» воспитания. Наиболее подробно этот вопрос исследован и освещен Р. С. Пионовой, которая определяет закономерности воспитания – как важные устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.

Общие закономерности воспитания:

· цель, задачи и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, социально-культурными и этническими нормами и традициями;

· развитие человека и формирование его личности происходит неравномерно, что связано с рассогласованностью вербальных, сенсорных и двигательных процессов;

· воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних воздействий во внутренние процессы личности;

· эффективность воспитания зависит от оптимальной организации деятельности и общения молодежи;

· действенность воспитания определяется степенью собственной активности личности;

· действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;

· результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.

Достаточно обоснованные теоретические закономерности становятся принципами практической деятельности.

Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Они отражают закономерности воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.

Вместе с тем принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более, не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существовало и существует много систем воспитания. И естественно характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Таким образом, принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания, его направление, содержание, выбор методов, средств и форм.

Приоритетными принципамивоспитания в современных условиях являются:

принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;

принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;

принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;

принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;

принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;

принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе учреждений открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;

принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям;

принцип эстетизации жизнедеятельности [101].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.