КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексное применение приемов при решении задач теории матричных игр с нулевой суммой 1 страница
Пример 7. Для данной платежной матрицы: - найти нижнюю и верхнюю цены игры; - упростить данную платежную матрицу, исключив из неё доминируемые строки и столбцы, соответствующие заведомо невыгодным стратегиям игроков; - выявить активные стратегии игроков графическим методом; - найти решение игры: стратегии игроков и цену игры. Решение: 1. Введем обозначения стратегий первого игрока (Получателя) и второго игрока (Плательщика):
2. В каждой строке выявим наименьшее значение, и из этих результатов – наибольшее:
Нижняя цена игры (реализуется при использовании Получателем стратегии А2). 3. В каждом столбце выявим наибольшее значение, и из этих результатов – наименьшее:
Верхняя цена игры (реализуется при использовании Плательщиком стратегии В2). 4. По результатам пп. 2,3 сделаем выводы: верхняя и нижняя цены игры совпадают, значит, игра имеет решение в чистых стратегиях (А2 и В2 для Получателя и Плательщика соответственно) и цена игры .[7] 5. Для выявления доминируемых строк платежной матрицы проведем их поэлементное сравнение:
Вывод: знаки неравенств – разные, ни одной из строк исключить нельзя.
6. Для выявления доминируемых столбцов проведем их поэлементное сравнение:
Вывод: знаки неравенств – одинаковые, значит, стратегия В2 доминирует стратегию В1 (стратегия В2, очевидно, более выгодна Плательщику) и стратегия В1 может быть исключена из платежной матрицы:
7. Вернемся к рассмотрению стратегий получателя. Очевидно, что для полученной в п. 6 платежной матрицы стратегия А2 доминирует стратегию А1, и последняя может быть исключена из платежной матрицы:
Дальнейшие упрощения невозможны.
8. По результатам пп. 5-7 сделаем вывод: путем последовательного упрощения платежная матрица сведена к единственному элементу. Он определяет решение игры: Получателем и Плательщиком используются стратегии А2 и В2, цена игры . Этот вывод полностью согласуется с результатами, полученными в п. 4. 9. Проведем графическое сравнение стратегий Плательщика при разных смешанных стратегиях Получателя. Обозначим: x2 – частотность использования Получателем стратегии А2. Выполним графическое построение:
Здесь отрезок, соответствующий стратегии В1, соединяет величины платежа (при и (при . Отрезок, соответствующий стратегии В2, соединяет величины платежа (при ) и (при ). Найдем такую точку М на нижней границе получившейся фигуры, которая наиболее удалена от оси абсцисс, и сделаем выводы: - Так как отрезки на графике не пересекаются, то очевидно, что стратегия В2 более выгодна Плательщику при ЛЮБОМ выборе смешанной стратегии Получателем (этот вывод согласуется с результатами п.6). Она является единственной активной стратегией Плательщика. - Точка М имеет координаты и , – это указывает на использование Получателем только стратегии А2, при неактивной стратегии А1, и цене игры, совпадающей с одним из элементов платежной матрицы. 10. Проведем графическое сравнение стратегий Получателя при разных смешанных стратегиях Плательщика. Обозначим: – частотность использования Плательщиком стратегии В2. Выполним графическое построение:
Здесь отрезок, соответствующий стратегии А1, соединяет величины платежа (при и (при . Отрезок, соответствующий стратегии А2 соединяет величины платежа (при ) и (при ). Найдем точку М верхней границы получившейся фигуры, которая наиболее приближена к оси абсцисс и сделаем выводы: - Так как отрезки, соответствующие стратегиям Получателя, пересекаются, выбор заведомо выгодной (доминирующей) стратегии сделать нельзя. - Точка М находится не в точке пересечения отрезков, а связана ТОЛЬКО со стратегией Получателя А2, что указывает на использование Получателем только этой стратегии при неактивной стратегии А1. - Верхняя граница фигуры, образованной пересекающимися отрезками, имеет точку, наиболее приближенную к оси абсцисс, при и , – это указывает на использование Плательщиком только стратегии В2, при неактивной стратегии В1 и цене игры, совпадающей с одним из элементов платежной матрицы. 11. Сформулируем задачу линейного программирования для Получателя ( и – искомые частотности использования стратегий А1 и А2, – искомая цена игры, , и – «вспомогательные» ЛП-величины): Задачу ЛП можно решить графическим методом. Выполним построения:
Найдем точку М, удовлетворяющую требованию минимизации целевой функции, и решение ЛП-задачи: , и . Решение исходной «игровой» задачи для Получателя находим, используя связи между искомыми и вспомогательными величинами: , и Сделаем дополнительный вывод: Линия, соответствующая стратегии В1, целиком лежит под линией доминирующей стратегии В2, – это указывает на то, что актуальные ограничения возможных значений целевой функции связаны ТОЛЬКО со стратегией В2, которая является единственной активной стратегией Плательщика. 12. Решение задачи для Плательщика ( и – частотности использования стратегий В1 и В2) найдем, используя следствия из ЛП -теорем двойственности и данных, полученных в предыдущем пункте: Так как , для единственной активной стратегии А2 записываем точное равенство и рассматриваем его совместно с требованием . Эту систему решаем, получая результат: и . Ответ: - Нижняя цена игры равна верхней цене игры (то есть игра имеет «седловую точку»): . - Исключение доминируемых рядов из платежной матрицы сводит её к единственному элементу . - Активные стратегии игроков – А2 для Получателя и В2 для Плательщика. - Решение игры: и (стратегии А1 и В1 являются неактивными); и (Стратегии А2 и В2 используются игроками, как для однократного взаимодействия, так и во всех случаях многократного взаимодействия); цена игры .
Пример 8. Для данной платежной матрицы: - найти нижнюю и верхнюю цены игры; - упростить данную платежную матрицу, исключив из неё доминируемые строки и столбцы, соответствующие заведомо невыгодным стратегиям игроков; - выявить активные стратегии игроков графическим методом; - найти решение игры: стратегии игроков и цену игры. Решение: 1. Введем обозначения стратегий первого игрока (Получателя) и второго игрока (Плательщика):
2. В каждой строке выявим наименьшее значение, и из этих результатов – наибольшее:
Нижняя цена игры (реализуется при использовании Получателем стратегии А1). 3. В каждом столбце выявим наибольшее значение, и из этих результатов – наименьшее:
Верхняя цена игры (реализуется при использовании Плательщиком стратегии В1). 4. По результатам пп. 2,3 сделаем выводы: верхняя и нижняя цены игры не совпадают, значит, игра не имеет решения в чистых стратегиях (следует искать смешанную стратегию), и цена игры лежит в диапазоне . 5. Для выявления доминируемых строк платежной матрицы проведем их поэлементное сравнение:
Вывод: знаки неравенств – разные, ни одной из строк исключить нельзя. 6. Для выявления доминируемых столбцов проведем их поэлементное сравнение:
Вывод: знаки неравенств – разные, какой-либо столбец исключить нельзя. 7. По результатам пп. 5,6 сделаем выводы: - Упрощение платежной матрицы (на основе явной выгодности одних стратегий по сравнению с альтернативными) невозможно. - Путем последовательного упрощения платежной матрицы свести её к единственному элементу нельзя. Как обе стратегии Получателя, так и обе стратегии плательщика являются активными, а решение игры следует искать «в смешанных стратегиях». Этот вывод полностью согласуется с результатами, полученными в п. 4. 8. Так как множество активных стратегий обоих игроков выявлено, решение игры можно найти, строго приравнивая среднюю величину платежа цене игры[8]: 9. Проведем графическое сравнение стратегий Плательщика при разных смешанных стратегиях Получателя. Обозначим: – частотность использования Получателем стратегии А2. Выполним графическое построение: отрезок, соответствующий стратегии В1, соединяет величины платежа (при и (при . Отрезок, соответствующий стратегии В2, соединяет величины платежа (при ) и (при ).
Найдем такую точку М на нижней границе получившейся фигуры, которая наиболее удалена от оси абсцисс, и сделаем выводы: - Точка М имеет координаты (то есть ) и , – обе стратегии Получателя являются активными, позволяя ему достигать цену игры, превосходящую значение . - Точка М соответствует пересечению отрезков, соответствующих стратегиям Плательщика В1 и В2, –это говорит о том, что обе эти стратегии являются активными. 10. Проведем графическое сравнение стратегий Получателя при разных смешанных стратегиях Плательщика. Обозначим: – частотность использования Плательщиком стратегии В2. Выполним графическое построение:
Здесь отрезок, соответствующий стратегии А1, соединяет величины платежа (при и (при . Отрезок, соответствующий стратегии А2 соединяет величины платежа (при ) и (при ). Найдем точку М верхней границы получившейся фигуры, которая наиболее приближена к оси абсцисс и сделаем выводы: - Так как отрезки, соответствующие стратегиям Получателя, пересекаются, выбор заведомо выгодной (доминирующей) стратегии сделать нельзя. - Точка М находится в точке пересечения отрезков – это говорит о том, что обе стратегии Получателя являются активными. - Точка М имеет координаты (то есть ) и , – это указывает на использование Плательщиком обеих стратегии, что позволяет ему достигать цену игры, меньшую значения . 11. Сформулируем задачу линейного программирования для Получателя ( и – искомые частотности использования стратегий А1 и А2, – искомая цена игры, , и – «вспомогательные» ЛП - задачу можно решить графическим методом. Выполним построения:
Найдем точку М, удовлетворяющую требованию минимизации целевой функции, и, затем, решение ЛП-задачи: , и . Решение исходной (игровой) задачи для Получателя находим, используя связи между искомыми и вспомогательными величинами: , и . 12. Решение задачи для Плательщика ( и – частотности использования стратегий В1 и В2) найдем, используя следствия из ЛП -теорем двойственности и данных, полученных в предыдущем пункте: - Так как , для активной стратегии А1 записываем точное равенство . - Так как , для активной стратегии А2 записываем точное равенство - Дополняем систему требованием . Эту систему решаем (она оказывается совместной), получая результат: и . Ответ: - Нижняя цена игры не равна верхней цене игры (то есть игра не имеет «седловую точку» и не решается в «смешанных стратегиях»). - Доминируемых рядов в платежной матрице нет. - Все стратегии игроков являются активными. - Решение игры: частотности использования Получателем стратегий А1 и А2 и ; частотности использования Плательщиком стратегий В1 и В2 ; и ; цена игры достигается игроками при применении их смешанных стратегий в продолжительной серии игр.
Пример 9. Для данной платежной матрицы: - найти нижнюю и верхнюю цены игры; - упростить данную платежную матрицу, исключив из неё доминируемые строки и столбцы, соответствующие заведомо невыгодным стратегиям игроков; - выявить активные стратегии игроков графическим методом; - найти решение игры: смешанные стратегии игроков и цену игры. Решение: 1. Введем обозначения стратегий первого игрока (Получателя) и второго игрока (Плательщика):
2. В каждой строке выявим наименьшее значение, и из этих результатов – наибольшее:
Нижняя цена игры (реализуется при использовании Получателем стратегии А2). 3. В каждом столбце выявим наибольшее значение, и из этих результатов – наименьшее:
Верхняя цена игры (реализуется при использовании Плательщиком стратегий В1 и B2). 4. По результатам пп. 2,3 сделаем выводы: верхняя и нижняя цены игры не совпадают, значит, игра не имеет решения в чистых стратегиях (следует искать смешанную стратегию), и цена игры лежит в диапазоне .
5. Для выявления доминируемых строк платежной матрицы проведем их поэлементное сравнение:
Вывод: в выделенных строках таблицы знаки неравенств – одинаковые, по сравнению со строкой №2 из платежной матрицы можно исключить строки №№3,4 (стратегия А2 доминирует стратегии А3 и А4). Сравнение доминируемых стратегий между собой не проводилось.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |