Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексное применение приемов при решении задач теории матричных игр с нулевой суммой 1 страница




Пример 7. Для данной платежной матрицы:

- найти нижнюю и верхнюю цены игры;

- упростить данную платежную матрицу, исключив из неё доминируемые строки и столбцы, соответствующие заведомо невыгодным стратегиям игроков;

- выявить активные стратегии игроков графическим методом;

- найти решение игры: стратегии игроков и цену игры.

Решение:

1. Введем обозначения стратегий первого игрока (Получателя) и второго игрока (Плательщика):

  В1 В2  
А1    
А2    

2. В каждой строке выявим наименьшее значение, и из этих результатов – наибольшее:

  В1 В2
А1      
А2      

 

Нижняя цена игры (реализуется при использовании Получателем стратегии А2).

3. В каждом столбце выявим наибольшее значение, и из этих результатов – наименьшее:

  В1 В2  
А1    
А2    
     

 

Верхняя цена игры (реализуется при использовании Плательщиком стратегии В2).

4. По результатам пп. 2,3 сделаем выводы: верхняя и нижняя цены игры совпадают, значит, игра имеет решение в чистых стратегиях (А2 и В2 для Получателя и Плательщика соответственно) и цена игры .[7]

5. Для выявления доминируемых строк платежной матрицы проведем их поэлементное сравнение:

  В1 В2  
А1 и А2 5>3 0<2

 

Вывод: знаки неравенств – разные, ни одной из строк исключить нельзя.

 

6. Для выявления доминируемых столбцов проведем их поэлементное сравнение:

  В1 и В2  
А1 5>0
А2 3>2

 

Вывод: знаки неравенств – одинаковые, значит, стратегия В2 доминирует стратегию В1 (стратегия В2, очевидно, более выгодна Плательщику) и стратегия В1 может быть исключена из платежной матрицы:

  В2  
А1  
А2  

 

7. Вернемся к рассмотрению стратегий получателя. Очевидно, что для полученной в п. 6 платежной матрицы стратегия А2 доминирует стратегию А1, и последняя может быть исключена из платежной матрицы:

  В2  
А2  

Дальнейшие упрощения невозможны.

 

8. По результатам пп. 5-7 сделаем вывод: путем последовательного упрощения платежная матрица сведена к единственному элементу. Он определяет решение игры: Получателем и Плательщиком используются стратегии А2 и В2, цена игры . Этот вывод полностью согласуется с результатами, полученными в п. 4.

9. Проведем графическое сравнение стратегий Плательщика при разных смешанных стратегиях Получателя. Обозначим: x2 – частотность использования Получателем стратегии А2. Выполним графическое построение:

Здесь отрезок, соответствующий стратегии В1, соединяет величины платежа (при и (при . Отрезок, соответствующий стратегии В2, соединяет величины платежа (при ) и (при ).

Найдем такую точку М на нижней границе получившейся фигуры, которая наиболее удалена от оси абсцисс, и сделаем выводы:

- Так как отрезки на графике не пересекаются, то очевидно, что стратегия В2 более выгодна Плательщику при ЛЮБОМ выборе смешанной стратегии Получателем (этот вывод согласуется с результатами п.6). Она является единственной активной стратегией Плательщика.

- Точка М имеет координаты и , – это указывает на использование Получателем только стратегии А2, при неактивной стратегии А1, и цене игры, совпадающей с одним из элементов платежной матрицы.

10. Проведем графическое сравнение стратегий Получателя при разных смешанных стратегиях Плательщика. Обозначим: – частотность использования Плательщиком стратегии В2. Выполним графическое построение:

Здесь отрезок, соответствующий стратегии А1, соединяет величины платежа (при и (при . Отрезок, соответствующий стратегии А2 соединяет величины платежа (при ) и (при ).

Найдем точку М верхней границы получившейся фигуры, которая наиболее приближена к оси абсцисс и сделаем выводы:

- Так как отрезки, соответствующие стратегиям Получателя, пересекаются, выбор заведомо выгодной (доминирующей) стратегии сделать нельзя.

- Точка М находится не в точке пересечения отрезков, а связана ТОЛЬКО со стратегией Получателя А2, что указывает на использование Получателем только этой стратегии при неактивной стратегии А1.

- Верхняя граница фигуры, образованной пересекающимися отрезками, имеет точку, наиболее приближенную к оси абсцисс, при и , – это указывает на использование Плательщиком только стратегии В2, при неактивной стратегии В1 и цене игры, совпадающей с одним из элементов платежной матрицы.

11. Сформулируем задачу линейного программирования для Получателя ( и – искомые частотности использования стратегий А1 и А2, – искомая цена игры, , и – «вспомогательные» ЛП-величины):

Задачу ЛП можно решить графическим методом. Выполним построения:

Найдем точку М, удовлетворяющую требованию минимизации целевой функции, и решение ЛП-задачи: , и .

Решение исходной «игровой» задачи для Получателя находим, используя связи между искомыми и вспомогательными величинами:

, и

Сделаем дополнительный вывод: Линия, соответствующая стратегии В1, целиком лежит под линией доминирующей стратегии В2, – это указывает на то, что актуальные ограничения возможных значений целевой функции связаны ТОЛЬКО со стратегией В2, которая является единственной активной стратегией Плательщика.

12. Решение задачи для Плательщика ( и – частотности использования стратегий В1 и В2) найдем, используя следствия из ЛП -теорем двойственности и данных, полученных в предыдущем пункте:

Так как , для единственной активной стратегии А2 записываем точное равенство и рассматриваем его совместно с требованием . Эту систему решаем, получая результат: и .

Ответ:

- Нижняя цена игры равна верхней цене игры (то есть игра имеет «седловую точку»): .

- Исключение доминируемых рядов из платежной матрицы сводит её к единственному элементу .

- Активные стратегии игроков – А2 для Получателя и В2 для Плательщика.

- Решение игры: и (стратегии А1 и В1 являются неактивными); и (Стратегии А2 и В2 используются игроками, как для однократного взаимодействия, так и во всех случаях многократного взаимодействия); цена игры .

 

Пример 8. Для данной платежной матрицы:

- найти нижнюю и верхнюю цены игры;

- упростить данную платежную матрицу, исключив из неё доминируемые строки и столбцы, соответствующие заведомо невыгодным стратегиям игроков;

- выявить активные стратегии игроков графическим методом;

- найти решение игры: стратегии игроков и цену игры.

Решение:

1. Введем обозначения стратегий первого игрока (Получателя) и второго игрока (Плательщика):

  В1 В2  
А1    
А2    

 

2. В каждой строке выявим наименьшее значение, и из этих результатов – наибольшее:

  В1 В2
А1      
А2      

 

Нижняя цена игры (реализуется при использовании Получателем стратегии А1).

3. В каждом столбце выявим наибольшее значение, и из этих результатов – наименьшее:

  В1 В2  
А1    
А2    
     

 

Верхняя цена игры (реализуется при использовании Плательщиком стратегии В1).

4. По результатам пп. 2,3 сделаем выводы: верхняя и нижняя цены игры не совпадают, значит, игра не имеет решения в чистых стратегиях (следует искать смешанную стратегию), и цена игры лежит в диапазоне .

5. Для выявления доминируемых строк платежной матрицы проведем их поэлементное сравнение:

  В1 В2  
А1 и А2 2<8 9>0

 

Вывод: знаки неравенств – разные, ни одной из строк исключить нельзя.

6. Для выявления доминируемых столбцов проведем их поэлементное сравнение:

  В1 и В2  
А1 2<9
А2 8>0

 

Вывод: знаки неравенств – разные, какой-либо столбец исключить нельзя.

7. По результатам пп. 5,6 сделаем выводы:

- Упрощение платежной матрицы (на основе явной выгодности одних стратегий по сравнению с альтернативными) невозможно.

- Путем последовательного упрощения платежной матрицы свести её к единственному элементу нельзя. Как обе стратегии Получателя, так и обе стратегии плательщика являются активными, а решение игры следует искать «в смешанных стратегиях». Этот вывод полностью согласуется с результатами, полученными в п. 4.

8. Так как множество активных стратегий обоих игроков выявлено, решение игры можно найти, строго приравнивая среднюю величину платежа цене игры[8]:

9. Проведем графическое сравнение стратегий Плательщика при разных смешанных стратегиях Получателя. Обозначим: – частотность использования Получателем стратегии А2. Выполним графическое построение: отрезок, соответствующий стратегии В1, соединяет величины платежа (при и (при . Отрезок, соответствующий стратегии В2, соединяет величины платежа (при ) и (при ).

Найдем такую точку М на нижней границе получившейся фигуры, которая наиболее удалена от оси абсцисс, и сделаем выводы:

- Точка М имеет координаты (то есть ) и , – обе стратегии Получателя являются активными, позволяя ему достигать цену игры, превосходящую значение .

- Точка М соответствует пересечению отрезков, соответствующих стратегиям Плательщика В1 и В2, –это говорит о том, что обе эти стратегии являются активными.

10. Проведем графическое сравнение стратегий Получателя при разных смешанных стратегиях Плательщика. Обозначим: – частотность использования Плательщиком стратегии В2. Выполним графическое построение:

Здесь отрезок, соответствующий стратегии А1, соединяет величины платежа (при и (при . Отрезок, соответствующий стратегии А2 соединяет величины платежа (при ) и (при ).

Найдем точку М верхней границы получившейся фигуры, которая наиболее приближена к оси абсцисс и сделаем выводы:

- Так как отрезки, соответствующие стратегиям Получателя, пересекаются, выбор заведомо выгодной (доминирующей) стратегии сделать нельзя.

- Точка М находится в точке пересечения отрезков – это говорит о том, что обе стратегии Получателя являются активными.

- Точка М имеет координаты (то есть ) и , – это указывает на использование Плательщиком обеих стратегии, что позволяет ему достигать цену игры, меньшую значения .

11. Сформулируем задачу линейного программирования для Получателя ( и – искомые частотности использования стратегий А1 и А2, – искомая цена игры, , и – «вспомогательные»
ЛП-величины):

ЛП - задачу можно решить графическим методом. Выполним построения:

Найдем точку М, удовлетворяющую требованию минимизации целевой функции, и, затем, решение ЛП-задачи: , и .

Решение исходной (игровой) задачи для Получателя находим, используя связи между искомыми и вспомогательными величинами: , и .

12. Решение задачи для Плательщика ( и – частотности использования стратегий В1 и В2) найдем, используя следствия из ЛП -теорем двойственности и данных, полученных в предыдущем пункте:

- Так как , для активной стратегии А1 записываем точное равенство .

- Так как , для активной стратегии А2 записываем точное равенство

- Дополняем систему требованием .

Эту систему решаем (она оказывается совместной), получая результат: и .

Ответ:

- Нижняя цена игры не равна верхней цене игры (то есть игра не имеет «седловую точку» и не решается в «смешанных стратегиях»).

- Доминируемых рядов в платежной матрице нет.

- Все стратегии игроков являются активными.

- Решение игры: частотности использования Получателем стратегий А1 и А2 и ; частотности использования Плательщиком стратегий В1 и В2 ; и ; цена игры достигается игроками при применении их смешанных стратегий в продолжительной серии игр.

 

Пример 9. Для данной платежной матрицы:

- найти нижнюю и верхнюю цены игры;

- упростить данную платежную матрицу, исключив из неё доминируемые строки и столбцы, соответствующие заведомо невыгодным стратегиям игроков;

- выявить активные стратегии игроков графическим методом;

- найти решение игры: смешанные стратегии игроков и цену игры.

Решение:

1. Введем обозначения стратегий первого игрока (Получателя) и второго игрока (Плательщика):

  В1 В2 B3 B4  
А1        
А2        
A3        
A4        

2. В каждой строке выявим наименьшее значение, и из этих результатов – наибольшее:

  В1 В2 B3 B4
А1          
А2          
A3          
A4          

 

Нижняя цена игры (реализуется при использовании Получателем стратегии А2).

3. В каждом столбце выявим наибольшее значение, и из этих результатов – наименьшее:

  В1 В2 B3 B4  
А1        
А2        
A3        
A4        
         

 

Верхняя цена игры (реализуется при использовании Плательщиком стратегий В1 и B2).

4. По результатам пп. 2,3 сделаем выводы: верхняя и нижняя цены игры не совпадают, значит, игра не имеет решения в чистых стратегиях (следует искать смешанную стратегию), и цена игры лежит в диапазоне .

 

5. Для выявления доминируемых строк платежной матрицы проведем их поэлементное сравнение:

  В1 В2 B3 B4  
A1 и А2 7>3 3<7 8>5 2<9
A1 и A3 7>1 3<5 8>4 2<8
A1 и A4 7>2 3<7 8>3 2<4
А2 и A3 3>1 7>5 5>4 9>8
А2 и A4 3>2 7=7 5>3 9>4
А3 и A4

Вывод: в выделенных строках таблицы знаки неравенств – одинаковые, по сравнению со строкой №2 из платежной матрицы можно исключить строки №№3,4 (стратегия А2 доминирует стратегии А3 и А4). Сравнение доминируемых стратегий между собой не проводилось.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.