Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения и его свойства




ТЕОРИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Тема 5. Познавательные процессы личности

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ:

5.1. Ощущения и его свойства.

5.2. Восприятие и его свойства. Иллюзии восприятия.

5.3. Репрезентативные системы.

5.4.Внимание и его свойства.

5.5.Память и его свойства.

5.6.Воображение, креативность и творческий процесс.

5.7.Мышление и речь

 

Знать:

· Что такое познавательные процессы?

· В чем отличие ощущения от восприятия?

· Иллюзии восприятия

· Что такое репрезентативная сестема?

· Какими свойствами обладает внимание?

· Что такое мнемотехнические приемы и как развивать память?

· Какие виды мышления бывают?

· Что такое креативность?

 

· Ощущеие

· Экстерорецептивные

· Проприорецептивные

· Интерорецептивные

· Модальность

· Восприятие

· Иллюзия

· Сенсибилизация

· Внимание

· Репрезентативная система

· Память

· Мнемотехнические приемы

· Воображение

· Креативность

· Агглютинация

· Мышление

· Речь

· Язык

Познавательные процессы – это процессы психического отражения, обеспечивающие приобретение и усвоение знаний.

У человека выделяют 6 познавательных процессов: Ощущения, Восприятие, Внимание, Память, Воображение, Мышление и Речь. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимодействуют, дополняя друг друга:

· ощущения и восприятие как отображение, непосредственно действующих на органы чувств, предметов, раздражителей;

· память как процессы организации и сохранения прошлого опыта;

· воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отображение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию.

Самым простым, элементарным познавательным процессом, который появился первым в процессе эволюции у животных, а так же появляется первым у новорожденного ребенка является ощущение.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения возникают при непосредственном контакте рецепторов с раздражителем. Ощущение не передает целый образ, а лишь дает соответствующие сигналы в мозг об отдельных свойствах предмета, о его цвете, форме, запахе, вкусе и т.д.

Существует несколько классификаций ощущений:

 

1. По расположению анализаторов:

· экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи - зрительные, слуховые, тактильные и др.);

· проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

· интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов (ощущение голода, жажды)[57].

2. По расположению раздражителей :

· Контактные если для получения сигнала нужно непосредственное соприкосновение анализатора с раздражителем – вкусовые, тактильные

· Дистантные если раздражитель находится на расстоянии от рецепторов – зрительные, слуховые

3. По модальности (или по типу анализатора)

· Зрительные

· Слуховые

· Вестибулярные

· Осязательные

· Обонятельные

· Вкусовые

· Двигательные

 

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших зна­ний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального пе­реживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощуще­ния, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, за­пах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональ­ный тон[58].

Все ощущения могут быть охарактеризованы при помощи их свойств. Выделяются следующие свойства ощущений: качество, интенсивность, пороги ощущений, адаптация и сенсибилизация.

Качество - это свойство ощущения, которая отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущение определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметной характеристики восприятий.

Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражители. Количественная и качественная характеристика раздражители тесно связаны между собой. Для каждого ощущение характерна также продолжительность, что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущение зависит от продолжительности действия раздражители.

Пороги ощущений:

Пороги в ощущениях могут быть трех видов:

а) абсолютный нижний порог ощущения.

Минимальная величина раздражения, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений. Чем ниже порог, тем более чувствителен анализатор, т.е. тем выше чувствительность.

б ) верхний абсолютный порог ощущения – максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение.

Например: сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) – вызывает исчезновение ощущений (слышымый звук переходит в ультразвук).

в ) относительный порог или порог различения – это минимальное различение между раздражителями, которое человек замечает. Например: чуть сладкий чай в стакане Вы хотите сделать немного слаще. Добавляете один кристаллик сахара и пробуете - чай слаще не стал. Добавляете еще один – результат тот же. Нужно добавить определенное количество кристалликов сахара для того, чтобы Вы почувствовали, что чай в стакане стал чуть слаще. Теперь Вы отличили более сладкий вкус от менее сладкого. Порог различения, это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить(или убавить) чтобы получить едва заметное ощущение изменения силы данного раздражителя. Так, относительный порог различения: яркости света равен 4/100; вкусовых воздействий – 1/5 и т.д. (Закон Бугера-Вебера).

Адаптация, или приспособление - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражители, что проявляется в снижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ей холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого. Степень адаптации различных анализаторных систем неодинаков: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущением, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых, Холодов. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматными веществ наступает с разной скоростью.

Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма.

В зрительном Анализаторе различают адаптацию к свету, темноты. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация - со снижением световой чувствительности.

Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацию. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

- сенсибилизация вследствие необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота);

- сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности (дегустаторы).

Более сложным познавательным процессом является восприятие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.