Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и речь




Мышление (англ. thinking) — психический процесс, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Оно носит опосредствованный характер.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд свойств и закономерностей:

1. Мышление возникает в практической деятельности из чувственного познания, но далеко выходит за его пределы[69];

2. Мышление связанно с ощущениями и восприятием;

3. Мышление связанно с личностными качествами (с прошлым опытом, мотивацией и т.д.);

4. Мышление неразрывно связано с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму (внешнюю или внутреннюю речь);

5. Мышление можно понимать, как деятельность имеющую свою структуру (цель решения проблемы, познавательный мотив, действие).

Мышление подразделяют на разные виды (см. рис. 14)

 

Рис.14.Основные виды мышления (по А.Д. Шадрикову)

 

Можно выделить основные виды мышления[70]:

1. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Характер обобщений, с которыми имеет дело мышление- это научные понятия;

2. Практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Характер обобщений, с которыми имеет дело мышление — житейские, ситуационные обобщения;

3. Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами;

4. Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;

5. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями;

6. Эмоциональное мышление - интеграция четырех способностей[71]:

  • восприятие эмоций в себе и других;
  • использование эмоций для направления мышления и решения проблем;
  • понимание того, как эмоции сочетаются и изменяются с течением времени;
  • управление эмоциями для достижения краткосрочных и долгосрочных целей.

Операционными компонентами мышления является система мыслитель­ных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделе­ние отдельных признаков, сторон целого. Синтез служит средством объединения отдельных элементов, кото­рые выделены в результате анализа. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие от­дельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отв­лечение от других. Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. Классификация направлена на разделение и последующее объедине­ние объектов по каким-либо основаниям. Систематизация обеспечивает разделение и последующее объедине­ние, но не отдельных объектов, как это происходит при классифи­кации, а их групп, классов. Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом[72].

Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и струк­турными компонентами психики. Исследования психологов и физиоло­гов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики че­ловека.

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической (“ручной”) речью, мыслят на основе образов.

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

В психологии выделяют следующие виды речи:

Внутренняя речь – направлена на общение с самим собой и не обращена к другим людям, это некий внутренний диалог.

Внешняя речь, наоборот, направлена на общение и взаимодействие с другими людьми. В свою очередь внешняя речь делится на устную и письменную.

Устная подразделяется на диалогическую монлогическую.

Диалог – это общение двух и более (полилог) людей. Отличительными чертами диалога является: поддержание разговора всеми сторонами, непосредственный контакт между говорящими, обсуждение проблемы.

Монолог – речь одного человека. Его особенности: непрерывность, структурность и последовательность, верный грамматический строй.

У речи, как и у других познавательных процессов, выделяется ряд важных функций:

· выражение отношения к тому, о чем говорится;

· воздействие - побуждение других людей к определенному действию (приказ, призыв, убеждение);

· сообщения (обмен мыслями и информацией при помощи слов)

· обозначение (название предмета, действия, состояния) — эта функция отличает речь человека от животных;

· обобщение (слово обозначает не только данный предмет, но и группу сходных предметов, и присущие им общие черты). Если функция обозначения устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением[73]

Средством выражения речи у людей является язык.

Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.

Основные выводы:

1. Познавательные процессы – это процессы психического отражения, обеспечивающие приобретение и усвоение знаний.

2. У человека выделяют 6 познавательных процессов: Ощущения, Восприятие, Внимание, Память, Воображение, Мышление и Речь.

3. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимодействуют, дополняя друг друга

 

Контрольные вопросы

1. Какие познавательные процессы вы знаете?

2. Для чего человеку нужны познавательные процессы?

3. В чем основные отличия ощущения и восприятия?

4. Какими способами можно улучшить процесс запоминания информации?

5. Какие приемы творческого воображения вы знаете?

6. Что такое репрезентативные системы?

7. В чем связь мышления и речи?

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1.

Выполните творческое задание

Напишите эссе на тему: «Уметь мыслить - значит уметь оперировать знаниями».

 

Задание 2.

Какие закономерности, относящиеся к психологии памяти, лежат в основе описанных ниже фактов [74]:

1.Любители телевизионных сериалов легко помнят перипетии сюжета, многочисленных действующих лиц и мелкие детали достаточно продолжительное время в течение его показа. Однако, как только сериал заканчивается, даже воспроизведение общего сюжета и основных персонажей вызывает у тех же людей значительные трудности.

2.По словам Ф. Ницше, человек может наблюдать следующий психический феномен: «Моя память твердит мне, что я сделал это. Моя совесть говорит, что я не мог этого сделать. Проходит время, и память отступает».

3.Когда учителю приходится диктовать текст для его записи учениками, то не следует одновременно называть более семи слов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.