Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы реакций на стресс – факторы. Стрессоустойчивость и методы ее повышения




Опираясь на характер реагирования людей на стресс, различают два психологических типа[79]:

Тип А (коронарный) – большая уязвимость перед стресс-факторами, низкий порог стресса. Основными характеристиками данного типа реакции являются:

· показатели работоспособности и самочувствия снижаются уже при объективно небольшой интенсивности стрессоров (например, при незначительном замечании со стороны коллег по работе, при незначительном уменьшении со стороны партнера);

· склонность к конкуренции, борьбе;

· стремление к лидерству и власти;

· высокая самооценка;

· завышенные требованиями, нетерпеливость по отношению к окружающим;

· склонность загружать себя работой до придела и выше;

· склонность делать несколько дел одновременно;

· неумение отдыхать и т.д.

 

Тип В - меньше подвержен стрессу и характеризуется:

· склонностью к компромиссу;

· склонностью адаптироваться к ситуации, а «не плыть против течения»;

· способностью спокойно относится к проигрышу;

· ставят перед собой реальные, выполнимые задачи;

· терпеливостью по отношению к другим.

 

Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое изречение: «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо[80]).

Как ни парадоксально это звучит, но для счастья человеку то же необходим определенный уровень стресса – для каждого свой. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной «растительной» жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища одежда, жилье. Стремясь чего достичь в жизни, человек постоянно сталкивается с трудностями и соответственно ежеминутно испытывает влияние стресса.

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перенагрузкой.

Г. Селье утверждал, что мы не должны, да и не можем избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно.

Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и ее можно управлять. Для того, чтобы сделать это грамотно нужно разобраться с тем, как запускается стресс в нашем организме и на каком моменте его можно остановить. Для этого рассмотрим модель психологического стресс по Д.Гринбергу (см. рис 15).

Жизненная ситуация
 
 

 

Воспринимается как стрессовая    
Эмоциональное возбуждение
 
 

 

Физиологическое возбуждение
 
 

 

Последствия

Рис. 15. Модель психологического стресса[81]

Что бы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса.

Предположим, вы обучаетесь в колледже, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями. Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едите с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться (первый этап - жизненная ситуация).

Вы считаете эту ситуацию «концом света»! Надо менять колледж. Вы там никого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе? Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы (второй этап – восприятие ситуации как стрессовой).

Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать:

1. Ура! Новое место, новые люди.

2. Но это не самое страшное, что могло случиться; главное, все здоровы, привыкну.

3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости.

Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между ситуацией и восприятием ее. О том, как это происходит, поговорим чуть позже.

Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущем, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции: у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д. (третий и четвертый этап - эмоциональное, физиологическое возбуждение) Если вы не положите себе сейчас, то повышается риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни (пятый этап – последствия).

Перед нами ситуация, воспринимаемая как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение.

Негативные эмоции, вызванные стресс – факторами, повышают вероятность необдуманных реакций, что не всегда является правильным.

В этом случаи человек действует в рамках своего автоматизированного поведения, которое возникает как следствие определенной установки.

Установка неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим ее людям или объектам. [82]

Выделяют следующие установки, которые могут воздействовать на наше поведение и приводить к стрессу: отрицательная установка на себя («У меня не получиться», «я не смогу», «я проиграю»), страх повторения ситуации («Я не сдам экзамен, как не сдал прошлый») и т.д.

В этом случаи выбора ответной реакции на ситуацию, как таковой, нет: человек не выбирает реакцию, за него это делает установка. То есть установка на определенный стресс – фактор, автоматически вызывает реакцию.

Выделяют следующие часто встречающиеся реакции на стресс:

· агрессия,

· неоправданные уступки,

· уход из ситуации,

· регрессия (обида, жалость к себе)

· зацикливание на негативных чувствах

В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний или других негативных последствий. В подобных случаях можно вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров на разных участках модели теории стресса. Так как развитие стресса идет по строгой схеме, при этом начало следующей фазы возможно только при полном развитии предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной мере повлияет на процесс.

Например: Перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации. Между первой фазой (возникновение жизненной ситуации) и следующей (восприятие ситуации, как стрессовой) можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения, проявления упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие. Вы можете сосредоточиться на положительной стороне, которая имеется в любой ситуации, так как она могла сложиться и хуже. Или можно поставить барьер между второй и третьей фазой (восприятие ситуации, как стрессовой и эмоциональной реакцией на нее). Посмотрите, может быть, те проблемы, которые привели Вас в состояние стресса, совсем незначительные и Вы "раздуваете из мухи слона", а может быть у Вас уже вошло в привычку страдать, жаловаться, видеть только плохое. О. Бальзак сказал: "Ничто так не пьянит человека, как его собственные страдания."
Безусловно, для того, чтобы начать строить счастливую жизнь, надо иметь определённую долю смелости. Это ведь тоже большая перемена в жизни, а готовы ли Вы к ней или Вам привычнее жить по-старому. Выбор за Вами. Как сказал Л.Н. Толстой: "Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым". Вот и мы призываем Вас верить в эту возможность. Учитесь мечтать, учитесь рисовать своё будущее.

Итак, управлять стрессом можно и нужно. Но, лучше всего не допускать той стадии стресса, которая может принести вред организму. Это возможно если у Вас высокий уровень стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость - совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), связанные со стрессовой ситуацией, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Вот несколько советов для повышения Вашей стрессоустойчивости и профилактики дистресса[83]:

  1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
  2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник. Так Вы не будите бояться, что забудете важные события и встречи. Ведь ожидание срывов - это то же стресс.
  3. Делайте все во время. «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Подумайте, может прийти завтра, и Вы утоните в делах.
  4. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить нет - самый лучший.
  5. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
  6. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
  7. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожится. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
  8. Уделяйте внимание своему здоровью. Во время посещайте врачей и занимайтесь спортом.
  9. Высыпайтесь.
  10. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
  11. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  12. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
  13. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
  14. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны.
  15. Помните, что «Жизнь - прекрасна!». Ожидайте от жизни позитива, умейте его находить и сохранять!
  16. «Улыбнитесь миру, чтобы он улыбнулся вам». В борьбе со стрессом используйте смех. При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение.

Если стресс произошел, то:

1. О твлекайтесь. Если вы думаете о стрессовой ситуации очень много, плача, переживая, то это может привести к настоящей психической травме и ухудшению здоровья. Но возникает вопрос, Ваши переживания, что то изменят - Нет. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

2. С нижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему. Помните даже из безвыходной ситуации всегда можно найти выход, только надо подумать, а эмоции очень часто мешают этому мыслительному процессу.

3. Д ействуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте. Врачи рекомендуют «выхаживать» стресс, гулять пешком не менее 1,5 часов в день.

4. Р асслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту.

 

Основные выводы:

1. Стресс бывает двух видов: эустресс- положительный, мобилизующий человека и дистресс- разрушающий, создающий состояние перенапряжения;

2. Стрессоры (факторы стресса) у каждого человека индивидуальны. Они бывают внешние (холод, люди) и внутренние (здоровье, эмоции).

3. Есть 2 типа реакции на стресс: тип «А» имеет повышенную чувствительность к стрессу и тип «В» характеризующийся высокой стрессоустойчивостью.

4. Стрессом нужно и можно управлять.

 

Контрольные вопросы

1. В чем отличие эустресса от дистресса?

2. Почему мы говорим, что стрессоры у каждого человека свои, с чем это связано?

3. Почему эмоциональная реакция на ситуацию может спровоцировать стресс?

4. Дайте характеристику поведения типа «А» и типа «В». Какие качества помогают типу «В» быть устойчивым к стрессу?

5. Какие приемы профилактики стресса Вы знаете?

 

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1.

Пройдите тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» [84] и выясните свой уровня стрессоустойчивости.

Утверждения Редко Иногда Часто
1.Я думаю, что меня недооценивают в классе      
2.Я стараюсь учиться, работать, даже если не совсем здоров      
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы      
4.Я бываю, настроен агрессивно      
5.Я терплю критики в свой адрес      
6.Я бываю раздражителен      
7.Я стараюсь быть лидером там, где это возможно      
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым      
9.Я страдаю бессонницей      
10Своим недругам я могу дать отпор      
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности      
12. У меня не хватает времени на отдых      
13. У меня возникают конфликтные ситуации      
14. Мне не хватает сил, чтобы достичь поставленных целей      
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом      
16. Я все делаю быстро      
17. Я испытываю страх, что не сдам экзамены и не смогу продолжать обучение в ВУЗе      
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю свои дела и поступки      

Далее подсчитайте общую сумму баллов, по таблице выявите уровень Вашей стрессоустойчивости:

Суммарное число баллов Уровень вашей стрессоустойчивости
51-54 1 – очень низкий
53-50 2 – низкий
46-49 3 – ниже среднего
42-45 4 – чуть ниже среднего
38-41 5 – средний
34-37 6 – чуть выше среднего
30-33 7 – выше среднего
26-29 8 – высокий
18-22 9 – очень высокий

Если у вас 1-й или2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо координально менять свою жизнь!

Задание 2.

Мы с Вами знаем, что позитивная оценка происходящего снижает уровень восприятия ситуации, как стрессовой. Предлагаем Вам проделать упражнение на формирования позитивной оценки жизненной ситуации. И так, ответьте на вопросы:

1. выберите психологически напряженную ситуацию, предстоящую вам в скором времени;

2. дайте этой ситуации полезное название;

3. какие способности, качества вы сможете в ней потренировать? Как вы это сделаете?

4. чему могут научить вас люди, участвующие в этой ситуации? Какой опыт из всей ситуации вы можете вынести?

5. представьте, что ситуация уже завершилась, кого и за что вы можете поблагодарить? Что вы скажете каждому из них?

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Акцентуация характера – это, чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетание.

Аффект – наиболее мощная, но кратковременная эмоциональная реакция, длящаяся на протяжении нескольких секунд или минут и полностью захватывающих психику.

Борьба мотивов - психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости.

Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление и т.д.), создающая дополнительные мотивы к действию и связанная с состоянием значительного напряжения.

Волевые качества – это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности

Воля — это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели.

Воображение (англ. imagination) — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Восприятие -это активное целостное отражение мира в виде целостных образов (интегральной картины) действительности.

Вытеснение – механизм психологической защиты, заключающийся в вытеснении и последующем блокировании нежелательной, болезненной для индивида информации.

Гениальность – высшее степень творческого проявления личности, создание новых идей, координально влияющих на развитие культуры и науки.

Дистресс - отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом.

Дифференциальной психологии — отрасли психологической науки, изучающей различия как между людьми.

Значимый человек (психол.)- человек чье мнение является авторитетным, его слушают, ему хочется подражать.

Иллюзии восприятия – (англ. illusion; от лат. illudere — обманывать) полное или частичное искажение воспринимаемой информации.

Импрессия -проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.)

Индивид – конкретный представитель человеческого рода, со всей совокупностью его индивидуальных биологических признаков.

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

Индивидуальность -неповторимая совокупность биологических, личностных и поведенческих особенностей человека.

Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов

Креативность - (от латинского creato – сотворение, создание) – способность к творчеству, необычным и неожиданным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление устоявшихся стереотипов.

Личность - совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Методы психологии - основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

Мышление (англ. thinking) — психический процесс, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Оно носит опосредствованный характер.

Наблюдение —описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Настроение -самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интен­сивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства.

Образование противоположной реакции выражается в резкой смене своего отношения к чему-либо на противоположное при противоречии своего мнения с мнением общества.

Общая психология — отрасль психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия.

Общие способности (мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь, и др.);

Одаренность - единство общих способностей человека, определяющие его интеллектуальные возможности, а так же уровень и своеобразие его деятельности.

Оно (Id) – врожденная, бессознательная часть личности, полностью формируется к 3,5 годам. Это та часть человеческой психики, которая отвечает за глубинные, бессознательные инстинкты, влечения, желания.

Онтогенез - развитие человека от рождения до смерти.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память -процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать ин­формацию, не теряя прежних знаний и навыков

Пихология (ψυχή — душа; λόγος — слово, знание)- «наука о душе» На современном этапе наука о закономерностях развития и функционирования психики.

Поведение – совокупность действий, предпринятых для достижения цели.

Познавательные процессы – это процессы психического отражения, обеспечивающие приобретение и усвоение знаний.

Потребность – нужда человека в чем-либо.

Проекция – приписывание своих неосознаваемых отрицательных качеств и поступков другим людям.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого

Рационализация – механизм быстрого, бессознательного придумывания себе оправданий в негативной, травмирующей ситуации.

Результат – полное, или частичное удовлетворение (или неудовлетворение) потребности.

Репрезентативна система – преимущественный способ получения информации из окружающего мира: Визуальная системапредполагает восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера; Аудиальная система связана с восприятием через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы; Кинестетическая система базируется на восприятии через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.

Рефлексия – (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д.

Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Самосознание личности– это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка.

Сила воли - это способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

Собственно эмоции -более длительные состояния, причина которых не всегда осознается. Их продолжительность от нескольких часов, до нескольких дней. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на потенциально возможные или вспоминаемые.

Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп.

Специальные способности (музыкальные, математические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 13871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.