КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспроизведение
Память -процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков[65]. Память и ее свойства. Память – это медная доска, Каждый день мы ходим, разговариваем, знаем, где мы живем, как зовут нас и наших близких, и храним множество различной информации. Все это позволяет нам осуществлять познавательный процесс памяти. Благодаря памяти, нам не приходиться каждый день заново учиться ходить, говорить и делать множество других, уже привычных для нас дел.
Классификация памяти по разным признакам Таблица 5.
Как видно из схемы, имеются несколько классификаций памяти по разным признакам. По информации, хранящейся в нервной системе: Видовая (наследственная) – генетическая память, передающаяся из поколения в поколение. Индивидуальная (приобретенная)- это память, приобретенная организмом в течение всей жизни. Она вносит в генетическую память поправки, связанные с приспособлением человека к окружающей среде. По преобладающему анализатору в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения: · Моторная (двигательная) – память на позы и движения, благодаря этой памяти, нам не приходится каждый день заново учиться ходить, а один раз научившись плавать или кататься на велосипеде, даже через несколько лет этот навык сохранится; · Эмоциональная – память на эмоции и чувства, связанные с той или иной ситуацией: · Образная - память на картинки, образы, ситуации, основной вид памяти; · Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для людей любых профессий, особенно для художников, конструкторов, архитекторов, инженеров, врачей. Данный вид памяти предполагает развитую способность к воображению; · Слуховая память – это запоминание и воспроизведение акустических образов. · И т.д. По способу запоминания: · Словестно-логическая – память, позволяющая запоминать слова, их значения, формулы, схемы и таблицы; · Механическая - это память, основанная на повторении материала без его осмысления. Основной прием механического заучивания – многократное повторение. По характеру участия воли: · Произвольная – характеризуется наличием цели и волевых усилий. Например, когда ученик учит стихотворение к уроку. · Непроизвольная – запоминание повторяемой неоднократно информации, например знание популярных песен и рекламных слоганов, которые вряд ли кто-то заучивал специально. По продолжительности сохранения: · Долговременная – память на частоповторяющуюся, значимую информацию. В ней сохраняются данные, используемые в течение многих лет, сюда относятся имена друзей и родственников, адрес места жительства и т.д. · Кратковременная – память, сохраняющая информацию на момент ее значимости, от нескольких дней до нескольких месяцев. Сюда относятся знания к экзамену, как только студент выходит их кабинета, сдав экзамен – эти знания исчезают. · Оперативная – сохранение информации на момент действия, например мы помним телефонный номер, пока его набираем и забываем, как только дозвонились и операция завершена.
Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов: · величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор); · ценности информации; · установки человека; · логической категоризации.
Выделены факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти: · - привычность материала; · - контекст; · - принцип специфичности кодирования; · - мотивация; · - углубление в изучаемый материал[66]. В сруктуру памяти входят следующие составляющие Схема 1: 1. Запечатление имеет три формы: · Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. · Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. · Произвольное запоминание - это запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое.
2. Сохранение имеет две стороны: · Сохранение - этофаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом виде. · Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученной информации. Способы организации информации в памяти: · пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве); · ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками); · иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует). Сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым.
· Узнавание – опознание образа, при повторном восприятии объекта. Человек не может описать внешность другого, но узнает его по фотографии. · Припоминание - умственное действие, связанное с поиском, восстановлением и извлечением из памяти необходимой информации. Данное действие связанно с волевым усилием. · Воспроизведение – максимально полная и точная актуализация запомненной ранее информации. Психологи, изучая память, вывели ряд законов: • Закон интереса – интересная, актуальная информация запоминается легче, • Закон осмысления – проще запомнить информацию, которая понятна и осмысленна • Закон контекста – информацию проще запомнить в контексте чего-то, чем обособленно • Закон оптимальной длины ряда – человек способен запомнить 7+/- 2 объекта, остальное быстро забывается. • Закон края – лучше запоминается информация, которая идет вначале и в конце, середина обычно выпадает • Закон повторения – чем чаще информация повторяется, тем быстрее она отложится в долговременную память • Закон незавершённости – незаверенные действия запоминаются лучше чем завершенные. Мнемотехнические приемы – приемы эффективного запоминания: • Метод акронимов - образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). • Рифмизация (1,2.3,4,5 вышел зайчик погулять). • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. • Метод группировки (номер телефона, объем закупок по наименованиям и т.п.) • И многие другие.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |