Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспроизведение





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Память -процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать ин­формацию, не теряя прежних знаний и навыков[65].

Память и ее свойства.

Память – это медная доска,
покрытая буквами, которые время
незаметно сглаживает,
если порой не возобновлять их резцом.

Джон Локк

Каждый день мы ходим, разговариваем, знаем, где мы живем, как зовут нас и наших близких, и храним множество различной информации. Все это позволяет нам осуществлять познавательный процесс памяти. Благодаря памяти, нам не приходиться каждый день заново учиться ходить, говорить и делать множество других, уже привычных для нас дел.

 

Классификация памяти по разным признакам

Таблица 5.

По информации, хранящейся в нервной системе Видовая (наследственная) Индивидуальная (приобретенная)
По времени сохранения материала Кратковременная (оперативная, мгновенная) Долговременная
По характеру участия воли Непроизвольная Произвольная
По преобладающему анализатору в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения Эмоциональная Образная Моторная Зрительная Слуховая Обонятельная Осязательная
По способу запоминания Механическая Словесно-логическая  
                   

 

Как видно из схемы, имеются несколько классификаций памяти по разным признакам.

По информации, хранящейся в нервной системе:

Видовая (наследственная) – генетическая память, передающаяся из поколения в поколение.

Индивидуальная (приобретенная)-это память, приобретенная организмом в течение всей жизни. Она вносит в генетическую память поправки, связанные с приспособлением человека к окружающей среде.

По преобладающему анализатору в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения:

· Моторная (двигательная) – память на позы и движения, благодаря этой памяти, нам не приходится каждый день заново учиться ходить, а один раз научившись плавать или кататься на велосипеде, даже через несколько лет этот навык сохранится;



· Эмоциональная – память на эмоции и чувства, связанные с той или иной ситуацией:

· Образная- память на картинки, образы, ситуации, основной вид памяти;

· Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для людей любых профессий, особенно для художников, конструкторов, архитекторов, инженеров, врачей. Данный вид памяти предполагает развитую способность к воображению;

· Слуховая память– это запоминание и воспроизведение акустических образов.

· И т.д.

По способу запоминания:

· Словестно-логическая – память, позволяющая запоминать слова, их значения, формулы, схемы и таблицы;

· Механическая- это память, основанная на повторении материала без его осмысления. Основной прием механического заучивания – многократное повторение.

По характеру участия воли:

· Произвольная – характеризуется наличием цели и волевых усилий. Например, когда ученик учит стихотворение к уроку.

· Непроизвольная– запоминание повторяемой неоднократно информации, например знание популярных песен и рекламных слоганов, которые вряд ли кто-то заучивал специально.

По продолжительности сохранения:

· Долговременная– память на частоповторяющуюся, значимую информацию. В ней сохраняются данные, используемые в течение многих лет, сюда относятся имена друзей и родственников, адрес места жительства и т.д.

· Кратковременная – память, сохраняющая информацию на момент ее значимости, от нескольких дней до нескольких месяцев. Сюда относятся знания к экзамену, как только студент выходит их кабинета, сдав экзамен – эти знания исчезают.

· Оперативная – сохранение информации на момент действия, например мы помним телефонный номер, пока его набираем и забываем, как только дозвонились и операция завершена.

 

Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:

· величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);

· ценности информации;

· установки человека;

· логической категоризации.

 

Выделены факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:

· - привычность материала;

· - контекст;

· - принцип специфичности кодирования;

· - мотивация;

· - углубление в изучаемый материал[66].

В сруктуру памяти входят следующие составляющие Схема 1:

1. Запечатление имеет три формы:

· Запечатление-прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъяв­ления материала на несколько секунд.

· Непроизвольное запоминание -сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запомина­ние отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

· Произвольное запоминание - это запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. По отношению к исходному тексту различают заучивание дослов­ное, близкое к тексту и смысловое.

 

Схема 1.

 

2. Сохранение имеет две стороны:

· Сохранение- этофаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом виде.

· Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученной информации.

Способы организации информации в памяти:

· пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

· ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

· иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

Сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а стано­вится неосознаваемым.

 

· Узнавание – опознание образа, при повторном восприятии объекта. Человек не может описать внешность другого, но узнает его по фотографии.



· Припоминание- умственное действие, связанное с поиском, восстановлением и извлечением из памяти необходимой информации. Данное действие связанно с волевым усилием.

· Воспроизведение– максимально полная и точная актуализация запомненной ранее информации.

Психологи, изучая память, вывели ряд законов:

Закон интереса – интересная, актуальная информация запоминается легче,

Закон осмысления – проще запомнить информацию, которая понятна и осмысленна

Закон контекста – информацию проще запомнить в контексте чего-то, чем обособленно

Закон оптимальной длины ряда – человек способен запомнить 7+/- 2 объекта, остальное быстро забывается.

Закон края – лучше запоминается информация, которая идет вначале и в конце, середина обычно выпадает

Закон повторения – чем чаще информация повторяется, тем быстрее она отложится в долговременную память

Закон незавершённости – незаверенные действия запоминаются лучше чем завершенные.

Мнемотехнические приемы – приемы эффективного запоминания:

Метод акронимов - образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Рифмизация (1,2.3,4,5 вышел зайчик погулять).

Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

Метод группировки (номер телефона, объем закупок по наи­менованиям и т.п.)

И многие другие.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.