КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проверка эмпирического распределения на его соответствие нормальному распределению 3 страница
Н1: Профили распределения результатов ШТУР лучшей и худшей учениц различаются значимо. Максимальное значение разности накопленных частот 0,111. lэмп. = 0,111×6,165 = 0.684. lэмп.< lкр.(при доверительной вероятности 0.95), следовательно, принимается нулевая гипотеза. Ответ: Профили распределения результатов ШТУР «лучшей» и «худшей» учениц не различаются значимо.
8. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 8.1 Меры связи явлений, измеренных в номинативных шкалах
Коэффициент четырехклеточной сопряженности. Когда объекты классифицированы по двум или нескольким свойствам, то результат такой классификации можно представить в виде таблиц, в которых строки будут иметь заголовки одного свойства, а столбцы - другого, а сочетания всех свойств будут рассматриваться попарно. Такие таблицы называются таблицами сопряженности. В заголовки столбцов выносятся свойства Х1, Х2 и т.д. до Xi, в заголовки строк У1, У2 и т.д. до Yj. В клетки таблицы заносим частоту - то есть количество случаев сочетания Х1 и У1 (записывается Х1 и У1), Х1У2, Х1У3 и т.д. до Х1Уj в первой строке, Х2У1, Х2У2..... X2Yj во второй строке, и так по всей таблице вплоть до нижней правой клетки, где будет XiУj. Силу связи между двумя явлениями, измеренными в дихотомической номинативной шкале, оценивают с помощью коэффициента четырехклеточной сопряженности Пирсона j: В данной формуле a, b, c, d - это количество случаев в каждой ячейке таблицы: a, b - в верхней строке справа налево, c и d - в нижней строке. Коэффициент j может изменяться от -1 до 1. Если он равен нулю, то связь отсутствует, если близок к нулю - связь слабая, а если приближается к 1 (или -1) или равен ей, то связь сильная. С помощью коэффициента 4-х-клеточной сопряженности Пирсона можно непосредственно сравнивать между собой силу связи по двум и более таблицам сопряженности - коэффициент четырехклеточной сопряженности указывает, что в таблице А связь сильнее, чем в таблице Б. Статистически же точный ответ, значимо ли отличается коэффициент j от нуля, то есть значима ли связь между явлениями, можно получить с помощью критерия c2 Пирсона.
где fi - эмпирическая частота, а ft - теоретическая частота для ячейки таблицы. Эмпирическая частота - это те значения абсолютной частоты, которые приведены в таблице сопряженности. Теоретическая частота - это та частота, которая значилась бы в данной ячейке при равномерном распределении характеристик. Теоретическая частота рассчитывается согласно правилу вероятности произведения случайных независимых событий по формуле: где f(xi)- сумма по соответствующей строке, f(yj) - сумма по соответствующему столбцу, а N- общее число испытуемых. Знак суммы в формуле критерия Пирсона говорит о том, что сложение проводится для всех клеток таблицы. Число степеней свободы n определяется по формуле n = (n-1)(m-1) где n - число строк в таблице, а m - число столбцов, т.е. для четырехклеточных таблиц n=1. Если эмпирическое значение критерия c2 оказывается больше (или равно) критического при заданном уровне доверительной вероятности, то отличие коэффициента j от нуля признается статистически значимым. Для четырехклеточных таблиц с числом испытуемых меньше 30 рекомендуется использовать формулу с учетом поправки Йетса на непрерывность: Задача: Есть ли связь между результатами сдачи зачета, посещением лекций и местом проживания? Какая из этих связей более сильная? А. Связь «посещаемость - сдача зачета»: (здесь и ниже: цифра слева вверху ячейки - эмпирическая частота, справа внизу - теоретическая частота) Таблица 21
Статистическую значимость отличия коэффициента j от нуля проверим по критерию c2 Пирсона: c2эмп= (18-12.87)2 + (3-8.13)2 + (1-6.13)2 + (9-3.87) 2 = 16.375 12.87 8.13 6.13 3.87 c2кр=6.635 (a=0.01) c2эмп > c2крÞ связь «посещаемость - сдача зачета» статистически значима (0.01). Б. Связь «место проживания - сдача зачета»: Таблица 22.
Статистическая значимость связи «место проживания - сдача зачета» проверяется по критерию c2 с учетом поправки Йетса, так как число испытуемых меньше 30: c2эмп= (11-10.29-0.5)2 + (|7-7.71|-0.5)2 + (|5-5.71|-0.5)2 + (5-4.29-0.5)2 = 0.028 10.29 7.71 5.71 4.29
c2кр=3.841 (a=0.05) c2эмп < c2крÞ связь «место проживания - сдача зачета» статистически незначима (0.05). Ответ: Коэффициент четырехклеточной сопряженности для зависимости «посещаемость - сдача зачета» выше, чем для зависимости «место проживания - сдача зачета», следовательно, в первой зависимости связь сильнее.
Если таблицы описывают свойства, измеренные в недихотомической шкале наименований, то они называются таблицами многоклеточной сопряженности. Для анализа многоклеточных таблиц используются коэффициенты многоклеточной сопряженности Кч - коэффициент Чупрова и - коэффициент Пирсона. Коэффициенты рассчитываются по формулам: С - коэффициент многоклеточной сопряженности Пирсона: где N - общее количество испытуемых, c2- критерий Пирсона. Кч - коэффициент Чупрова: где n-число строк, m - число столбцов, N - общее количество испытуемых. Непосредственно по коэффициентам многоклеточной сопряженности К и С, как и в случае с четырехклеточными таблицами, можно сравнивать силу связи между изучаемыми характеристиками в разных таблицах. Статистическая значимость связи и отличия от нуля коэффициентов Чупрова и Пирсона оценивается по критерию c2 Пирсона аналогично четырехклеточным таблицам (с учетом поправки Йетса при количестве измерений менее 30). Задача: При исследовании связи между удовлетворенностью профессиональной деятельностью, уровнем образования и социальным положением испытуемых получены результаты, приведенные в таблицах. Какие выводы можно сделать о силе связи между этими характеристиками? Таблица 23.
Критерий c2эмп= (20-12.21)2 + (10-10.89)2 + (3-9.90)2 + (11-16.28)2 + (15-14.52)2 + 12.21 10.89 9.90 16.28 14.52
+ (18-13.20)2 + (6-8.51)2 + (8-7.59)2 + (9-6.90)2 = 14.74 13.20 8.51 7.59 6.90
.Число степеней свободы n=(3-1)(3-1)=4. Критическое значение критерия при 95% доверительной вероятности составляет 9.49, при 99% - 13.28. Поскольку c2эмп >c2кр, то зависимость между уровнем образования и удовлетворенностью работой статистически значима (a=0.01). Рассчитав эмпирическое значение критерия c2, можно рассчитать коэффициенты Чупрова и Пирсона:
Исследование связи между удовлетворенностью профессией и социальным положением испытуемых дало следующие результаты: Таблица 24
Критерий c2эмп= (14-10.25)2 + (13-10.66)2 + (6-11.48)2 + (8-8.61)2 + 10.25 10.66 11.48 8.61 + (7-7.75)2 + (4-8.06)2 + (14-13.20)2 + (6-8.68)2 + (4-7.00)2 + (9-7.28)2 + 7.75 8.06 13.20 8.68 7.00 7.28 + (8-7.84)2 + (7-5.88)2 = 9.447 7.84 5.88 Число степеней свободы n=(4-1)(3-1)=6. Критическое значение критерия при 95% доверительной вероятности составляет 12.592. Поскольку c2эмп <c2кр, то связь между удовлетворенностью профессией и социальным положением испытуемых статистически незначима (a=0.05).
Коэффициент многоклеточной сопряженности Пирсона С для зависимости «удовлетворенность профессией - образование» выше, чем для зависимости «удовлетворенность профессией - социальное положение», следовательно, в первой зависимости связь более тесная, чем во второй. Аналогичный вывод можно сделать и по коэффициенту Чупрова К. Следует иметь также в виду, что с помощью рассмотренных коэффициентов и критериев доказывается только отличие распределения цифр в таблице от равномерного. Для описания же характера связи между явлениями следует использовать другие методы, о некоторых из них речь пойдет ниже.
8.2 Корреляционная связь Корреляционная связь - это согласованное изменение двух или более признаков. Корреляционная связь означает, что изменчивость одного признака находится в некоторой связи с изменениями другого признака. Например, количество знаний человека, оцененное по какой-либо шкале, будет закономерно расти с увеличением его возраста. Количество ошибок при чтении текста или при решении задач будут закономерно уменьшаться при увеличении количества выполненных тренировочных упражнений. В зависимости от величины нагрузки на тренировках будут изменяться спортивные показатели спортсменов и так далее. Используется также термин корреляционная зависимость, который означает, что направленные изменения одного признака приводят к направленным изменениям другого. Термины корреляционная связь и корреляционная зависимость не являются синонимами, поскольку два признака, изменяющиеся согласованно, могут зависеть не друг от друга, а от какого-либо третьего признака. Например, количество церквей в городе и количество баров-ресторанов изменяются согласованно - в том городе, где много церквей, там много и баров. Связь же здесь не прямая, а опосредованная: больше памятников старины (церквей), следовательно, больше туристов, поэтому в городе больше баров и ресторанов. То есть корреляционная связь не является свидетельством причинно-следственной связи, а только показывает, что изменениям одного признака, как правило, соответствуют изменения другого. При корреляционной зависимости изменение одного признака непосредственно влияет на изменение другого: между количеством памятников старины в городе и количеством туристов есть корреляционная зависимость. Но в целом, если нет уверенности в причинно-следственной зависимости между двумя или более явлениями, то лучше пользоваться термином «корреляционная связь». Корреляционные связи характеризуются формой, направлением и силой. По форме различаются связи прямолинейные и криволинейные. Прямолинейной может быть связь между количеством правильно решенных задач и количеством выполненных тренировочных заданий. А вот, например, связь между уровнем мотивации и эффективностью выполнения задачи криволинейная: эффективность выполнения задачи возрастает только до определенного, так называемого оптимального уровня мотивации, а затем начинает снижаться. По направлению корреляционная связь может быть положительной (прямой) либо отрицательной (обратной). При положительной прямолинейной корреляции более высоким значениям одного признака соответствуют более высокие значения другого, а более низким значениям одного признака, соответственно более низкие другого. При отрицательной связи более высоким значениям одного признака соответствуют более низкие другого. Так, связь между количеством тренировочных заданий и количеством правильно решенных задач прямая (положительная), а между количеством тренировочных заданий и количеством допущенных ошибок - обратная (отрицательная). Сила связи характеризует, насколько строго выполняется зависимость. Чем сильнее связь между явлениями, тем более сильно оказывается вытянутым облако точек на графике. Степень вытянутости облака оценивается с помощью коэффициента корреляции. Коэффициент корреляции изменяется от минус до плюс единицы. Знак показывает, является ли связь положительной или отрицательной, а абсолютная величина коэффициента корреляции - силу связи. Если коэффициент близок к нулю, то связь отсутствует, если близок к единице, то связь значима. При классификации силы связи пользуются двумя шкалами. Общая шкала ориентирована на абсолютное значение коэффициента корреляции: · сильная (тесная) связь ÷ r÷ >0.70 · средняя связь 0.50< ÷ r÷ <0.69 · умеренная связь 0.30< ÷ r÷ <0.49 · очень слабая связь (отсутствие связи) ÷ r÷ <0.29
Рис.6. Возможные варианты расположения облака точек на графике и соответствующие им коэффициенты корреляции. Частная классификация учитывает объем выборки и оценивает достоверность наличия корреляционной связи: · высокая значимая корреляция при r, соответствующем уровню статистической значимости p<0.01 · значимая корреляция - при r, соответствующем уровню статистической значимости p<0.05 · тенденция достоверной связи при r, соответствующем уровню статистической значимости p<0.10 · корреляция незначима при r, не достигающим уровня статистической значимости. Поскольку даже высокий коэффициент корреляции при малом объеме выборки может оказаться незначимым статистически, а при больших объемах выборки слабая связь статистически значима, то лучше пользоваться второй классификацией.
8.2.1 Меры связи для явлений, измеренных в ранговых шкалах С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена можно определить силу и направление связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Формула в общем случае имеет следующий вид: где d - разность между рангами каждой из переменных (ранжирование производится раздельно для каждой из переменных), а N - количество ранжируемых значений (или переменных, образующих иерархию). Полученное эмпирическое значение rs сравнивается с критическими значениями, приведенными в таблицах (Таблица 10 Приложения). Если эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше критического или равно ему, то связь признается значимой.
Задача: По результатам тестирования учеников 10 класса одной из школ Ленинградской области оценить корреляцию между двумя иерархиями ценностей - шкалой важности ценностей и шкалой ценностей, которые легче достигнуть. Таблица 25.
rs крит.=0.50 (р=0.10). rs < rs крит Þ связь между шкалой ценностей, которые важнее, и шкалой ценностей, которые легче достигнуть, незначима. При исследовании связи между различными признаками у одних и тех же испытуемых нередко два или более значений переменных получают один и тот же ранг. В этом случае в формулу коэффициента ранговой корреляции Спирмена вводятся поправки, и она принимает вид: где Тa,b - поправки, рассчитываемые по формулам
соответственно для первого (а) и второго (b) признака (второй иерархии). «a» и «b» - объем каждой группы одинаковых рангов: например, если два ранжируемых значения признака совпадают, то объем группы равен 2; если 3 значения совпадают - объем группы равен трем и т.д. При малых объемах групп поправка несущественна, при совпадении большого количества рангов она становится уже заметной. Задача: Есть ли связь между способностью классификации и осведомленностью по тесту ШТУР у учениц 10 класса одной из школ Ленинградской области? Таблица 26.
rs крит.= 0.44 (0.01) rs < rs критÞ Ответ корреляционная связь между способностью классификации и осведомленностью по тесту ШТУР у учениц 10 класса незначима.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |