Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к дипломатической информации 2 страница




Все перечисленные виды информационной продукции носят сложившийся исторический характер. Они исполняются на тради­ционных бумажных носителях и доставляются из зарубежных диппредставительств в МИД дипломатическими курьерами в специ­альных дипломатических вализах.

Не менее важными для информационной работы диппредста­вительства являются каналы доставки информации. За последние десятилетия в связи с бурным развитием коммуникационных тех­нологий и техники обработки информации, в том числе ее шиф­рования, прочное место заняли шифртелеграммы. Эта форма связи привлекательна тем, что при абсолютной гарантии секретности, она обеспечивает доставку информации в кратчайшие сроки. Кроме того, ее пересылка обходится значительно дешевле, чем при курьерской связи.

К шифрпереписке допускаются только приобретшие опреде­ленный опыт дипломатические работники в зависимости от значи­мости тех полномочий, которыми они облечены, и вопросов, ко­торыми они занимаются в соответствии с распределением долж­ностных обязанностей в загранпредставительстве. Составителем шифртелеграмм может быть любой допущенный к шифререписке дипломатический работник, но подписывает готовый текст либо глава дипломатического представительства, либо лицо официально его заменяющее. Текст телеграммы составляется от руки в соответ­ствующей рабочей тетради. В интересах безопасности и сохране­ния нужной конфиденциальности такого рода телеграммы пишут­ся в специально для этого отведенных помещениях. В них же про­изводится ознакомление с шифртелеграммами, пришедшими из Центра.

Адресатом шифртелеграмм является руководство МИД Беларуси, по решению которого текст телеграммы может быть размножен и разослан (по утвержденным спискам) лицам, возглавляющим веду­щие правительственные структуры. В силу этого к содержанию шифртелеграмм предъявляются повышенные требования, глав­ным из которых является важность и значимость затронутых проблем. Высокая плотность информации, краткость изложения и ясность языка должны носить истинно телеграфный характер. Тщательно выверяются цифры, имена, названия организации. Аббревиатуры должны быть расшифрованы, когда они впервые встречаются в тексте. Если тема затрагивается не в первый раз, то следует сослаться на номера телеграмм, в которых ранее говори­лось об этом же.

Целесообразно в одной телеграмме затрагивать и развивать только одну информационную тему. Информация должна быть «моноблочной». Только в таком случае она может быть легко и правильно введена в автоматизированные банки данных любого ведомства с целью длительного хранения и использования. В шифртелеграммах не принято указывать точный источник инфор­мации. Делается это в интересах безопасности. Достаточно ука­зать: «По сведениям из достоверного источника...» или, наоборот, указать: «По данным, впервые попавшим к нам и требующим до­полнительной проверки...»

В ряде посольств Республики Беларусь в крупных государст­вах установлены прямые узлы зашифрованной телефонной связи с Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Этот канал используется для сверхэкстренного сообщения в Центр не терпящей отлагательства информации и получения соответствую­щих указаний. К сеансам такой связи следует тщательно готовить­ся: заранее обдумать все, требующие постановки вопросы, запас­тись информацией, на случай непредвиденных запросов со сторо­ны Центра, четко отработать свою позицию по возникшей ситуа­ции.

Аналитическая работа в загранпредставительствах носит подчи­ненный характер по отношению к сбору и обработке текущей ин­формации. Это объясняется тем, что в загранпредставительствах нет возможности накапливать и длительное время хранить боль­шие массивы информации, являющиеся непременным условием для плодотворной аналитической работы. Коллектив дипломати­ческих учреждений как правило невелик. Времени для длительной, кропотливой работы мало. Тем не менее аналитическая работа не­смотря на ограниченные возможности постоянно ведется, никто кроме диппредставительства аккредитованного в данной стране не сможет выработать целостной концептуальной модели страны. В периоды, предшествующие визитам на высоком уровне, при со­ставлении годовых отчетов, при подготовке политических писем аналитическая работа переживает особые подъемы. Ее важность особенно заметна при ведении длительных международных пере­говоров на двусторонней или многосторонней основе. В этих усло­виях после каждого рабочего переговорного дня руководитель де­легации вместе со своими помощниками проводит анализ промеж­уточных результатов переговоров.

Как правило применяется методика «мозгового штурма», что позволяет в короткий промежуток времени получить профессио­нально высококачественный анализ ситуации, грамотно сформу­лировать позицию и оценить соответствующим образом сложив­шуюся в ходе переговоров ситуацию, наметить путь собственных дальнейших действий. К концу такого аналитического штурма его результаты излагаются в шифртелеграмме в Центр. В конце де­пеши как правило указывается: «Если к 10.00 утра следующего дня из Центра не поступит никаких указаний, мы будем действовать таким образом, о котором сообщили выше».

«Мозговые штурмы» чаще всего проводятся в периоды визитов высокопоставленных делегаций, по итогам или в ходе сессий Ге­неральной Ассамблеи ООН, других значительных событий.

Информационная работа дипломатических представительств не исчерпывается только сбором и направлением в Центр нужной и важной информации. Есть и другое ее измерение, которое можно назвать информационно-разъяснительной работой в стране пребы­вания.

За рубежом сохраняется высокий уровень интереса к Беларуси, поэтому для поднятия авторитета нашей страны и расширения круга ее друзей, улучшения атмосферы отношений между Беларусью и страной пребывания важно правильно построить информацион­но-разъяснительную работу. Для этого, прежде всего, необходимо иметь надежные каналы получения информации об обстановке на Родине, причем не только официальные, но и инициативные. Какое бы то ни было жесткое ограничение информационного обеспечения дипломатической работы неуместно. Спутниковое те­левидение, радиопередачи, печатная продукция, встречи с предста­вителями и даже друзьями из Минска будут хорошим дополнени­ем к тем ориентировкам, которые поступают из Министерства иностранных дел.

Дипломатические работники, опираясь на полученную инфор­мацию, доносят до общественности страны пребывания достовер­ную и нужную информацию о жизни нашей страны, целях и осо­бенностях ее внешней и внутренней политики. Для этого исполь­зуются многочисленные приемы, завтраки, обеды, коктейли и иные протокольные мероприятия. Специально организуются для этого всевозможные брифинги и пресс-конференции. Нередко по­слам и старшим дипломатам предоставляется возможность высту­пить по каналам местного радио и телевидения. Эти и многие дру­гие формы информационно-разъяснительной работы содействуют расширению деловых контактов, пополняют ряды друзей и сто­ронников, резко увеличивают возможности для получения нужной стране информации.

Итак, значимость работы дипломатических структур по сбору, обработке и использованию информации международного характе­ра трудно переоценить. Причем не только с точки зрения функци­онирования самого внешнеполитического ведомства, но проекти­рования международных связей Беларуси в целом. Информацион­ные характеристики дипломатической службы определяют эффек­тивность и действенность международной деятельности государст­ва, статус, роль и место МИД в системе государственного управле­ния. Зависят они от многих факторов, но прежде всего от профес­сионализма дипломатических служащих, их ответственности и творческого отношения к делу.

И еще: анализ имеющихся в посольствах в других представи­тельствах белорусских ведомств в стране пребывания, директивных источников планирования и внутриведомственных нормативных материалов показывает, что значительная часть информационно-справочных и отчетных материалов направляется в Центр с опре­деленной периодичностью в течение каждого года.

Итак, Какие же требования ставятся сейчас перед аналитической ра­ботой дипломата?

Первое – она должна носить не поверхностный, обывательский, а научный характер и базироваться на учете и глубоком рассмотре­нии всех факторов, касающихся той или другой проблемы; на ос­нове реальной картины сегодняшнего дня дипломат должен делать выводы о возможном развитии событий в будущем и давать реко­мендации правительству.

Второе требование — современная информация должна стро­иться не на одном-двух, а на многочисленных и разнообразных ис­точниках, конечно, наиболее достоверных.

Третье требование. Так как обычно дипломатию интересует прежде всего политика правительства, она должна опираться прежде всего на правительственные документы, законы и распоря­жения правительства, высказывания его руководителей, мнения правительственной элиты, в том числе в парламенте.

Но следует обращать внимание и на данные, которые вы можете получить из кругов, так сказать, реальной власти, деловых кругов, финансовых структур. Во-первых, потому, что, как уже было ска­зано, они пользуются большим влиянием в правительстве и хоро­шо знают обстановку (они ее и создают) и, во-вторых, через них вы можете осуществлять и свое влияние на правительство (сказанное, конечно, не значит, что вы можете пренебрегать другими источни­ками, даже если они критически относятся к политике правитель­ства).

Четвертое. Ваш анализ будет более верен и точен, если вы хо­рошо знаете страну пребывания и глубоко разбираетеь в той про - блеме, по которой даете информацию, т.е. вы знаете политику и экономику страны, ее политический строй, ее партии и их лиде­ров — правительственных и оппозиционных, ее историю, характер нации (или наций). Поверхностное знание страны ведет к поверх­ностной характеристике ее политики. Эти знания должны базиро­ваться не только на материалах СМИ, а на изучении солидной ли­тературы, контактах с элитой страны, в том числе с ее интеллиген­цией, представителями науки.

Пятое. Анализ должен учитывать и строиться на самых послед­них данных по проблеме, о которой вы пишете. Если информация устарела еще во время ее составления, то и принятое центром ре­шение может быть неполным и даже неправильным. У журналис­тов есть поговорка: «Вчерашняя новость — мертвая новость». Это в полной мере относится и к дипломатической информации. Если она устарела, то правительство вынуждено будет принимать реше­ние на основе других источников, прежде всего материалов СМИ, достоверность которых часто бывает сомнительной.

Шестое. Одна из ошибок, может быть даже пороков, некоторых дипломатов — сообщать такую информацию и давать такой анализ событий, который бы не только не раздражал правительство, но даже ласкал бы его слух. Делается это обычно так: отрицательные факты опускаются или смягчаются, а какие-то позитивные оценки выпячиваются на первый план. Это самый опасный путь и часто такая информация может сослужить плохую службу правительст­ ву. Информация должна быть максимально объективной (на­сколько могут быть объективными человеческие оценки), не под­страиваться под точку зрения правительства. Дипломат должен иметь мужество сообщать максимально правдивую информацию, какой бы горькой и неприятной для адресата она ни была

Седьмое. Давая информацию (в особенности из средств массо­вой информации), не следует слепо полагаться на нее(даже солид­ная газета может быть дезинформирована). Следует обязательно всеми возможными (легальными) средствами перепроверить ее. Надо иметь в виду, что пресса подает данные выборочно, с учетом того, какую цель она ставит перед собой, с учетом ставки на сенса­цию, на увеличение тиража и просто из-за ангажированности жур­налиста. Разговоры о том, что все СМИ «независимы», что все журналисты «честнейшие» и «бескорыстные люди», почти свя­тые, — изобретение самих журналистов.

Восьмое. Стиль дипломатической информации значительно от­личается от журналистского или художественной литературы, ско­рее он приближается к научному, но ряд его особенностей следует упомянуть. Прежде всего это точность информации. В некоторых дипломатических документах: справках, информациях, характе­ристиках, политических письмах, необходимы ссылки на источни­ки (в особенности при цитировании источников, цифровых дан­ных), чтобы министерство могло проверить информацию или сли­чить с другими источниками. Так как эта информация предназна­чена для чтения руководством министерства страны, она должна быть максимально сжатой, без лишних слов, сопровождаться в случае необходимости выводами и предложениями. Стиль дипло­матических документов, предназначенных для общения с ино­странными государствами — договоров, соглашений, имеет свои особенности.

Традиционно дипломатия во все времена была связана с торговлей. Дипломатия Киевской Руси начиналась с торговли с греками, с заключе­ния договоров, в которых важная роль отводилась правам и обя­занностям купечества, их охране, условиям содержания и т. д.

Когда послы и посланники стали личными представителями своих суверенов-монархов, они, занимая высокое положение, нача­ли отходить от торговых дел, которые стали уделом дипломатов низшего ранга или консульских работников. Но торговые крите­рии государства всегда были естественными для него, и торговая политика была в конечном счете частью внешней политики госу­дарства, а значит, и дипломатии.

Говоря о теории дипломатии, Г.Никольсон различает два глав­ных ее направления: первое — теория военной политической касты, оно склонялось к политике силы, второе — интересовалось политикой, дающей прибыль, и занималось, главным образом, примирением, компромиссами и кредитами. Представители пер­вой теории верят в способность запугивать, второй — в способ­ность кредита порождать доверие.

Торговая политика может стать и прямым инструментом дип­ломатии.

Сегодня дипломат полностью вовлечен в вопросы экономики и торговли. Мощным толчком послужили экономические встречи западных стран или «встречи большой семерки». Если уж прези­денты и премьеры занимаются этими вопросами, то дипломатам нельзя не быть готовыми дать соответствующие оценки для обо­снования государственной политики в этих проблемах и разумные предложения.

Как же сегодня смотрятся задачи посольств в сфере экономи­ческой работы, в области деловых контактов посольства с предста­вителями крупного бизнеса?

Для многих посольств эта работа стала наиболее важным объек­том их дипломатии. «Название этой работы — дипломатии — прода­вать, продавать и еще раз продавать», — сказал английский министр иностранных дел консервативного правительства. Дипломатичес­кий справочник так определяет эту деятельность посольств:

Задачи дипломатов, работающих в области экономики, всеми до­ступными средствами способствовать удовлетворению торговых инте­ресов своей страны, помогать прибывающим в страну бизнесменам, от­вечать на их специфические вопросы, снабжать всей информацией, в том числе малодоступной, которая поможет его стране сформулиро­вать соответствующую торговую политику, а ее бизнесменам получить лучшие условия на местном рынке. Концентрируя свою деятельность на интересах своей страны, дипломат не может избежать и обращений и вопросов со стороны бизнесменов страны пребывания, и отвечая на них, он должен наилучшим образом содействовать добрым отношени­ям со страной пребывания.

Прежде всего, кто из дипло­матов должен заниматься экономическими вопросами? Если штаты посольства позволяют, то следует выделить из числа дипло­матов группу сотрудников, собирающих информацию и анализи­рующих ее. Дипломатический справочник формулирует цели этой группы так: «Задачи членов коммерческой группы состоят в том, чтобы поощрять всеми возможными средствами интерес к вашей собственной стране: оказывать помощь посещающим посольство бизнесменам, отвечать на их специфические вопросы, давать всю информацию, которая поможет этой стране выработать подходя­щую торговую политику и бизнесменам вашей страны — облегчить доступ на местный рынок. Дипломат изучает в особенности изме­нение в таможенных тарифах, квоты и положения о регулирова­нии импорта, запросы о тендерах».

Его интересуют как бизнесмены вашей страны, приезжающие для переговоров, так и бизнесмены страны пребывания. Начнем с последней категории.

При установлении контактов с бизнесменами страны пребыва­ния надо иметь под рукой данные о стабильности положения в вашей стране (обоснованные и убедительные), состоянии развития промышленности, основных экономических и финансовых усло­виях, фирмах, которые заинтересованы в развитии деловых отно­шений со страной пребывания. Сведения эти черпаются из белорусской прессы или запрашиваются у МИДа.

Контакты с бизнесменами, которые располагают огромной ин­формацией, дают возможность лучше понять замыслы правитель­ства и иногда с неизвестной стороны осветить, казалось, уже из­вестную вам проблему

Для первой беседы, имеющей целью установление контакта, нужно тщательно продумать темы, пригодные для обсуждения.

Главной целью «контактной беседы» должно быть завладение до­верием партнера. Устное обращение в деловом разговоре имеет такой же вес, как и письменное. Жест пальцем на бирже означает немедленное обязательство. На гербе Лондонской биржи начертан девиз My word is ту bond — «Мое слово — мое обязательство».

Перед встречей, во время которой вы хотите установить контак­ты, полезно просмотреть последние экономические досье (к со­ставлению их лучше всего привлекать женщин-сотрудниц, так как они обычно делают такую работу внимательнее, аккуратнее).

У дипломата должен быть под рукой каталог всех российских фирм, совместных фирм со страной пребывания, данные о фирмах Республики Беларусь, которые хотели бы сотрудничать с компаниями страны, в которой вы находитесь. Полезными бывают в таких случаях досье рекламы фирм, которые могут явиться потенциальными сотрудни­ками российских компаний (изучением реклам, например, тща­тельно занимается итальянское посольство в Минске). Большое значение для раскрытия возможностей беларусской экономики имеют встречи с белорусскими бизнесменами, но они будут обра­щаться в посольство только в том случае, если найдут там нужные для них материалы, если вы сможете свести их с потенциальными заказчиками. Ваше личное знакомство с регионами Беларуси в зависимости от заинтересованности фирм страны пребыва­ния в тех или других контрактах помогает вам связать их напря­мую. Вы должны иметь справочники, альбомы обо всех представ­ляющих интерес для экономики Беларуси фирмах страны пребыва­ния; наличие этих данных сделает ваше посольство центром при­тяжения как российских, так и местных деловых кругов. В свою очередь, это позволит вам установить интересные и полезные кон­такты в этой среде и получить нужную информацию.

Секрет успеха установления контактов с бизнесменами во многом зависит от точности, объема и оперативности информа­ции. Как гласит французская пословица: «Хорошо информиро­ванный человек стоит двух».

Контакты и переговоры с деловыми людьми имеют свои осо­бенности. Они всегда — торг. Г. Никольсон говорил, что торг — это личный процесс, посредством которого двое или несколько участ­ников достигают некоего единства, они имеют определенную цель выгодно продать или выгодно купить, т.е. достигнуть определенно­го компромисса. Поэтому особенно важен первый шаг — контакт, чтобы заявка одной стороны требовала максимума и при этом вы­глядела приемлемой для другой.

В отличие от обычных дипломатических контактов торговым свойственна известная секретность. Венгерский ученый, бизнесмен, почти четыре десятилетия имевший дело с внешней торговлей, Я. Нергеш пишет: «Главное, чтобы партнер как можно меньше знал о моих мотивациях, о моем положении, об опасениях, а я — как можно больше знал о нем... таким образом, скрытность на перегово­рах подобна игре в прятки». Задавать вопросы, которые содержат коммерческую тайну, при установлении контактов, при первых эта­пах переговоров ни дипломату, ни бизнесмену не следует.

В экономических контактах важную роль играет тактика выжи­дания. Если партнер нетерпелив, импульсивен, то он может пока­зать себя плохим дипломатом и бизнесменом. Как говорил Дизраэли: «Насколько важно знать, когда следует воспользоваться пред­ставившейся возможностью, настолько же существенно уметь предвидеть, когда от этого целесообразно отказаться».

Западные посольства держат двери широко открытыми для бизнесменов, практически всегда в посольствах есть кто-то из дип­ломатов, готовых их принять.

В посольство Англии в Париже обращаются за помощью не­сколько тысяч английских и французских бизнесменов в год.

Английский дипломат Дж. Макдермот, проведший 27 лет на дипломатической службе и ушедший в отставку с поста посла, писал: «Задача дипломата сегодня и завтра подобна задаче менед­жера, заместителя менеджера или сотрудника гигантской между­народной корпорации, только за тем исключением, что он работает не за личную прибыль. Но его искусство должно быть сосредото­чено на этом направлении. Забудьте о романтическом ореоле своей профессии и думайте о самом существенном», т.е. о торговле. В за­падной литературе приводится множество фактов, когда советы посольств помогали фирмам заключить выгодные сделки и избе­жать сомнительных предложений. Английский посол в Тегеране принял такое близкое участие в судьбе фирмы «Крайслер», что спас ее (а она имела большой контракт с Ираном в 1973 г.) от краха.

Дипломатам, в свою очередь, большую пользу могут принести контакты с деловыми кругами, потому что именно им принадле­жит определяющая роль в жизни страны. Они являются самой ин­формированной и влиятельной частью общества, к тому же они свободны в общении, их не связывает закон о государственной тайне, если они и информированы о ней, то опосредованно, через своих советников, экспертов, которые работают в правительстве, через своих друзей.

Сами по себе беседы с бизнесменами, в том числе по вопросам политики, интересны и полезны потому, что они более независимы в оценке политики правительства. Даже поддерживая правитель­ство, они могут критиковать его за отдельные аспекты политики, упущения, давать нелицеприятную характеристику членам каби­нета, рассказывая подноготную тех или других решений прави­тельства. И если высказывания представителей оппозиции явля­ются часто «критикой ради критики», то соображения деловых людей помогают понять выгоду тех или других решений, причины предпринятых правительством действий.

И есть еще одна, на первый взгляд парадоксальная, особенность взглядов деловых людей — даже тогда, когда правительство идет на ухудшение отношений с какой-либо страной, деловые круги не спешат следовать этому курсу, осторожно взвешивая все плюсы и минусы нового направления правительства для экономики страны, для своих собственных компаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.