КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предназначение конституционных законов
И РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Любая конституция независимо от того, писаная она илинеписаная, занимает (должна занимать) в обществе особое место в силу своего идеального предназначения. «Особость» конституции заключена прежде всего в её универсальности. При этом универсальность конституции как источника права и универсальность конституционного права как ведущей отрасли права – одно целостное явление. Если национальное законодательство – форма существования правовой материи, то конституция – «форма форм». Недаром её именуют основным законом, законом законов. Предмет конституционного воздействия равен предмету национального права: конституция может и должна работать везде, где работают другие нормативные правовые источники национального права (применительно к конституционному праву в целом данное положение было раскрыто в гл. 1 настоящей монографии). Развитаяконституция содержит в себе главные генетические коды национального права; она в определенной плоскости тождественна последнему (какова конституция, таково и право; каково право, такова и конституция). Отсюда помимо непосредственного регулирования общественных отношений в качестве обычного нормативного источника конституция в содержательном плане воздействует на все отрасли национального права, а в плане формально-структурных зависимостей – на отраслевое законодательство. Кроме того, конституция (конституционные законы) тяготеет к закреплению принципиальной модели общественно-государственного устройства, выступая актом не столько государства, сколько всего общества. В этом проявляется идеологическая природа конституции, дополняющая её собственно юридическую природу. По ходу развертывания цивилизационных процессов отдельные общества и государства, достигая значительной внутренней сложности, дифференцированности, осознали потребность выработки особых средств сохранения своего единства и закрепления стратегических ориентиров развития. Таким средством и стали конституционные законы. Но будучи юридико-идеологическим средством, направленным на моделирование общества как единого организма, не сводимого к своей государственной оболочке, конституционные законы начали развиваться как акты надгосударственные, ограничивающие государственную волю и государственный произвол. Конституционные законы приобрели также ярко выраженное духовно-нравственное содержание. В механизме сопряжения права и морали (нравственности), духовных ценностей они играют важнейшую роль. Конституция в обществе – главный юридический документ, соединяющий силовые процессы с господствующей или официально декларируемой моралью. С помощью конституции происходит и перевод на язык права доминирующих в обществе культурных ценностей. Если право призвано выражать социальный компромисс, баланс разных общественных сил, то в первую очередь эту задачу решает конституционное законодательство, поскольку именно в нем сфокусированы главные интересы социальных субъектов[20]. Конституция – основное поле для поиска общественных компромиссов. Сила конституции заключается в обеспечении хотя бы минимального баланса всех групп общественных запросов, такого баланса, который даже не будучи справедливым, удерживает граждан от силового противоборства, агрессивных форм заявления и отстаивания собственных интересов. Конституции можно простить многие её недостатки, если она остается практически единственным средством, удерживающим общество от внутренних силовых противоборств. Однако, чтобы ценить данное качество конституции, его надобно видеть. Такого видения современному российскому обществу, пока еще не достает, примером чему может служить «судьба» прежней российской Конституции после государственного переворота осенью 1993г. Оказалось, что оцениваемая многими как «утопичная», «заидеологизированная», «противоречивая» Конституция все-таки, на наш взгляд, обеспечивала классовый мир и бескровное решение острых политических конфликтов. После её перечеркивания президентским указом в стране пролилась кровь, была насильственно нарушена система представительных учреждений, до опасной отметки подскочил уровень регионального сепаратизма. Имеются большие сомнения в том, была ли принята де-юре на декабрьском референдуме 1993 г. новая Конституция страны, однако то обстоятельство, что государственно-политический кризис завершился заполнением пустующего конституционного пространства, можно оценивать как наилучший из всех наихудших вариантов, которые порождаются государственными переворотами. Если общество ввиду глубокого внутреннего противостояния различных политических сил не способно возвратиться к прежней легитимной конституции, оно должно и вправе использовать все наличные средства для восстановления нормальной жизнедеятельности, в том числе принятие новой конституции. Конечно, важно, чтобы в обрисованных условиях новая и старая конституции не противопоставлялись, а их разрыв воспринимался как трагедия, требующая осмысления и формулирования соответствующих выводов на будущее. Конституция как универсальный акт не может не решать проблему соотношения в общесоциальном масштабе начал традиционализма и модернизма, культурно-исторической (в самом широком смысле) преемственности и введения в социально-экономическую, политическую, духовную жизнь общества ценностей иных народов и культур, что делает конституционный процесс внутренне противоречивым. С одной стороны, конституция эффективна, когда отражает существующий общественно-политический строй, соответствует быстро меняющимся общественно-политическим реалиям. С другой – конституция (в отличие от других законов) отвечает за сакрализацию наиважнейших общественных устоев, что требует от неё долговременной стабильности. Конституция, пережившая несколько людских поколений, начинает восприниматься людьми как фактор социальной среды, который им не дано менять и который ценен сам по себе, а не как некое прикладное средство, и это резко усиливает её действенность. Конституция призвана не только находить и выражать общие интересы действующих в обществе сил, но и соединять многие поколения. Одна из идеальных функций конституции – обеспечение многопоколенной стратегической преемственности в обществе. Необходим, следовательно, поиск путей, которые позволят обеспечить одновременно и историческое «затвердение» конституционного материала, и его непрерывное соответствие вечно изменяющейся общественно-политической практике. Вот фундаментальная задача, которая в её научно-теоретическом аспекте имеет широкий междисциплинарный характер и не может быть решена в рамках только правоведческих и государствоведческих исследований. К сожалению, возможная эффективность конституции как сакральной ценности российским обществом по-настоящему не осознана. До последнего времени страна шла путем активного изменения конституционного законодательства, меняя одну конституцию на другую. Стремление к изменению действующей Конституции РФ наблюдается и сегодня. Однако мировая конституционная практика, да и накопленный нами опыт позволяют перейти к безболезненному сопряжению неизменности и подвижности конституционного текста. Конституцию можно менять не за счет изменения её текста, её привычных и уже дошедших до людей формулировок, а за счет её нового истолкования, например в рамках конституционно-судебных процедур. Конституцию стоит уподобить здесь религиозным текстам, изменение которых кощунственно, но которые в разные эпохи верующими понимаются, интерпретируются неодинаково (в идеале конституция – юридическая «библия», позволяющая менять свое содержание, но не форму, не текст). Широко распространено мнение о долговременной стабильности Конституции США 1787 г., в которую за время её действия было внесено всего 26 поправок. Однако не надо забывать, что её содержательный аспект постоянно изменяется Верховным Судом США. Так, американская Конституция ничего не говорит о праве политических партий на существование, но данное право в качестве подразумеваемого положения выведено Верховным Судом из формулы о свободе слова, собраний, петиций Поправки 1 [21]. Нетрудно себе представить аналогичную ситуацию на почве нашей политической и правовой культуры Она могла бы иметь два возможных исхода при решении обозначенной проблемы в зависимости от политической конъюнктуры: 1) писаная конституция страны не предусматривает норм о праве политических партий на существование, следовательно, создание и деятельность последних недопустимы; 2) политические партии – неотъемлемая составная часть демократической формы правления и отсутствие упоминания о них в конституции страны означает необходимость радикального изменения её текста. В нашей стране за последние два десятилетия наблюдались оба подхода, и в конечном счете первый уступил место второму. На расширение полномочий Президента США по сравнению с конституционно закрепленными обращает внимание К. Санстейн. Он указывает, что один из способов такого расширения кроется в судебной практике: «Одним из достоинств американского конституционного опыта является процесс принятия судебных решений от дела к делу, дающий новое значение конституционным положениям через тесное взаимодействие с каждым отдельным делом»[22]. Юридическое толкование – это способ не только выявления; смыслов, противоречий, недостатков толкуемого закона, но и их устранения, а также попытка наделения закона новыми смыслами, ранее из него не извлекавшимися, т. е. попытка «продуктивного расширения закона». Очень хорошо, что с началом работы Конституционного Суда в России появился государственный институт, способный обеспечить тонкое, интерпретационное изменение действующей Конституции страны. Кстати, Конституционный Суд был создан до принятия Конституции 1993 г. и при желании конфликтующих сторон вполне бы мог снять в актах толкования те противоречия, которые прежней российской Конституции ставились в вину (между нормами о полновластии Съезда народных депутатов и о разделении властей и т. д.). Одновременное обеспечение конституцией стабильности и изменчивости за счет активизации процесса конституционного толкования в ходе правоприменительной практики порождает вопрос о возможности произвольного, субъективистского истолкования конституционных норм управомоченными субъектами. Полностью такие сомнения, конечно, не развеять. Показательно, что об опасности субъективизма в истолковании конституционных положений говорят сами судьи Конституционного Суда РФ. Так, в своих особых мнениях по делу о толковании ряда статей Конституции РФ, содержащих понятия «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы», судьи Г. А. Гаджиев и Б. С. Эбзеев настаивали на признании юридической некорректности того варианта толкования, к которому пришел Конституционный Суд. Б. С. Эбзеев, в частности, посчитал, что подход, к которому склонилось большинство судей, связан с отрывом воли законодателя от словесной формы её выражения, что усиливает опасность произвольного обращения с толкуемой нормой, а Г. А. Гаджиев усмотрел в толковании понятия «общее число депутатов Государственной Думы» как числа депутатов Государственной Думы, установленного ч. 3 ст. 95 Конституции (данная норма определяет число депутатов, подлежащих избранию в Думу), применительно к процедурам принятия Думой постановлений недопустимое вторжение в полномочия палаты решать вопросы внутреннего распорядка и принимать Регламент[23]. Однако юридическое толкование само по себе нацелено на извлечение из нормативных источников их действительного, пусть внешне и не явно выраженного содержания, а не на привнесение в последние того, чего в них нет и не может быть. Отсюда субъективизм совсем не имманентен процедурам толкования и следует лишь при конструировании таких процедур закладывать в них специальные гарантии, исключавшие произвол официальных толкователей закона. Обращение к интерпретационным технологиям совершенствования конституционного законодательства и органичного соединения в конституционном процессе начал устойчивости и изменчивости требует наличия ряда условий, без которых возможности интерпретационных технологий просто не будут востребованы. Среди упомянутых условий назовем два основных. Во-первых, в обществе должны сложиться влиятельные группы, заинтересованные в общественно-политической стабильности, осознающие этот свой интерес и способные противостоять превращению в общесоциальную тенденцию устремлений отдельных групп к крайнему консерватизму и радикальному модернизму. Другими словами, необходимо, чтобы в обществе сложился так называемый средний класс. А это уже проблема во многом социально-экономическая. Во-вторых, конституционные тексты должны быть в достаточной мере юридизированы и в своих идеологической и духовно-нравственной составляющих не содержать положений, выражающих узкогрупповые интересы отдельных слоев: классов, этносов, профессиональных сословий. Узкогрупповая идеологическая и иная нацеленность конституции всегда будет побуждать конституционно «обделенные» группы к пересмотру её положений. Иногда конституционному законодательству, в том числе действующей Конституции страны, ставят в упрек абстрактность многих конституционных предписаний, сложность приложения последних к конкретным жизненным затруднениям. Как, например, гражданам воспользоваться нормой о праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42) или формулировкой о том, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (ст. 21)? И все же абстрактность конституционных норм скорее благо, чем недостаток. Во-первых, нельзя заранее нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, а следовательно, в правовой системе должны быть такие средства, которые при отсутствии конкретных норм разрешения нестандартных ситуаций (еще не урегулированных правом, слабо урегулированных и т. д.) могут использоваться для разрешения подобных ситуаций в ходе конкретизации собственного содержания. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для ликвидации «белых пятен» правоприменительной практики. Безусловно, непосредственное применение конституционных норм для упорядочения фактических общественных отношений требует развитого гражданского и профессионально-юридического правосознания, дает эффект не сразу, а по мере складывания соответствующей судебной практики. В свою очередь и правосознание, и судебные прецеденты вырабатываются в течение долгих лет при условии стабильности конституционного законодательства. Значит, нам мало решить проблему стабилизации Конституции - необходим еще упорный труд на благо развития отечественной правовой культуры, массового и элитарного правосознания. Во-вторых, конституция не только закрепляет права, свободы, обязанности, компетенцию социальных субъектов, но и стимулирует совершенствование отраслевого законодательства, нацеливает его на детализацию собственного содержания применительно к конкретным историческим условиям. Конституция – та суть, которая в разных общественно-исторических условиях требует несовпадающих нормативных решений однотипных ситуаций. Понятно, что названная роль предполагает помимо стабильности конституции высокую юридическую абстрактность её положений. Совершенствование детализирующего российскую Конституцию законодательства – проблема, в рамках которой много уже сделано, но еще больше предстоит сделать. Российские конституционные нормы содержат прямую директиву законодателю об издании более пятидесяти крупных актов, прежде всего федеральных законов[24]. Конституционное указание на необходимость принятия тех или иных актов или нормативного регулирования определенных вопросов имеет специфическое юридическое содержание: упоминаемые в Конституции РФ акты должны быть приняты, а ориентиры нормативного регулирования реализованы; после принятия актов, развивающих конституционные положения, эти акты не могут упраздняться, если такое упразднение не связано с их одновременной заменой аналогичными актами. Таким образом, Конституция РФ – это своеобразный план законопроектных работ, главный фактор развития и систематизации отечественного права.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |