КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебно-правовые источники
По вопросу о причислении судебных решений к источникам права вообще и к источникам конституционного права в частности в юридической науке нет единого мнения. Дело в том, что Россия относится к государствам со сложившейся статутной правовой системой, где судебные решения до недавнего времени играли лишь роль актов применения права. Однако теперь, когда Конституция может быть реализована прямо, о чем свидетельствует её ст. 15, роль суда существенно изменяется. Судебные прецеденты для России – государства с давними традициями континентального права и кодифицированного законодательства – явление относительно новое, и тем не менее они должны занять в современной российской правовой системе достойное, равноправное с другими источниками права место. Несмотря на то, что признание судебного решения источником права пока нельзя считать всеобщим, все больше авторов склоняются к такому признанию. Например, В. М. Корельский, отвечая на вопрос о том, возможно ли использование судебного прецедента в современной России, пишет: «Надо полагать, возрастание роли третьей (судебной) власти, развитие частного права сделают это возможным (конечно, в определенных границах)»[59]. Б. А. Страшун, характеризуя постановления Конституционного Суда РФ о толковании Конституции (ч. 5ст. 125 Конституции), подчеркивает, что они «содержат нормы конституционного характера». Кроме того, он полагает, что и постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125), тоже «должны содержать нормы конституционного характера»[60]. Еще шире трактуют данный вопрос М. В. Баглай и Б. Н. Габричидзе. По их мнению, «к числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции»[61]. С. А. Иванов, анализируя постановления Конституционного Суда применительно к трудовому праву, отмечает, что «их правовая природа ясно придает им качество источников права»[62]. По его мнению, «появление такого источника права обосновано, поскольку позволяет федеральному судебному органу при рассмотрении конкретного дела, имеющего общегосударственную значимость, устранять ошибки и пробелы в действующем законодательстве». Кроме того, С. А. Иванов предлагает предоставить Верховному Суду РФ функцию толкования законов и признать за ним право судебного правотворчества. «Вместо того, дать Верховному Суду право толковать законы, как это сделано применительно к Конституционному Суду, – пишет автор, – Верховному Суду предоставили возможность давать только разъяснения, находясь в плену ранее установившейся практики и старого мышления. В новых условиях такой менталитет неприемлем. Разделение властей должно привести к утверждению подлинной самостоятельности Верховного Суда и к наделению его правом толкования законов, что будет способствовать в свою очередь утверждению его решений в качестве источников права»[63]. Что касается толкования текста Основного Закона, то эта функция (возложенная, как уже указывалось, на федеральный Конституционный Суд), особенно в условиях установления жестких механизмов изменения его содержания в целях обеспечения стабильности Конституции, приобретает сегодня новое качество конституционного законодательствования2. Конституционный Суд, включившись в работу по официальному толкованию Конституции, пошел дальше простого разъяснения смысла отдельных её положений, значения отдельных понятий и т. п.: в ряде случаев он выступил в качестве квазизаконодателя. Речь идет о его решениях, в которых были определены наименование и форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ, субъект, полномочный решать вопрос о включении в текст Конституции нового наименования субъекта федерации и форме правового акта, опосредующего это включение, и др. В данных решениях Конституционный Суд в силу «молчания» Конституции сам формулирует «недостающие элементы» конституционного текста, исходя из смысла других норм Основного Закона и главных принципов, в нем заложенных. Например, в первом случае Суд назвал форму нового правового акта – «закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации»; во втором – Президент РФ определен в качестве субъекта, включающего своим указом в текст федеральной Конституции новое наименование субъекта федерации, что вытекает из таких элементов статуса Президента, как глава государства и гарант Конституции[64]. Иначе говоря, осуществляя толкование Основного Закона, Конституционный Суд принимает решения, без которых текст Конституции уже не может считаться полным. Толкование каким-либо иным органом конституционной нормы, уже истолкованной Судом, недопустимо. Теоретически возможен вариант, когда Суд изменит свою позицию по тому или иному вопросу (например, при изменении состава Конституционного Суда). Тогда он примет новое решение, представив соответствующую аргументацию. Главные аргументы оппонентов признания судебных решений источниками права вообще и конституционного права в частности – функциональная детерминированность федеральных государственных органов, связанность их принципом разделения властей (ст. 10 Конституции), а также непоколебимая теоретическая установка на причисление таких решений к актам применения права. Признание судебного решения источником права превратит, по их мнению, суд (в данном случае – Конституционный) в законодательный орган, что недопустимо в силу названного принципа. Действительно, разделение властей предполагает выполнение законодательных функций парламентом, а судебных – судом. Во-первых, однако, в той же Конституции (ст. 125) устанавливается довольно широкий перечень полномочий Конституционного Суда, среди которых официальное толкование конституционного текста, проверка ряда нормативных актов и т. д., а также самостоятельность органов судебной власти в целом (ст. 10), т. е. Конституционный Суд не проявляет «своеволия», выполняя в некоторых случаях функции квазизаконодателя, он лишь реализует поставленные перед ним Конституцией задачи. Во-вторых, такая логика рассуждений (право может быть творимо только законодателем) должна была бы привести и к отрицанию "нормативных актов Президента и Правительства как источников права, однако, подобных выводов не делается[65]. В-третьих, судебное решение признается в качестве источника права во многих зарубежных государствах, в том числе не относящихся к семье прецедентной системы права (Германия, Франция[66]), без ущерба для принципа разделения властей, тоже в них исповедываемому. Наконец, в-четвертых, судебное решение не всегда выступает актом применения права. Как отмечает Ю. Л. Шульженко, «основным результатом конституционного контроля является решение о соответствии или несоответствии конкретной правовой нормы положениям конституционного акта, т. е. акта, занимающего высшее место в иерархии источников права, а не применение правовой нормы к конкретным обстоятельствам судебного дела»[67]. В современных условиях признание судебных решений (конкретные их виды, несомненно, могут и должны быть предметом дискуссии) источниками права представляется необходимым и важным, ибо позволит оперативней и качественней развивать правовую систему, ликвидировать многочисленные пробелы и противоречия, поскольку предметом рассмотрения суда всегда служит конкретное дело с конкретными участниками, выражающими свои конкретные интересы. Какова юридическая сила решений, принимаемых Конституционным Судом? Суд принимает несколько видов решений: заключения, определения, послания, постановления. В данном случае речь идет о постановлениях, т. е. о решениях, опосредующих такие полномочия Суда, как проверка конституционности законов, подзаконных актов, договоров и т. д., а также толкование Конституции. Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Следовательно, при объявлении неконституционным какого-либо акта в целом он попросту «выпадает» из ряда нормативных регуляторов, хотя и не был отменен органом, его издавшим (парламентом, Президентом, Правительством и т. п.). В случае же признания неконституционной какой-либо части акта мы получаем, по сути, новый акт, потому что старый теряет свою целостность. Содержание двух этих актов различно. Второй акт, полученный в результате трансформации первого в ходе проверки его конституционности, исходит от Конституционного Суда. Иначе говоря, и здесь, как и при толковании Конституции, Суд «творит право»[68]. Представляется, что юридическая сила принимаемых Конституционным Судом постановлений равна юридической силе законов. Причем первые защищены даже больше, чем вторые, ибо изменить и отменить закон вправе и парламент, и Конституционный Суд, а изменить и отменить свое судебное решение может лишь сам Суд[69]. Таким же образом обстоит дело с решениями конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Последние в своих основных законах тоже закрепляют окончательность решений названных судебных органов и невозможность их обжалования. Естественно, решения этих органов касаются вопросов проверки соответствия конституции (уставу) того или иного субъекта федерации принимаемых лишь в данном регионе актов, а также вопросов толкования их основных законов[70]. Оценивая первые удачи и промахи российской конституционной юстиции, а также анализируя некоторые вопросы институциональной идентичности Конституционного Суда России, известный немецкий правовед А. Бланкенагель пишет: «Идея конституционного суда была новшеством для российской истории, во всяком случае – как идея независимого высококвалифицированного суда, деятельность которого практически предусматривала бы правотворчество путем создания прецедентов и посредничество в политических конфликтах путем разрешения конституционных вопросов этих конфликтов (и воздержания от разрешения иных вопросов). Как и в случае с любым другим конституционным судом, возникающим среди предконституционной пустыни, следовало принять прошлое – будь оно чуждым (американским, французским, немецким или другим) либо полуотвергнутым советским – и приспособить его, чуждое или полуотвергнутое, к вечно живому мифу российской уникальности»[71].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |