Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включить приборы!




Мейндерт Хоббем. Аллея в Мидделхар-ннсе

Живописный пейзаж воспроизводят ре-альную или воображаемую картину при-роды. Голландский мастер три столетия назад написал «Аллею в Мидделхарни-се» — симметричный ряд деревьев, от которых веет тишиной и покоем. Компо-зиция картины вполне кинематографична, и легко представить себе людей, уходящих по этой дороге вдаль.

 

ОСВЕЩЕ

НИЕ

ОБЪЕКТА

Все, что мы видим, мы видим благодаря свету — элек-

тромагнитным колебаниям,

которые воздействуют на наш зрительный орган — глаза.

Мы видим излучения с длиной волн от 380 до 780

миллимикрон, которые наш мозг ощущает как свет и цвет.

Из всех органов чувств человека зрение дает ему

наибольшее количество сведений об окружающем мире.

Чтобы этот мир «увидела» кинокамера, фн тоже должен

быть освещен. Специальная светочувствительная пленка

воспринимает

В. М. Васнецов. Иван-царевич на сером ■ сказок и былин. Дремучий лес, сквозь ко-

 

лучи света, отраженные от объектов, и на ней появляются копии предметов и фигур, которые находятся перед объективом. Поэтому понятно, что именно свет и тень являются главным изобразительным средством кинематографиста. Искусство кино — это искусство светотени.

— А цветное кино? — мог спро-сить пещерный художник.

— Тут есть своя специфика, — сказали бы мы. — Но свет и тени — это категории, относящиеся также и к цветному изображению.

Кинооператор управляет светоте-невыми эффектами, определяет на-правление световых лучей, регули-рует их интенсивность, создает сис-тему контрастов, выбирает общую тональность кадра, и каждый из ком-понентов светового решения является частью композиции кадра. В сущ-ности, композиция кадра — это ком-бинация светов и теней.

— А что важнее: свет или тень? — мог спросить предок.

— И свет и тень, — ответили бы мы. — Это одно и то же. Ведь мы можем сказать, что свет есть отсут-ствие тени, а тень — отсутствие света. И они вместе — это средство, при помощи которого кинооператор изображает окружающую его реаль-ную действительность.

Работая нэ. натуре, кинооператор использует естественное освещение, а в закрытых помещениях применяет искусственные источники света, которыми освещается объект, пространство, где находится этот объект, а также фон, на котором происходит действие. В интерьере это делается с помощью приборов, которые в зависимости от их назна-чения, делятся на источники:

1) рисующего света,

2) заполняющего света,

3) моделирующего света,

4) контрового (контурного) света,

5) фонового света.

Рисующий свет — это «направ-ленный поток световых лучей, кото-рым создается основа эффекта ос-вещения, обрисовывается объемная форма фигур, рельефов и простран-ства объекта съемки, производится раскладка светотени и тональных масс» — так определяют этот основ-ной вид света авторы книги «Фото-композиция» Л. П. Дыко и А. Д. Го-ловня.

Для того чтобы получить светоте-невой рисунок с богатой градацией теней, рекомендуется располагать рисующий прибор под углом к оп-тической оси объектива и выше съе-мочной точки. Такое положение при-бора даст пластическое изображение с ярко выраженными объемами и фактурами фигур и предметов.

Светотеневой характер освещения, как и в жизни, является основным, привычным. Его можно уподобить светораспределению в ясный солнеч-ный день или в лунную ночь, когда «работает» всего один-источник света, лучи которого равномерно ложатся на объект, образуя зоны света и тени в зависимости от формы и рельефа этого объекта.

Заполняющий свет — это световой поток, направленный от съемочной точки вдоль оптической оси объектива и высвечивающий участки, на которые не попал луч рисующего прибора. Интенсивностью этого све-тового потока определяется светото-нальное решение кадра, так как именно от него зависит контраст изображения.

Если заполняющий световой ис-точник работает без рисующего и является основным, формирующим общий характер изображения, то та-кое световое решение называется то-нальным. Оно имеет аналогию в при-родных условиях — это пасмурная погода, когда на объектах нет теней. Контраст при этом минимален. Свет и тени при таком освещении уже не могут быть фактором эмоциональ-ного воздействия, хотя возможность решить сцену в темной или светлой тональности остается. Но тут особое значение приобретают свето- и цвето-тональные качества самих объектов.

Моделирующий свет — это свето-вой луч, направленный на какую-то часть объекта с целью выявить от-дельную деталь, подчеркнув ее изоб-разительное значение.

Контровой (контурный) свет дает прибор, расположенный напротив кинокамеры и направленный в сто-рону объектива. В результате на объекте получают светлую окантовку, которая придает изображению живописность и хорошо выявляет пространство.

Фоновой свет — это свет, получен-ный от приборов, направленных на фон. Положение и интенсивность этих лучей целиком зависят от характера интерьера и замысла кинооператора.

Взаимодействие этих световых по-токов показано на рис. 10. Это прин-ципиальная схема, которая может изменяться и использоваться в бес-конечном количестве самых разно-образных вариантов.

Светотеневой характер освещения, приведенный в кадре 59, составлен при помощи трех источников: рису-

ющего, заполняющего W фонового. При этой расстановке приборов вы-явлена форма и фактура объекта, создана иллюзия объема. Изображе-ние соответствует тому эффекту, ко-торый мы видим в повседневной жизни.

Кадр 60 снят с применением двух источников света — заполняющего и фонового. Такое изображение на-зывается тональным. Оно трафично, лишено объемов, рельеф модели скрадывается, потому что нет тене-вых участков. Прямой свет прибора

 

падает на объект так, что все тени оказываются вне поля зрения каме-ры. Иногда именно такое довольно своеобразное творческое решение от-вечает авторскому замыслу.

Кадр 61 — пример использования лишь одного рисующего источника. Темная сторона объекта сливается с фоном, потому что второй план не освещен и нет контрового луча, ко-торый мог бы отделить объект от фо-на, очертив его светлым контуром.

— Совсем как у нас в пещере% когда мы сидели у костра и жарили мамонта, — мог сказать низколобый пращур. — Один источник света, а все остальное — в тени. Это очень реалистичное изображение. Я счи-таю, что снято очень хорошо!

Мы с ним могли бы поспорить. Ведь можно передать эффект одного источника света, но сделать это го-раздо живописнее (кадры 62, 63).

— Мы предлагаем более интерес-ное решение, — сказали бы мы пра-ЩУРУ- — Источник света в кадре, но кроме единственного прибора, который создает эффект естествен-ного освещения, есть дополнитель-ные, делающие кадр более вырази-тельным. Ведь наша цель — не ско-пировать характер освещения, а создать его образ.

— У нас в пещере было лучше, — не согласился бы предок. — У нас свет был живой. Он дрожал, менял насыщенность, и лица были при этом освещении — глаз не оторвешь! А у вас вместо человеческих лиц какие-то гипсовые маски, а вместо живого огня — мертвый.

— Гипсы снимают для того, чтобы овладеть мастерством киноосвещения, — сказали бы мы. — Творческий человек должен представить

себе, что мы освещаем не скульпту-ры, а лица людей. Что касается огня, то действительно, при киносъемке его нужно сделать живым! Это не сложно. Включив камеру, нужно помахать перед прибором стеклянной пластинкой или подвигать какой-либо светофильтр, и световой луч «оживет». Он будет похож на свет от костра, от свечи или другого естественного источника. Но только не следует делать это грубо. Не нуж-но, чтобы луч мигал, как светофор.

— Ну а какой кадр вы считаете самым удачным? — мог спросить любознательный предок.

— Все хороши в своем роде, — сказали бы мы. — Каждый из них имеет право на существование, и все зависит от общего светового решения того эпизода, в который этот кадр будет включен. Но, пожалуй, самым живописным можно считать кадр 63. Это пример органичного сочетания четырех видов света: рисующего, заполняющего, контрового и фонового. Заполнение умеренное, оно не мешает эффекту рисующего луча. Насыщенные густые тени хорошо передают форму. Провалов в тенях нет, в них просматриваются детали. Контраст не резок. Блик контрового прибора не ярок и не-привлекает особенного внимания. В достаточной степени освещен фон. Но главное — подчеркнут характер героя!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.