Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сверху вниз и снизу вверх




На любой объект есть знакомые всем, привычные точки зрения, но могут быть и такие, которые дают возмож-ность увидеть его с незнакомых по-зиций.

— А нужно ли это? Смотреть на хорошо известные вещи с новых то-чек и получать необычный эффект? — с полным правом мог спросить пещерный живописец.

— Конечно, да! Ведь это обяза-тельно добавит что-то в уже сложив-шуюся характеристику, — ответили бы мы.

Более того, неспособность или про-сто нежелание кинооператора искать такие точки иногда может привести к тому, что своеобразие ситуации будет потеряно, специфика объекта не будет раскрыта в полной мере.

В конце концов изобразительный шаблон, штамп в показе каких-то событий потому и происходят, что авторы фиксируют лишь то, что бро-сается в глаза с первого взгляда, не задумываясь об образной харак-теристике явления, факта или пред-мета.

Но в то же время использование необычной точки зрения не должно быть необоснованным капризом ав-тора. У настоящих мастеров такой взгляд никогда не превращается в самоцель, а является средством, с по-мощью которого раскрываются но-

Кадр 72

вые качества или свойства объекта. Так, например, для показа альпи-нистов стала привычной композиция, снятая на горном склоне (кадр 72, а). Спортсмены идут, преодолевая препятствия, и кинооператор,

 

снявший кадр 72, б, показывает мо-мент восхождения с необычной по-зиции. Желая подчеркнуть динамику, он построил композицию, направив движение по диагонали картинной плоскости. На киноэкране ботинок альпиниста будет главным сю-жетным центром, который перемес-тится по переднему плану, а потом по этой же композиционной линии переместится человек. Очевидно, за ним пройдет второй, потом третий... Статичная композиция, пересеченная диагональной линией движения, как бы раздвинет рамки кадра. Благодаря возникновению и исчезновению человеческих фигур зритель ясно представит себе пространство, окружающее кинокамеру, и это поможет связать снятый план с остальным материалом. Эта живо-писная, выразительная композиция получилась благодаря ракурсной точке съемки.

Ракурс — «raccoureir» — обозна-чает в переводе с французского «сокращать», «укорачивать*. Это прием, выполняя который киноопе-ратор направляет оптическую ось камеры под углом к вертикальным плоскостям объекта. При этом сис-тема перспективной (центральной) проекции, о которой уже говорилось, передает разноудаленные от объек-тива части предмета в разных мас-штабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения перспективы. Удаленные от съемочной точки детали окажутся уменьшенными, сокращенными. Этим и объясняется название приема. Особенно заметен такой эффект при съемке корот-кофокусной оптикой с близкого рас-стояния (рис. 21).

Ракурс — это один из способов передать на двухмерной ограничен-ной плоскости бесконечность прост-ранства. Показывая объекты в par курсных сокращениях, художники всех времен придавали своим по-лотнам дополнительные глубинные ориентиры, выстраивали композиции, которые говорили о вертикальных и горизонтальных протяженно-стях, свойственных реальной дейст-вительности. Достаточно сравнить полотна итальянских живописцев эпохи Возрождения «Положение во гроб» М. Караваджо и «Мертвый Христос» А. Мантенъи, чтобы почув-ствовать иллюзию трехмерного про-странства, которая придает библей-ской истории черты реальности.

Конечно, ракурс не меняет содер-жание произведения, он использу-ется как дополнительная характе-

ристика, которая подчас имеет важ-ное смысловое и эмоциональное зна-чение. В кинематографе этот прием служит разным целям.

1. Ракурс выявляет положение съемочного аппарата, а стало быть, и зрителя относительно объекта съемки и тем самым пространственно ориентирует зрителя.

2. Ракурс раскрывает специфиче-ские признаки объекта, которые можно заметить только с данной точки зрения.

3. Ракурс придает объекту опре-деленную эмоциональную окраску,, являясь своеобразным изобразитель-ным эпитетом.

Ориентация в пространстве — это самая очевидная роль ракурсной съемки, и она соответствует нашей жизненной практике. Ракурсная по-зиция кинокамеры может подчеркнуть впечатление, которое зритель получает, глядя на вертикальные и горизонтальные протяженности, дать дополнительные сведения о раз-мерах и взаимном положении объ-ектов, окружающих съемочную точку. В этом плане кинооператоры следуют принципам, которые открыты и исследованы художниками-

живописцами.

Интересный пример использования ракурсной точки зрения — картина Н. К. Рериха «Заморские гости». Ракурс дал возможность выстроить диагональную композицию, которая вызывает ощущение спокойного движения судов, скользящих из глубины пространства. Кроме того, у зрителя появляется впечатление, что ладьи скатываются по на-клонной плоскости, и эта динамиче-ская неуравновешенность помогает автору создать иллюзию движения.

Но не это главный результат. Глав-ное то, что у зрителя возникает ощу-щение, будто он поднялся на один из холмов, обрамляющих воды залива, и таким образом ракурсная точка помогает ему установить контакт с автором: ведь зритель «поднялся» на эту высоту по воле художника. Этот эффект достигнут благодаря ракурсной позиции наблюдателя, которая более активна, чем наблюдение с обычной, лишённой изобразительного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.