КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в философию. История философии. Онтология. Антропология. Гносеология
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ И.А. Асеева РАСЧЕТ ГАСИЛЬНЫХ БАРАБАНОВ РАСЧЕТ РЕВОЛЬВЕРНЫХ И КОЛЕННО-РЫЧАЖНЫХ ПРЕССОВ
Приложение 16
ОГЛАВЛЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
Курск - 2012 УДК 101. 1 (075) ББК 87 я 73 Асеева И.А. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: Учебно-методическое пособие для вузов. Курск, 2012.
Рецензенты: докт. филос. н., проф. Мороз В.В. докт. филос. н., проф. Буданов В.Г.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов. Оно вобрало в себя опыт многих научных и учебных изданий, вышедших в последние годы. Пособие содержит вопросы семинарских занятий, перечень основных понятий каждой темы, предложено несколько докладов и рефератов, список необходимой и дополнительной литературы для подготовки и краткий конспект соответствующей лекции. Для самопроверки студент может обратиться к вопросам в конце каждого занятия. По окончании очередного раздела представлены тесты, аналогичные экзаменационным. Пособие построено в соответствии с логикой лекционных курсов, преподаваемых в Юго-Западном государственном университете для студентов гуманитарных специальностей. Работа авторского коллектива распределялась таким образом: В.Е. Никитин подготовил предисловие, раздел IV занятие 14, п. 3; И.А. Асеева – раздел I, II, III, IV занятия 14-17, 19-20, раздел V занятия 23,24,27; Л.М. Величко – раздел V занятия 25-26; А.И. Алексеенко – раздел IV занятие 18; Т.Н. Каменева – раздел IV занятие 21; С.Н. Алехина – раздел IV занятие 22.
ISBN
© И.А.Асеева (текст); © ЮЗГУ (оригинал-макет, оформление)
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ По многочисленным и откровенным признаниям студентов всех факультетов, практически каждый из них, увидев в расписании новый предмет «философия», задавал один и тот же вопрос: «А зачем философия инженеру (химику, биотехнологу, экономисту)?» И если на первых занятиях ответ не приходил, изучение философии превращалось в нудное и тоскливое отсиживание времени. Учитывая эти реалии жизни, авторы учебного пособия сочли необходимым дать хотя бы краткий, но простой и понятный ответ на этот молчаливый вопрос, подняв его на более высокий уровень: «Зачем философия человеку?» Впрочем, вначале можно ответить на более практичный вопрос: «А без философии можно обойтись?» А без мобильных телефонов, машин, фабрик, заводов обойтись можно? Можно, оказывается! Только человек перейдет в первобытное состояние, но останется человеком до тех пор, пока у него сохранится хоть какая-то философия, то есть, мировоззрение, - способность понимать себя, свое сообщество, природу, способность накапливать знания и критически мыслить. Но если вдруг человек утратит философию, он превратиться в один из обычных видов млекопитающих, потеряв право на гордую приставку – человек разумный. Сделаем вывод: без философии обойтись нельзя по той простой причине, что она уже есть у каждого нормального, думающего человека. А вот без ее изучения – можно! (Только не в университете, она обязательна в учебной программе). Но тогда придется довольствоваться собственной маленькой кустарной философией, хаотичной, с ошибками и заблуждениями, вырабатывая ее десятилетиями. Вопрос формулируется так. Быть человеку всю жизнь в мировоззрении, стиле мышления кустарем-одиночкой или же воспользоваться редкой возможностью приобщиться к концентрату духовной культуры человечества, носителем которой три тысячи лет является философия? Думая над тем, как объяснить значение философии, мы пришли к выводу, что лучше всего это сделают те, кто на века остался в памяти людей как философ. Совокупность их мыслей и мнений о предмете, даст разностороннее понимание того, что такое философия и зачем она человеку. Вот, что говорит философ Платон (V век до н.э.), как бы обращаясь к начинающему: «Человека, не сроднившегося с философией, ни хорошие способности, ни память с ней сроднить не смогут, ибо в чуждых для себя душах она не пускает корней». А вот мнение Антисфена (V век до н.э.): «Философия дала мне умение беседовать с самим собой», и как бы продолжает эту мысль Аристипп (V век до н.э.): «Философия приносит ту пользу, что дает способность говорить с кем угодно». Диогена Синопского спросили: «Когда мир благоденствует?» Он ответил: «Когда его цари философствуют, а философы царствуют». А на вопрос, что дала ему философия, ответил: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы». Прекрасно понимал значение философии для человека Эпикур, еще в IV веке до новой эры. Его мудрые советы звучат так: «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть никто не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души». Мысли Цицерона (I век до н.э.) четко определяют два важных аспекта философии. Он говорит: «Наука об исцелении души есть философия». И еще также кратко и точно: «Культура ума есть философия». Сенека (I век н.э.) выделяет еще одну характерную черту: «Философия учит делать, а не говорить. Она требует от каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами…» И в заключение, несколько мыслей классиков немецкой философии. Кант (XVIII век) полагал, что именно из философии «можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком» и предложил определение еще одного важного аспекта своей науки: «Философия – критическая совесть эпохи». Последователь Канта, Гегель, человек, энциклопедически образованный, сказал: «Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии не знаю». И далее: «Философия есть мышление о мышлении и высший способ постижения духом своей сущности». Мы полагаем, что это краткое знакомство с мнениями о философии великих мыслителей при внимательном прочтении и размышлении поможет найти ответ на вопрос, зачем философия человеку, станет основой осмысленного отношения к этому предмету, а, возможно, и началом любви к мудрости. РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Философия - одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Уяснение таких вопросов имеет для людей жизненно важное значение. Это особенно ощутимо в переломные эпохи с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда происходит и перестройка мировоззрения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |