Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1. История развития и современное состояние менеджмента




Исторические предпосылки менеджмента. Научные школы менеджмента. Современный российский менеджмент. Зарубежные модели менеджмента.

Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, кибернетика и др.

Цель изучения истории развития менеджмента заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции.

Общая характеристика истории управления, начиная с древнего мира и заканчивая концом XX в., приведена в таблице 1.

В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале XX в. концепции научного управления.

Таблица 1 – Исторические этапы развития менеджмента

Годы Авторы Основной вклад в развитие менеджмента
     
5000 до н.э. Лумеры Письменность, регистрация фактов
  Египтяне Признание необходимости планирования, организаций и контроля
  Египтяне Децентрализация в организации управления
  Хаммурапи Использование письменных документов для контроля
  Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля
  Навуходоносор II Контроль производства и стимулирование через заработную плату
  Менциус Признание необходимости систем качества и стандартов
  Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства
325 до н.э. Александр Македонский Создание штаба
284 н.э. Диоклетиан Делегирование полномочий
  Гомас Мор Анализ недостатков плохого руководства
  Адам Смит Применение принципа специализации, концепция контроля

 

Продолжение таблицы 1

     
  Эли Уитни Контроль качества
  Роберт Оуэн Подготовка рабочих, строительство домов для рабочих
  Чарльз Беббедж Упор на научный подход, важность специализации и разделения труда
  Генри Р. Таун Наука менеджмент
  Фредерик У. Гейлор Научный менеджмент, системный подход, функциональная организация, стандарты, планирование и контроль
  Харрингтон Эмерсон Принципы эффективности
  Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции и принципы менеджмента
  Макс Вебер Теория бюрократического построения организации и управления ею (упор на психологию, исследование человеческих отношений)
  Мери Паркет Фоллетт Индивидуальная мотивация, групповой подход к решению проблем
  Г.Ф. Джорж Использование статистических методов при контроле качества
  Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
  Вальтер Дилл Скотт Менеджер должен смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т.д.
  Абрахам Маслоу «Пирамида потребностей» – человек имеет сложную структуру иерархических потребностей. Управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивации
  Норберт Винер Упор на системный анализ и теорию информации
  Питер Ф. Дру-кер Концепция управления по целям – управление должно начинаться с выработки целей и только потом переходить к формированию функций, систем взаимодействия
  Дуглас Мак-Грегор Теория «X»: - обычный человек старается избегать работы; - большинство людей только путем принуждения могут быть побуждены действовать в интересах организации; - средний человек желает находиться в безопасности, не берет на себя ответственность, предпочитает, чтобы им управляли.

 

Продолжение таблицы 1

     
    Теория «У»: - выражение физических и эмоциональных усилий в работе для человека также естественно, как и во время игры или отдыха; - ответственность перед организацией определяется размером получаемого вознаграждения; - обычный человек стремиться взять на себя ответственность
  А.Чандлер Проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Смена стратегии обуславливает необходимость проектирования новой организации
  Игорь Ансофф Модель стратегического планирования, стратегический менеджмент
  Цж.Гелбрейт Определение элементов современного организационного проектирования: - идеология, ценности и принципы управления; - состав потребителей, обслуживаемых организацией; - рынки сбыта и территориальное размещение производства
  Майкл Портер Новые идеи конкурентоспособности и потребительских качеств продукции
  Уильям Оучи Концепция теории Z: - долгосрочный наем кадров; - групповое принятие решений; -индивидуальная ответственность; - низкая скорость оценки и продвижения кадров; - неформальный контроль четко формализованными методами; - неспециализированная карьера; - всесторонняя забота о работниках
  Том Питере, Роберт Уотер-ман; Ричард Паскаль, Энтони Атос Теория «7-S» – эффективная организация обеспечивается с помощью семи составляющих: стратегия, структура организации, системы процессов, штат, стиль, квалификация, разделенные ценности

 

Различают пять разных школ, при которых управление рассматривается с различных точек зрения: научного управления; административного управления; человеческих отношений; наука о поведении; наука управления или количественного метода.

Школа научного управления. Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием «научная организация труда», совпали с началом XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер-практик и менеджер Ф. Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.

К представителям школы научного управления следует отнести также некоторых российских ученых, прежде всего А.А. Богданова и А.К. Гастева.

Для данной школы характерны также следующие черты:

- использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

- целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

- равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;

- обеспечение работников ресурсами;

- применение материального стимулирования;

- сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.

Классическая, или административная, школа управления. Наибольший вклад в ее развитие внес французский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций, подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью административного управления было создание универсальных принципов управления. Это можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:

- определение лучшего способа разделения организации на подразделения (такими подразделениями они считали финансы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функций управления;

- предложение принципов построения структуры организации и управления работниками (это, прежде всего принципы единоначалия, полномочия и ответственности, стабильности рабочего места и др.).

Школа человеческих, отношений в управлении. Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности использования человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.

Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом.

Школа науки управления, или количественный метод, базируется на использовании в управлении данных точных наук – математики, статистики, инженерных наук и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций.

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в сжатые сроки.

Существенное влияние на формирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы:

- экономическая и политическая нестабильность в стране;

- ресурсно-сырьевая направленность экономики;

- деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала;

- продолжающийся процесс приватизации производства;

- сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;

- высокий уровень инфляции;

- высокий уровень безработицы;

- низкие в целом уровень оплаты труда работников и удельный вес ее в конечной цене произведенного и проданного товара;

- отсутствие должной зависимости размеров заработной платы многих категорий работников от количества и качества их труда;

- низкие уровень и продолжительность жизни населения, ухудшающаяся демографическая ситуация;

- значительная поляризация уровней доходов разных категорий и групп населения;

- продолжающийся процесс деинтеллектуализации труда;

- деградация социальной сферы;

- низкие уровни демократизации общества и экономики, неразвитость демократических институтов.

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и условий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента.

В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.

В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:

- планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);

- организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);

- связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);

- обеспечение эффективности деятельности организации (включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем).

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

- планирование;

- организация работы;

- оперативное руководство;

- мотивация;

- координация;

- контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:

- определение цели;

- получение информации;

- планирование;

- принятие решений;

- реализация;

- контроль.

Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию, планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Практическое задание к теме:

Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Ответы должны сопровождаться примерами.

1. В японской модели управления труд оплачивается в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.

2. Ф. Тейлор явился инициатором экспериментов в г. Хоторне.

3. Установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках.

4. Чем выше разделение труда, тем выше его производительность.

5. Социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги.

6. Ситуационный подход нацелен на тщательный анализ каждой конкретной ситуации.

7. Участие в прибыли предприятия лишь его акционеров – признак японской национальной модели управления предприятием.

8. Менеджмент как наука выделяет, административную, научную и школу «человеческих отношений».

9. Количественный подход в управлении нацеливает на повышение производительности труда.

10. Менеджерам следует опираться на теоретические знания.

11. Наиболее схожей с российской моделью управления предприятием является американская модель.

12. Зарождение менеджмента относится к концу XIX в.

13. Узкая специализация труда свидетельствует о высокой организации производства.

14. Лучше иметь дело с отдельными людьми, чем с группой.

15. Подбор персонала с учетом физиологических и интеллектуальных способностей – это вывод, к которому пришел опытным путем Тейлор.

16. Рационализация производственного процесса – идея, принадлежащая Э. Мэйо.

17. Подготовка менеджеров в США является трехступенчатой.

18. Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты.

19. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучения посредством опыта», перемещая их по разным должностям – это одна из основ американской национальной модели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.