КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 2. Методологические основы менеджмента
Сущность менеджмента. Содержание понятия менеджмент. Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента. Виды менеджмента. Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма. Менеджмент – это управление в условиях рынка, означающее: - ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства видов продукции, пользующихся спросом и способных принести фирме намеченную прибыль; - постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; - хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; - постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; - выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; - необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Термин «менеджмент» – синоним термина «управление», но в более узком смысле. Термин «менеджмент» применяется, как правило, лишь к управлению социально-экономическими процессами фирмы в рыночных условиях. Содержание понятия «менеджмент», как правило, рассматривают с трех позиций (рисунок 1). Рисунок 1 – Содержание понятия «менеджмент» Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Менеджмент как организация управления предполагает наличие структуры, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Менеджмент как система управления рассматривает взаимные связи между подразделениями фирмы (совокупности объектов) как единое целое (систему). Конечная цель менеджмента – обеспечение долгосрочной стабильной прибыльности в деятельности фирмы путем рациональной и гибкой к изменяющимся условиям организации производственного процесса, включая: управление производством и развитие технико-технологической базы за счет минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства – выпуска продукции и услуг; эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Важнейшая задача менеджмента – организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В задачи менеджмента также входят: - разработка стратегии развития фирмы; - определение конкретных целей развития фирмы; - ранжирование целей по приоритетности для определения очередности их решения; - выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей на различные временные периоды; - определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; - установление контроля выполнения поставленных задач; - обеспечение автоматизации производства и использование работников, обладающих высокой квалификацией; - стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; - постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; - постоянный поиск и освоение новых рынков. Критерий успешности достижения целей и выполнения задач менеджмента – рынок. Характерные черты менеджмента включают следующие аспекты (рисунок 2).
Рисунок 2 – Характерные черты менеджмента Содержание экономического аспекта составляет управление персоналом производства, в ходе которого достигается эффективная координация материальных и трудовых ресурсов. Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, регулирующая отношения между руководителем и подчиненным, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи. Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса. Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для решения различных задач, упорядочения требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль действий, необходимых для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение сотрудников. В зависимости от видов и последовательности деятельности менеджмент разделяют на три стадии (рисунок 3).
Рисунок 3 – Стадии менеджмента Стратегическое управление включает: - выработку цели менеджмента; - прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов; - перспективное планирование как систему мер по преодолению отклонения прогнозируемых результатов от поставленной цели. Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер: - организацию нужной структуры и необходимых ресурсов; - руководство как распорядительство (мотивацию) в условиях созданной структуры. Контроль включает анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления. Эффективный менеджмент предполагает единство всех черт и стадий процесса управления. Различают следующие основные виды менеджмента: инвестиционный, финансовый, инновационный, менеджмент персонала, риск – менеджмент, стратегический менеджмент, производственный менеджмент.
Практическое задание к теме: На основании краткой характеристики вида менеджмента, приведенного в таблице 2, дайте его название (инвестиционный, инновационный, финансовый, антикризисный). Таблица 2 – Характеристика отдельных видов менеджмента
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |